Центральная экологическая зона озера байкал
Подборка наиболее важных документов по запросу Центральная экологическая зона озера байкал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 60.2 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при наличии специальной нормы Закона об охране озера Байкал основания для применения статьи 60.2 Закона о регистрации к земельному участку, расположенному в ЦЭЗ БПТ, отсутствуют. Обратное означало бы преодоление законодательного запрета перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иной категории, установленный для центральной экологической зоны Байкальской природной территории."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Кроме БЦБК, Владимир Владимирович, мы занимаемся еще ликвидацией накопленного вреда. Это несанкционированные свалки на территории Центральной экологической зоны озера Байкал. Мы уже ликвидировали девять таких свалок. Их общая площадь - 15 гектаров. Сегодня эта территория уже очищена.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Кроме БЦБК, Владимир Владимирович, мы занимаемся еще ликвидацией накопленного вреда. Это несанкционированные свалки на территории Центральной экологической зоны озера Байкал. Мы уже ликвидировали девять таких свалок. Их общая площадь - 15 гектаров. Сегодня эта территория уже очищена.
Статья: Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Мы полагаем, что форма плана управления является оптимальной для выполнения международных обязательств нашей страны и защиты национальных интересов по сохранению главного резервуара пресной воды в национальном и мировом масштабе. Для ее эффективного использования необходимо системное совершенствование как законодательства об охране озера Байкал, так и правового режима охраны всех объектов всемирного природного наследия, расположенных в России. Создание указанного стратегического документа в виде плана управления в отношении озера Байкал затруднительно при отсутствии единого органа управления на его территории, ответственного как за его разработку, так и за реализацию. По нашему мнению, оптимальным вариантом централизации управления ОВПН "Озеро Байкал" является наделение центральной экологической зоны Байкальской природной территории статусом особо охраняемой природной территории особого рода, сопровождаемое формированием единой администрации <19>. Такой подход позволит сохранить существующее разделение публичной власти на уровне субъектов федерации и муниципальных образований и послужит сильным политико-правовым сигналам о приоритетах государственной политики в области охраны озера Байкал, поскольку особо охраняемые природные территории (ООПТ) создаются с первоначальной целью охраны природы.
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Мы полагаем, что форма плана управления является оптимальной для выполнения международных обязательств нашей страны и защиты национальных интересов по сохранению главного резервуара пресной воды в национальном и мировом масштабе. Для ее эффективного использования необходимо системное совершенствование как законодательства об охране озера Байкал, так и правового режима охраны всех объектов всемирного природного наследия, расположенных в России. Создание указанного стратегического документа в виде плана управления в отношении озера Байкал затруднительно при отсутствии единого органа управления на его территории, ответственного как за его разработку, так и за реализацию. По нашему мнению, оптимальным вариантом централизации управления ОВПН "Озеро Байкал" является наделение центральной экологической зоны Байкальской природной территории статусом особо охраняемой природной территории особого рода, сопровождаемое формированием единой администрации <19>. Такой подход позволит сохранить существующее разделение публичной власти на уровне субъектов федерации и муниципальных образований и послужит сильным политико-правовым сигналам о приоритетах государственной политики в области охраны озера Байкал, поскольку особо охраняемые природные территории (ООПТ) создаются с первоначальной целью охраны природы.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Уполномоченный орган по надзору в сфере природопользования обратился в суд с иском о запрете осуществления хозяйственной деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участках месторождений, частично и (или) полностью расположенных в водоохранной зоне озера Байкал. