Цепочка ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Цепочка ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, согласно представленным документам продукты, реализованные в адрес налогоплательщика, приобретены контрагентом у "технических" компаний, реально не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Технические компании не являются производителями сырья и у контрагентов последующего звена сырье не закупали либо закупали в объеме значительно меньшем, чем значится в качестве реализованного в адрес контрагента, в связи с чем происходит разрыв в "цепочке" НДС и источник для применения налоговых вычетов для налогоплательщика не формируется.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, согласно представленным документам продукты, реализованные в адрес налогоплательщика, приобретены контрагентом у "технических" компаний, реально не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Технические компании не являются производителями сырья и у контрагентов последующего звена сырье не закупали либо закупали в объеме значительно меньшем, чем значится в качестве реализованного в адрес контрагента, в связи с чем происходит разрыв в "цепочке" НДС и источник для применения налоговых вычетов для налогоплательщика не формируется.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Налоговая оговорка в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2025)В договоре поставки допустимо условие (налоговая оговорка) о компенсации имущественных потерь поставщиком покупателю в виде неполученных налоговых вычетов, вызванных неуплатой НДС участником деловой цепочки
(КонсультантПлюс, 2025)В договоре поставки допустимо условие (налоговая оговорка) о компенсации имущественных потерь поставщиком покупателю в виде неполученных налоговых вычетов, вызванных неуплатой НДС участником деловой цепочки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при реализации цепочек для нательных крестиков.
(Письмо Минфина России от 17.08.2023 N 03-07-07/77449)Вопрос: Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 "Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, реализация (передача для собственных нужд) которых не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость" к предметам религиозного назначения, реализация которых не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, относятся цепи.
(Письмо Минфина России от 17.08.2023 N 03-07-07/77449)Вопрос: Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 "Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, реализация (передача для собственных нужд) которых не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость" к предметам религиозного назначения, реализация которых не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, относятся цепи.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Формально служащие налоговых органов не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и должны использоваться только для внутреннего применения. Однако фактически, как указывают ряд специалистов, здесь происходят те же процессы, что и в других сферах с высокой степенью цифровизации: хотя формально принятие управленческих решений остается за человеком, реально в большинстве случаев последний лишь подтверждает выводы, сделанные в автоматическом режиме. Налоговые органы "в рамках индивидуальных актов применения права подменяют контрольные мероприятия аналитическими, под которыми понимаются нелегализованные должным образом методы и формы налогового контроля, позволяющие без надлежащих и формализованных в законе процедур и форм применять меры государственного принуждения, не обеспечивая субъектам, к которым они применяются, никаких правовых гарантий. Аналитические мероприятия проводятся налоговой администрацией на основе связанной с исполнением налоговых обязательств информации, полученной... из нелегализованных надлежащим образом автоматизированных информационных систем и по нелегализованным должным образом запросам у налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций, в форме нелегальных по своей сути комиссий по легализации налоговой базы и базы страховых взносов" <1>. Обратим внимание, что и в данном случае, так же как в примере с "Социальным мониторингом", у уполномоченного должностного лица фактически не имеется возможности не согласиться с выводом, сделанным ИС Федеральной налоговой службы, поскольку функционирование систем на основе технологии больших данных представляет собой своего рода "черный ящик": известны в первом приближении данные на входе и имеются определенные выводы на выходе, но на основании чего они были сделаны, чаще всего неизвестно (система ищет корреляции вместо причинности) <2>.
Статья: Возмещение НДС: анализ оснований для отказа
(Рыбакова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)Получить отказ в вычете НДС можно даже при идеально оформленных первичных документах. Основная причина - системные проверки фискальными органами цепочек контрагентов с помощью АСК НДС-2 и анализ на предмет необоснованной налоговой выгоды. Какие ошибки чаще всего становятся поводом для доначисления налога и как защитить свои права на вычет - в нашем материале.
