Чем отличается бухгалтерская отчетность от бюджетной
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается бухгалтерская отчетность от бюджетной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024<*> Суммы бюджетных кредитов, которые организация не будет возвращать при выполнении определенных условий, в тех случаях, когда существует уверенность, что такие условия будут выполнены, учитываются в порядке, установленном для бюджетных средств (п. 17 ПБУ 13/2000). По экономическому содержанию такие кредиты ничем не отличаются от бюджетных средств. Следовательно, суммы таких кредитов показываются по строке 5900 "Получено бюджетных средств - всего".
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.<*> Эти суммы учитываются в порядке, установленном для бюджетных средств (п. 17 ПБУ 13/2000). По экономическому содержанию такие кредиты ничем не отличаются от бюджетных средств. Следовательно, суммы таких кредитов показываются в таблице 11.1 "Бюджетные средства".
Нормативные акты
<Письмо> Минфина РФ от 22.12.2011 N 02-06-07/5236
<Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа>Месячная бухгалтерская отчетность для бюджетных (автономных) учреждений, в отличие от бюджетной отчетности, не предусмотрена.
<Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа>Месячная бухгалтерская отчетность для бюджетных (автономных) учреждений, в отличие от бюджетной отчетности, не предусмотрена.
<Письмо> Минфина России от 30.11.2020 N 02-06-07/105552
<О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах">2) операций со связанными сторонами, произведенных в отчетном периоде на условиях, отличающихся от обычных условий совершения субъектом отчетности аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами.
<О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах">2) операций со связанными сторонами, произведенных в отчетном периоде на условиях, отличающихся от обычных условий совершения субъектом отчетности аналогичных операций с лицами, которые не являются его связанными сторонами.
Статья: Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)Для формирования единой методологии бухгалтерского учета и отчетности организаций бюджетной сферы предлагается использовать разделение понятий бухгалтерской и финансовой отчетности, описанных ранее.
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)Для формирования единой методологии бухгалтерского учета и отчетности организаций бюджетной сферы предлагается использовать разделение понятий бухгалтерской и финансовой отчетности, описанных ранее.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и др.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и др.
Готовое решение: Как учреждению применять СГС "Информация о связанных сторонах"
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание! В целях раскрытия информации о связанных сторонах в годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности Стандартом не предусмотрен закрытый перечень анализируемых юридических и (или) физических лиц, операций (фактов хозяйственной жизни) и видов финансового обеспечения (деятельности) муниципальных учреждений (Письмо Минфина России от 10.02.2022 N 02-06-10/9261).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание! В целях раскрытия информации о связанных сторонах в годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности Стандартом не предусмотрен закрытый перечень анализируемых юридических и (или) физических лиц, операций (фактов хозяйственной жизни) и видов финансового обеспечения (деятельности) муниципальных учреждений (Письмо Минфина России от 10.02.2022 N 02-06-10/9261).
Статья: Оценка использования бюджетных субсидий в судебной практике
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Как видим, действующее бюджетное законодательство и правоприменительная практика оставляют достаточно широкое поле дискреции проверяющих по субъективной оценке качественных и количественных показателей результативности использования бюджетных средств, что неизбежно ведет к вторжению в сферу специальных познаний и компетенции их получателей, в том числе научных организаций. Применяемая на уровне судебной доктрины опровержимая презумпция эффективности расходов должна иметь, на наш взгляд, дополнительные гарантии для получателей средств, которые можно позаимствовать из иных отраслей, связанных с публичными финансами. Например, схожие презумпции действуют и в налоговом праве, в частности презумпция добросовестности налогоплательщика, предполагающая, что "действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны" <21>. Вместе с тем, в отличие от презумпции эффективности бюджетных расходов, презумпция экономической обоснованности расходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации <22>, далее - НК РФ), уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, на что неоднократно указывали Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 N 366-О-П, от 16.12.2008 N 1072-О-О) и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления от 26.02.2008 N 11542/07, от 18.03.2008 N 14616/07, от 28.10.2010 N 8867/10 и др.) <23>. С одной стороны, такое отличие может быть оправдано большей публичной значимостью расходования бюджетных средств, нежели формирования бюджетных доходов инструментами налогового законодательства. С другой стороны, неизбежно возникает вопрос о том, насколько глубоко органы бюджетного контроля могут вторгаться в существо деятельности и результатов, на которые пошли бюджетные средства, а также насколько ограничены в автономии своей профессиональной деятельности получатели таких средств.
