Цессия по коммунальным платежам
Подборка наиболее важных документов по запросу Цессия по коммунальным платежам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 388 "Условия уступки требования" ГК РФПоскольку в рассматриваемом случае уступка права требования произведена в отношении обязательств по оплате коммунальных платежей, по которым личность кредитора не имеет значения для должника, суд пришел к правильному выводу о том, что согласие должника на уступку права не требуется."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 389 "Форма уступки требования" ГК РФ"Таким образом, для уступки права требования необходимо заключение самостоятельной сделки, содержащей все элементы уступаемого обязательства (перечень должников, сумму долга, период образования долга). То есть правоотношения по поставке и оплате коммунального ресурса могут возникнуть непосредственно между собственниками помещений в многоквартирном доме и истцом при условии, что возможность уступки соответствующих прав (требований) предусмотрена условиями договора энергоснабжения и такие права (требования) задолженности собственников были уступлены ресурсоснабжающей организации на основании соглашения между ней и управляющей организацией многоквартирного дома."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Ведь, как известно, само по себе то обстоятельство, что в результате уступки должнику попадается более вредный или назойливый кредитор, готовый идти на многое ради принудительной реализации своих прав, не может служить достаточным основанием для недопущения уступки <88>. Здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о том, насколько моральные соображения, о которых говорили создатели проекта Гражданского уложения Российской империи, в действительности могут считаться препятствием для свободной уступки прав. Если полагать, что переуступку требований об оплате коммунальных услуг блокирует то обстоятельство, что позиция должника ухудшается "в нравственном плане", то такая аргументация не кажется удачной и может, будучи доведенной до абсурда, потенциально привести к запрету абсолютно любых уступок, потому как во всякой уступке можно при желании усмотреть обременительность для должника в моральном отношении: уступили право требования вашему давнему неприятелю - п. 2 ст. 388 ГК РФ, новый кредитор живет в другом конце города - п. 2 ст. 388 ГК РФ, цессионарий придерживается иных политических взглядов - п. 2 ст. 388 ГК РФ и т.д.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Ведь, как известно, само по себе то обстоятельство, что в результате уступки должнику попадается более вредный или назойливый кредитор, готовый идти на многое ради принудительной реализации своих прав, не может служить достаточным основанием для недопущения уступки <88>. Здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о том, насколько моральные соображения, о которых говорили создатели проекта Гражданского уложения Российской империи, в действительности могут считаться препятствием для свободной уступки прав. Если полагать, что переуступку требований об оплате коммунальных услуг блокирует то обстоятельство, что позиция должника ухудшается "в нравственном плане", то такая аргументация не кажется удачной и может, будучи доведенной до абсурда, потенциально привести к запрету абсолютно любых уступок, потому как во всякой уступке можно при желании усмотреть обременительность для должника в моральном отношении: уступили право требования вашему давнему неприятелю - п. 2 ст. 388 ГК РФ, новый кредитор живет в другом конце города - п. 2 ст. 388 ГК РФ, цессионарий придерживается иных политических взглядов - п. 2 ст. 388 ГК РФ и т.д.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (далее в настоящей статье - наймодатель жилого помещения), которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности физических лиц по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, новому наймодателю жилого помещения.
(ред. от 04.11.2025)18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (далее в настоящей статье - наймодатель жилого помещения), которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности физических лиц по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, новому наймодателю жилого помещения.
<Письмо> Минстроя России от 14.10.2020 N 41140-ОЛ/04
<О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации>Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дополнена частью 18, устанавливающей, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
<О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации>Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дополнена частью 18, устанавливающей, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Например, непонятно, почему запрет на уступку требований о погашении коммунальных платежей установлен абсолютным образом и не зависит от согласия должника, ведь очевидно, что запрет установлен в целях защиты должника. То же с запретом уступки требований к потребителю-заемщику. Также сомнительна политико-правовая база для запрета на уступку неденежных требований, вытекающих из договора, который был ранее заключен на обязательных торгах. Цель нормы состояла, видимо, в охране каких-то публичных интересов, но таковые попросту неочевидны.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Например, непонятно, почему запрет на уступку требований о погашении коммунальных платежей установлен абсолютным образом и не зависит от согласия должника, ведь очевидно, что запрет установлен в целях защиты должника. То же с запретом уступки требований к потребителю-заемщику. Также сомнительна политико-правовая база для запрета на уступку неденежных требований, вытекающих из договора, который был ранее заключен на обязательных торгах. Цель нормы состояла, видимо, в охране каких-то публичных интересов, но таковые попросту неочевидны.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Из содержания права требования, в отношении которого ч. 18 ст. 155 ЖК РФ установлен запрет уступки требования о погашении денежной задолженности по коммунальным платежам и плате за жилое помещение, не следует, что этот запрет касается только задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков: физических либо юридических лиц. Между тем из пояснительной записки к проекту названного Закона следует, что содержащаяся в ч. 18 ст. 155 ЖК РФ норма, определяющая содержание права требования, уступка которого не допускается, подлежит ограничительному толкованию как относящаяся исключительно к просроченной задолженности физических лиц. При таких обстоятельствах допускается уступка задолженности юридического лица по услугам ЖКХ третьим лицам, в том числе путем продажи с торгов.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Из содержания права требования, в отношении которого ч. 18 ст. 155 ЖК РФ установлен запрет уступки требования о погашении денежной задолженности по коммунальным платежам и плате за жилое помещение, не следует, что этот запрет касается только задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков: физических либо юридических лиц. Между тем из пояснительной записки к проекту названного Закона следует, что содержащаяся в ч. 18 ст. 155 ЖК РФ норма, определяющая содержание права требования, уступка которого не допускается, подлежит ограничительному толкованию как относящаяся исключительно к просроченной задолженности физических лиц. При таких обстоятельствах допускается уступка задолженности юридического лица по услугам ЖКХ третьим лицам, в том числе путем продажи с торгов.