Частичный возврат госпошлины
Подборка наиболее важных документов по запросу Частичный возврат госпошлины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Возврат госпошлины за выдачу судебного приказа в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Суд апелляционной инстанции отмечает, что... суд рассматривает только наличие оснований для полного или частичного возврата уплаченной суммы государственной пошлины, вопрос о фактическом возврате денежных средств относится к компетенции налогового органа, в рамках разрешения которого осуществляется проверка поступления денежных средств. Неверное указание в платежном поручении ОКТМО правового значения не имеет.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд апелляционной инстанции отмечает, что... суд рассматривает только наличие оснований для полного или частичного возврата уплаченной суммы государственной пошлины, вопрос о фактическом возврате денежных средств относится к компетенции налогового органа, в рамках разрешения которого осуществляется проверка поступления денежных средств. Неверное указание в платежном поручении ОКТМО правового значения не имеет.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Возврат госпошлины при отказе от иска или заключении мирового соглашения в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Определение об утверждении мирового соглашения изменяют, если оно возлагает на истца понесенные судебные расходы в виде госпошлины в полном объеме вместо того, чтобы частично возвратить ему госпошлину из бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)Определение об утверждении мирового соглашения изменяют, если оно возлагает на истца понесенные судебные расходы в виде госпошлины в полном объеме вместо того, чтобы частично возвратить ему госпошлину из бюджета
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях возможен возврат (зачет) госпошлины?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госпошлина подлежит возврату частично в следующих случаях:
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госпошлина подлежит возврату частично в следующих случаях:
Статья: Правила о судебных расходах как средства обеспечения эффективности гражданского и арбитражного процесса
(Курочкин С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)И наконец, правила о судебных расходах формируют действенные стимулы к примирению. О.Н. Здрок отмечает, что в вопросах стимулирования субъектов правовых отношений к участию в примирительных процедурах предпочтительно использовать экономические механизмы, в том числе: частичное освобождение от оплаты государственной пошлины при заявлении о проведении примирительной процедуры; частичный возврат государственной пошлины в случае урегулирования спора; возложение обязанности несения судебных расходов на сторону, необоснованно отказавшуюся от участия в примирительной процедуре <15>. По общему правилу снижение издержек примирения стимулирует рационально действующие стороны к отказу от более затратного судебного разбирательства.
(Курочкин С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)И наконец, правила о судебных расходах формируют действенные стимулы к примирению. О.Н. Здрок отмечает, что в вопросах стимулирования субъектов правовых отношений к участию в примирительных процедурах предпочтительно использовать экономические механизмы, в том числе: частичное освобождение от оплаты государственной пошлины при заявлении о проведении примирительной процедуры; частичный возврат государственной пошлины в случае урегулирования спора; возложение обязанности несения судебных расходов на сторону, необоснованно отказавшуюся от участия в примирительной процедуре <15>. По общему правилу снижение издержек примирения стимулирует рационально действующие стороны к отказу от более затратного судебного разбирательства.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
(ред. от 17.11.2025)1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
Статья: Особенности правового регулирования медиации в Кыргызской Республике
(Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 8)В случае прекращения производства по делу в связи с отказом от иска заключением мирового соглашения на основании медиативного соглашения возможен частичный возврат государственной пошлины.
(Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 8)В случае прекращения производства по делу в связи с отказом от иска заключением мирового соглашения на основании медиативного соглашения возможен частичный возврат государственной пошлины.
Статья: Некоторые вопросы применения процессуального и налогового законодательства при признании иска ответчиком
(Дерхо Д.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 1)Вместе с тем ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены основания для полного или частичного возврата государственной пошлины из бюджета (в том числе при ее переплате, возвращении заявления, прекращении производства по делу, оставлении судом заявления без рассмотрения, признании иска ответчиком).