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Как видим, действующее бюджетное законодательство и правоприменительная практика оставляют достаточно широкое поле дискреции проверяющих по субъективной оценке качественных и количественных показателей результативности использования бюджетных средств, что неизбежно ведет к вторжению в сферу специальных познаний и компетенции их получателей, в том числе научных организаций. Применяемая на уровне судебной доктрины опровержимая презумпция эффективности расходов должна иметь, на наш взгляд, дополнительные гарантии для получателей средств, которые можно позаимствовать из иных отраслей, связанных с публичными финансами. Например, схожие презумпции действуют и в налоговом праве, в частности презумпция добросовестности налогоплательщика, предполагающая, что "действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны" <21>. Вместе с тем, в отличие от презумпции эффективности бюджетных расходов, презумпция экономической обоснованности расходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации <22>, далее - НК РФ), уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, на что неоднократно указывали Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 N 366-О-П, от 16.12.2008 N 1072-О-О) и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления от 26.02.2008 N 11542/07, от 18.03.2008 N 14616/07, от 28.10.2010 N 8867/10 и др.) <23>. С одной стороны, такое отличие может быть оправдано большей публичной значимостью расходования бюджетных средств, нежели формирования бюджетных доходов инструментами налогового законодательства. С другой стороны, неизбежно возникает вопрос о том, насколько глубоко органы бюджетного контроля могут вторгаться в существо деятельности и результатов, на которые пошли бюджетные средства, а также насколько ограничены в автономии своей профессиональной деятельности получатели таких средств.
Статья: Безвозмездное получение и безвозмездная передача зоопарками кормов для животных
(Соколова О.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Бюджетные и автономные учреждения не являются субъектами консолидированной отчетности, в отличие от их учредителей. При этом, составляя консолидированную отчетность, учредитель отражает в ней показатели отчетности подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений. Так, в соответствии с п. 14 СГС "Консолидированная отчетность" <8> консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, входящих в периметр консолидации, и исключения взаимосвязанных показателей по операциям между ними.
(Соколова О.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Бюджетные и автономные учреждения не являются субъектами консолидированной отчетности, в отличие от их учредителей. При этом, составляя консолидированную отчетность, учредитель отражает в ней показатели отчетности подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений. Так, в соответствии с п. 14 СГС "Консолидированная отчетность" <8> консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, входящих в периметр консолидации, и исключения взаимосвязанных показателей по операциям между ними.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)3. Внутриорганизационный финансовый контроль (внутренний финансовый аудит) осуществляется непосредственно внутри организации и превалирует над иными видами финансового контроля, является обязательным для всех участников бюджетного процесса, в том числе образовательных организаций. Данный вид финансового контроля проводится на постоянной основе, непрерывно, при осуществлении бюджетных полномочий и неотделим от них.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)3. Внутриорганизационный финансовый контроль (внутренний финансовый аудит) осуществляется непосредственно внутри организации и превалирует над иными видами финансового контроля, является обязательным для всех участников бюджетного процесса, в том числе образовательных организаций. Данный вид финансового контроля проводится на постоянной основе, непрерывно, при осуществлении бюджетных полномочий и неотделим от них.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)К внутренним пользователям информации учреждений относятся, например, руководители, сами работники, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, собственники имущества, на базе которого создано учреждение. Внешние - покупатели (получатели) услуг (работ), социальных пособий, кредиторы и другие пользователи бухгалтерской финансовой отчетности.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)К внутренним пользователям информации учреждений относятся, например, руководители, сами работники, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, собственники имущества, на базе которого создано учреждение. Внешние - покупатели (получатели) услуг (работ), социальных пособий, кредиторы и другие пользователи бухгалтерской финансовой отчетности.
Готовое решение: Ответ на требование налоговой инспекции о представлении пояснений
(КонсультантПлюс, 2025)Например, есть расходы или доходы, которые признаются в бухгалтерском учете, но никогда не будут признаны в налоговом. Либо доходы и расходы могут признаваться в налоговом и бухгалтерском учете, но в разных периодах (п. п. 3, 4, 8 ПБУ 18/02).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, есть расходы или доходы, которые признаются в бухгалтерском учете, но никогда не будут признаны в налоговом. Либо доходы и расходы могут признаваться в налоговом и бухгалтерском учете, но в разных периодах (п. п. 3, 4, 8 ПБУ 18/02).
Статья: Аудиторский финансовый контроль: сочетание интересов государства и хозяйствующих субъектов
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Аудиторский финансовый контроль, представляющий собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта в целях выражения мнения о ее достоверности, обеспечивающий сочетание интересов хозяйствующих субъектов и государства, снижая при этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение контрольных мероприятий, сегодня следует признать одним из перспективных элементов системы финансового контроля Российской Федерации.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Аудиторский финансовый контроль, представляющий собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта в целях выражения мнения о ее достоверности, обеспечивающий сочетание интересов хозяйствующих субъектов и государства, снижая при этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение контрольных мероприятий, сегодня следует признать одним из перспективных элементов системы финансового контроля Российской Федерации.
Статья: Заполнение формы 0503725 при получении ОС от учредителя
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Таким образом, бюджетные и автономные образовательные учреждения не являются субъектами консолидированной отчетности, в отличие от их учредителей.
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Таким образом, бюджетные и автономные образовательные учреждения не являются субъектами консолидированной отчетности, в отличие от их учредителей.