Цепочка контрагентов
Подборка наиболее важных документов по запросу Цепочка контрагентов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Недостоверность сведений о директоре в ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)При анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщика установлено отражение обществом суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год; отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период; построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов", "транзитный характер" операций) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); отсутствие операций, характерных для организации, осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность.
(КонсультантПлюс, 2025)При анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщика установлено отражение обществом суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год; отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период; построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов", "транзитный характер" операций) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); отсутствие операций, характерных для организации, осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, лесная продукция реализовывалась через цепочки контрагентов без фактического перемещения товаров. При заключении сделок участником цепочки нарушен порядок представления сведений в ЕГИС учета древесины и сделок с ней.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, лесная продукция реализовывалась через цепочки контрагентов без фактического перемещения товаров. При заключении сделок участником цепочки нарушен порядок представления сведений в ЕГИС учета древесины и сделок с ней.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2024 N Ф05-20289/2024 по делу N А40-22396/2024 <Выездная проверка при отсутствии критериев риска возможна>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)- построение деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без разумных экономических или иных причин (деловой цели);
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 23)- построение деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без разумных экономических или иных причин (деловой цели);
Статья: Превращение налогообложения в рэкет как результат нигилистического отношения к нормативному пониманию права
(Поляков С.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)2) допустимость для налоговых органов и судов обоснования нарушения ст. 54.1 НК РФ обстоятельствами, не предусмотренными данной статьей, вводимыми произвольно и без ограничений: "техническими организациями", "налоговыми разрывами по уплате НДС по цепочке контрагентов", дроблением бизнеса, миграцией организаций в короткий промежуток времени и др.;
(Поляков С.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)2) допустимость для налоговых органов и судов обоснования нарушения ст. 54.1 НК РФ обстоятельствами, не предусмотренными данной статьей, вводимыми произвольно и без ограничений: "техническими организациями", "налоговыми разрывами по уплате НДС по цепочке контрагентов", дроблением бизнеса, миграцией организаций в короткий промежуток времени и др.;
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Статья: Незаконные финансовые операции: теория и практика противодействия
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Для иллюстрации приведена максимально простая схема. На практике налоговые разрывы выглядят гораздо более разветвленными. Выявление сложных налоговых разрывов стало возможным с введением программного комплекса АСК "НДС-2", позволяющего налоговым органам выстраивать цепочки контрагентов, видеть дерево связей. Но и тут организаторы площадок уже научились подстраиваться под алгоритмы анализа программы с целью их обхода.
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Для иллюстрации приведена максимально простая схема. На практике налоговые разрывы выглядят гораздо более разветвленными. Выявление сложных налоговых разрывов стало возможным с введением программного комплекса АСК "НДС-2", позволяющего налоговым органам выстраивать цепочки контрагентов, видеть дерево связей. Но и тут организаторы площадок уже научились подстраиваться под алгоритмы анализа программы с целью их обхода.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, соглашаясь с позицией ИФНС, лица, числящиеся в ЕГРЮЛ в качестве руководителей спорных контрагентов, отказались от участия в хозяйственной деятельности организаций. У контрагентов отсутствуют условия для осуществления реальной хозяйственной деятельности. При исчислении НДС установлены "разрывы", в том числе по цепочке контрагентов спорных организаций.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, соглашаясь с позицией ИФНС, лица, числящиеся в ЕГРЮЛ в качестве руководителей спорных контрагентов, отказались от участия в хозяйственной деятельности организаций. У контрагентов отсутствуют условия для осуществления реальной хозяйственной деятельности. При исчислении НДС установлены "разрывы", в том числе по цепочке контрагентов спорных организаций.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.3.3. Общество не знало и не должно было знать о каких-либо
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.3.3. Общество не знало и не должно было знать о каких-либо
Статья: Возмещение НДС: анализ оснований для отказа
(Рыбакова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)Получить отказ в вычете НДС можно даже при идеально оформленных первичных документах. Основная причина - системные проверки фискальными органами цепочек контрагентов с помощью АСК НДС-2 и анализ на предмет необоснованной налоговой выгоды. Какие ошибки чаще всего становятся поводом для доначисления налога и как защитить свои права на вычет - в нашем материале.
(Рыбакова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)Получить отказ в вычете НДС можно даже при идеально оформленных первичных документах. Основная причина - системные проверки фискальными органами цепочек контрагентов с помощью АСК НДС-2 и анализ на предмет необоснованной налоговой выгоды. Какие ошибки чаще всего становятся поводом для доначисления налога и как защитить свои права на вычет - в нашем материале.
Вопрос: Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС истребовать у проверяемого налогоплательщика документы на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ, если несоответствия установлены у контрагентов "по цепочке" во втором или последующих звеньях?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Вопрос: Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС истребовать у проверяемого налогоплательщика документы на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ, если несоответствия установлены у контрагентов "по цепочке" во втором или последующих звеньях?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Вопрос: Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС истребовать у проверяемого налогоплательщика документы на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ, если несоответствия установлены у контрагентов "по цепочке" во втором или последующих звеньях?
Статья: Верховный Суд обобщил практику оценки налоговой выгоды
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Верховный Суд обобщил свою практику последних лет по спорам о необоснованной налоговой выгоде. В новом тематическом Обзоре приведена позиция об оценке "бумажного НДС" и закреплены правила оценки осведомленности контрагента о наличии "разрывов" в цепочке уплаты налогов. Также ВС РФ объясняет, каким образом должны доначисляться налоги при выявлении раздробленного бизнеса.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Верховный Суд обобщил свою практику последних лет по спорам о необоснованной налоговой выгоде. В новом тематическом Обзоре приведена позиция об оценке "бумажного НДС" и закреплены правила оценки осведомленности контрагента о наличии "разрывов" в цепочке уплаты налогов. Также ВС РФ объясняет, каким образом должны доначисляться налоги при выявлении раздробленного бизнеса.