(Дерхо Д.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 1)Вместе с тем ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены основания для полного или частичного возврата государственной пошлины из бюджета (в том числе при ее переплате, возвращении заявления, прекращении производства по делу, оставлении судом заявления без рассмотрения, признании иска ответчиком).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В этой связи прежде всего следует указать на правила п. 1 ст. 333.40 НК РФ, согласно которым уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В этой связи прежде всего следует указать на правила п. 1 ст. 333.40 НК РФ, согласно которым уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая позицию общества необоснованной, необходимые оригиналы документов, а именно определение или справка суда, осуществляющего действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для частичного возврата государственной пошлины, и необходимые для зачета, обществом не представлены.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая позицию общества необоснованной, необходимые оригиналы документов, а именно определение или справка суда, осуществляющего действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для частичного возврата государственной пошлины, и необходимые для зачета, обществом не представлены.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 20.08.2025 N КЧ-4-8/7706@ <Как зачесть госпошлину?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)Таким образом, до момента подачи в инспекцию заявления на возврат лицо имеет право на зачет сумм госпошлины в порядке, оговоренном пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ. Это справедливо и для случая принятия служителями Фемиды решения о возврате средств (выдачи справки об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной госпошлины).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)Таким образом, до момента подачи в инспекцию заявления на возврат лицо имеет право на зачет сумм госпошлины в порядке, оговоренном пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ. Это справедливо и для случая принятия служителями Фемиды решения о возврате средств (выдачи справки об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной госпошлины).
Статья: Госпошлина при вынесении определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, ВС РФ, КС РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, ВС РФ, КС РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации как основной институт контроля над усмотрением законодателя: проблемы правовой и политической самостоятельности
(Королев Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Решения Конституционного Суда РФ при сохранении высокой сложности текста не всегда характеризуются высоким качеством составления, изложения и обоснования (как уже было отмечено ранее). Конституционный Суд РФ в своих решениях часто опирается на жизненную позицию, отражающую мировоззрение отдельно взятой возрастной и социальной группы. Данное предположение подкрепляют последние изменения законодательства, касающиеся отказа от публикации особых мнений судей Конституционного Суда РФ. Наиболее ярко проблема качественного исследования в процессе всех точек зрения по поставленному вопросу проявляется в вопросе оценки соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина по основанию нравственности. Конституционному Суду РФ (как органу конституционного контроля законодательства) и Федеральному Собранию РФ в силу возрастной структуры крайне трудно "нащупать" параметры нравственных ограничений, которые соответствовали бы современному обществу в целом, а не только лицам того же возраста и социального положения (с точки зрения методологии психологии и социологии они не являются репрезентативной выборкой). В рамках логики формирования репрезентативной выборки населения в органах власти следовало бы ввести квотирование по возрасту и полу начиная с самой младшей возрастной группы квалифицированных юристов - 25 лет. Отсутствие профессионального, житейского и научного опыта в данном случае является не столь существенной проблемой, насколько опасной является оторванность суда от представлений более младших поколений, с которыми государство не имеет права не считаться. Впрочем, подобные суждения в течение XX в. высказывались по отношению ко многим судам. Поскольку проблему адекватности формирования органов власти стали видеть относительно недавно, консенсус по этому вопросу отсутствует как на национальном, так и на наднациональном уровне; единого подхода к ее решению нет, а имеющиеся решают только часть проблем. В некоторых государствах реализуется идея ротации через назначение судьи на ограниченный срок (чаще всего от 5 до 12 лет), по истечении которого судья не может быть переназначен на должность в данном суде или в судах вообще (это реализовано в Конституционных судах Италии, Германии, ЕСПЧ, Суде ЕС и в иных судах). Данный подход позволяет и поддерживать представительство каждой возрастной группы. Иногда для решения проблемы репрезентативного представительства населения в органах власти законодатель не устанавливает возрастной ценз для занятия должности судьи (например, так формируется Конституционный Суд Италии) или предусматриваются гендерные и возрастные квоты (как реализовано в ЕСПЧ для кандидатов на должность судьи). Применительно к ныне действующему составу Конституционного Суда РФ в ходе принятия его решений не учитываются альтернативные позиции, что создает проблемы и с качеством принимаемых решений, и с их легитимностью. Имеются признаки, по которым можно утверждать, что до сих пор исполнение решений Конституционного Суда РФ опирается не на судебный авторитет, а на силу государственного принуждения. Важнейшие из таких признаков - игнорирование позиций Конституционного Суда РФ со стороны органов законодательной власти, должностных лиц исполнительной власти и граждан. К примеру, условно осужденные граждане игнорируют мнение Конституционного Суда РФ, согласно которому действующие заграничные паспорта таких граждан должны изыматься. Разумеется, у государства есть средства противостоять выезду за пределы России подобных лиц, но это уже не подразумевает добровольного следования решению суда исходя из уважения к нему. Законодатель же, в свою очередь, не предусмотрел процедуру возврата этого документа и частичного возврата госпошлины за его изготовление.