(Рыбакова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)Получить отказ в вычете НДС можно даже при идеально оформленных первичных документах. Основная причина - системные проверки фискальными органами цепочек контрагентов с помощью АСК НДС-2 и анализ на предмет необоснованной налоговой выгоды. Какие ошибки чаще всего становятся поводом для доначисления налога и как защитить свои права на вычет - в нашем материале.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Если в ходе или после камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС инспектор указывает налогоплательщику на "разрывы" (несоответствия в показателях налоговой отчетности по НДС), допущенные в цепочке сделок по приобретению им товара (работы, услуги) другим налогоплательщиком (контрагентом 1, 2, 3 и т.д. уровня), то налогоплательщик вправе знать, был ли такой "разрыв" на самом деле, был ли этот "разрыв" незаконным и как на него отреагировал налоговый орган по месту его учета.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Если в ходе или после камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС инспектор указывает налогоплательщику на "разрывы" (несоответствия в показателях налоговой отчетности по НДС), допущенные в цепочке сделок по приобретению им товара (работы, услуги) другим налогоплательщиком (контрагентом 1, 2, 3 и т.д. уровня), то налогоплательщик вправе знать, был ли такой "разрыв" на самом деле, был ли этот "разрыв" незаконным и как на него отреагировал налоговый орган по месту его учета.
Статья: Превращение налогообложения в рэкет как результат нигилистического отношения к нормативному пониманию права
(Поляков С.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)2) допустимость для налоговых органов и судов обоснования нарушения ст. 54.1 НК РФ обстоятельствами, не предусмотренными данной статьей, вводимыми произвольно и без ограничений: "техническими организациями", "налоговыми разрывами по уплате НДС по цепочке контрагентов", дроблением бизнеса, миграцией организаций в короткий промежуток времени и др.;
(Поляков С.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)2) допустимость для налоговых органов и судов обоснования нарушения ст. 54.1 НК РФ обстоятельствами, не предусмотренными данной статьей, вводимыми произвольно и без ограничений: "техническими организациями", "налоговыми разрывами по уплате НДС по цепочке контрагентов", дроблением бизнеса, миграцией организаций в короткий промежуток времени и др.;
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Следующей проблемой, которая провоцирует сложности, является освобождение налогоплательщиков на УСН от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Данная проблема не касается напрямую организаций и ИП, использующих специальный налоговый режим, она затрагивает их контрагентов, которые не освобождены от уплаты НДС. В данном случае из-за освобождения субъектов налогообложения на УСН от уплаты НДС их контрагенты теряют возможность возместить сумму уплаченного налога. Соответственно, налогоплательщики, использующие данный режим, находятся в невыгодном положении в "цепочке" НДС, вследствие чего другие организации при выборе партнера могут отдать предпочтение организациям, не находящимся на УСН. Помимо этого, из-за освобождения от НДС возникает другая проблема: переход на УСН с общего режима налогообложения, при котором переходящей организации необходимо скорректировать расчеты с бюджетом по НДС. В частности, это подразумевает восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС в отношении уплаченных авансов и материально-производственных запасов полностью, а по отношению к нематериальным активам и основным средствам - пропорционально балансовой стоимости. Но если говорить в целом об НДС, то 20% - это, конечно, много для России. Например, размер стандартной ставки НДС в ОАЭ - 5%, а организации, осуществляющие экспорт, имеют еще и пониженную ставку [4].
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Следующей проблемой, которая провоцирует сложности, является освобождение налогоплательщиков на УСН от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Данная проблема не касается напрямую организаций и ИП, использующих специальный налоговый режим, она затрагивает их контрагентов, которые не освобождены от уплаты НДС. В данном случае из-за освобождения субъектов налогообложения на УСН от уплаты НДС их контрагенты теряют возможность возместить сумму уплаченного налога. Соответственно, налогоплательщики, использующие данный режим, находятся в невыгодном положении в "цепочке" НДС, вследствие чего другие организации при выборе партнера могут отдать предпочтение организациям, не находящимся на УСН. Помимо этого, из-за освобождения от НДС возникает другая проблема: переход на УСН с общего режима налогообложения, при котором переходящей организации необходимо скорректировать расчеты с бюджетом по НДС. В частности, это подразумевает восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС в отношении уплаченных авансов и материально-производственных запасов полностью, а по отношению к нематериальным активам и основным средствам - пропорционально балансовой стоимости. Но если говорить в целом об НДС, то 20% - это, конечно, много для России. Например, размер стандартной ставки НДС в ОАЭ - 5%, а организации, осуществляющие экспорт, имеют еще и пониженную ставку [4].