(Королев Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Решения Конституционного Суда РФ при сохранении высокой сложности текста не всегда характеризуются высоким качеством составления, изложения и обоснования (как уже было отмечено ранее). Конституционный Суд РФ в своих решениях часто опирается на жизненную позицию, отражающую мировоззрение отдельно взятой возрастной и социальной группы. Данное предположение подкрепляют последние изменения законодательства, касающиеся отказа от публикации особых мнений судей Конституционного Суда РФ. Наиболее ярко проблема качественного исследования в процессе всех точек зрения по поставленному вопросу проявляется в вопросе оценки соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина по основанию нравственности. Конституционному Суду РФ (как органу конституционного контроля законодательства) и Федеральному Собранию РФ в силу возрастной структуры крайне трудно "нащупать" параметры нравственных ограничений, которые соответствовали бы современному обществу в целом, а не только лицам того же возраста и социального положения (с точки зрения методологии психологии и социологии они не являются репрезентативной выборкой). В рамках логики формирования репрезентативной выборки населения в органах власти следовало бы ввести квотирование по возрасту и полу начиная с самой младшей возрастной группы квалифицированных юристов - 25 лет. Отсутствие профессионального, житейского и научного опыта в данном случае является не столь существенной проблемой, насколько опасной является оторванность суда от представлений более младших поколений, с которыми государство не имеет права не считаться. Впрочем, подобные суждения в течение XX в. высказывались по отношению ко многим судам. Поскольку проблему адекватности формирования органов власти стали видеть относительно недавно, консенсус по этому вопросу отсутствует как на национальном, так и на наднациональном уровне; единого подхода к ее решению нет, а имеющиеся решают только часть проблем. В некоторых государствах реализуется идея ротации через назначение судьи на ограниченный срок (чаще всего от 5 до 12 лет), по истечении которого судья не может быть переназначен на должность в данном суде или в судах вообще (это реализовано в Конституционных судах Италии, Германии, ЕСПЧ, Суде ЕС и в иных судах). Данный подход позволяет и поддерживать представительство каждой возрастной группы. Иногда для решения проблемы репрезентативного представительства населения в органах власти законодатель не устанавливает возрастной ценз для занятия должности судьи (например, так формируется Конституционный Суд Италии) или предусматриваются гендерные и возрастные квоты (как реализовано в ЕСПЧ для кандидатов на должность судьи). Применительно к ныне действующему составу Конституционного Суда РФ в ходе принятия его решений не учитываются альтернативные позиции, что создает проблемы и с качеством принимаемых решений, и с их легитимностью. Имеются признаки, по которым можно утверждать, что до сих пор исполнение решений Конституционного Суда РФ опирается не на судебный авторитет, а на силу государственного принуждения. Важнейшие из таких признаков - игнорирование позиций Конституционного Суда РФ со стороны органов законодательной власти, должностных лиц исполнительной власти и граждан. К примеру, условно осужденные граждане игнорируют мнение Конституционного Суда РФ, согласно которому действующие заграничные паспорта таких граждан должны изыматься. Разумеется, у государства есть средства противостоять выезду за пределы России подобных лиц, но это уже не подразумевает добровольного следования решению суда исходя из уважения к нему. Законодатель же, в свою очередь, не предусмотрел процедуру возврата этого документа и частичного возврата госпошлины за его изготовление.