Готовое решение: Что нужно знать о незаконном возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Если инспекция установит, что была задействована "техническая" компания (цепочка таких компаний), размер вычетов и возмещения НДС будет определяться исходя из данных о реальном исполнении (п. 10 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). Необоснованной налоговой выгодой будет та часть вычета, которая приходится на наценку, добавленную "технической" компанией (п. 2 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если инспекция установит, что была задействована "техническая" компания (цепочка таких компаний), размер вычетов и возмещения НДС будет определяться исходя из данных о реальном исполнении (п. 10 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). Необоснованной налоговой выгодой будет та часть вычета, которая приходится на наценку, добавленную "технической" компанией (п. 2 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@).
Готовое решение: Как оформлять документы и подавать отчетность при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости
(КонсультантПлюс, 2025)отрицательный остаток, разрыв цепочки. Этот риск возникает у налогоплательщика, если в разд. 9 поданной им декларации по НДС количество прослеживаемого товара меньше, чем у покупателя в разд. 8 декларации по НДС или в отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
(КонсультантПлюс, 2025)отрицательный остаток, разрыв цепочки. Этот риск возникает у налогоплательщика, если в разд. 9 поданной им декларации по НДС количество прослеживаемого товара меньше, чем у покупателя в разд. 8 декларации по НДС или в отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
Статья: В отчетности заемщика выявлена техническая задолженность. Как снизить риски кредитора?
(Бродский Г., Федяинов А., Щербак Д.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)Что касается восстановления НДС - вопрос открытый, поскольку п. 3 ст. 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований восстановления НДС и признание задолженности технической в этот перечень не входит. Однако, если первичные документы "сделаны" недостаточно хорошо, налоговая может через камеральный отдел или на многочисленных комиссиях проверить по цепочке НДС и заявить свои требования. Напомню, что подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ содержит условие, согласно которому одним из оснований восстановления НДС является изменение цены договора в сторону уменьшения. Кроме того, у заемщика могут возникнуть риски судебных споров с налоговой в случае его несогласия исполнить "рекомендации". Дополню: требование инспекторов отдела камеральных проверок предоставить расшифровку кредиторской задолженности незаконно, однако для снижения рисков назначения выездной проверки расшифровки предоставить все же стоит, поскольку налог на прибыль - это уже ее прерогатива.
(Бродский Г., Федяинов А., Щербак Д.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)Что касается восстановления НДС - вопрос открытый, поскольку п. 3 ст. 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований восстановления НДС и признание задолженности технической в этот перечень не входит. Однако, если первичные документы "сделаны" недостаточно хорошо, налоговая может через камеральный отдел или на многочисленных комиссиях проверить по цепочке НДС и заявить свои требования. Напомню, что подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ содержит условие, согласно которому одним из оснований восстановления НДС является изменение цены договора в сторону уменьшения. Кроме того, у заемщика могут возникнуть риски судебных споров с налоговой в случае его несогласия исполнить "рекомендации". Дополню: требование инспекторов отдела камеральных проверок предоставить расшифровку кредиторской задолженности незаконно, однако для снижения рисков назначения выездной проверки расшифровки предоставить все же стоит, поскольку налог на прибыль - это уже ее прерогатива.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Статья: Налоговая оговорка, гражданское право и налоговый суверенитет
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)С учетом отмеченного, существующий сегодня в практике налоговых органов экономический анализ движения НДС в виде учета "разрыва цепочки", "несформированности налоговой базы" не имеет никакого отношения к юридической конструкции этого налога. И является нарушением его компетенции как уполномоченного государством органа. Более того, практика ФНС России, выражающаяся в стимулировании налогоплательщиков к заключению договора с включением налоговой оговорки, основывающейся на учете разрыва экономической цепочки движения НДС, является, по существу, вмешательством в сферу усмотрения законодателя и нарушением суверенной воли государства.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)С учетом отмеченного, существующий сегодня в практике налоговых органов экономический анализ движения НДС в виде учета "разрыва цепочки", "несформированности налоговой базы" не имеет никакого отношения к юридической конструкции этого налога. И является нарушением его компетенции как уполномоченного государством органа. Более того, практика ФНС России, выражающаяся в стимулировании налогоплательщиков к заключению договора с включением налоговой оговорки, основывающейся на учете разрыва экономической цепочки движения НДС, является, по существу, вмешательством в сферу усмотрения законодателя и нарушением суверенной воли государства.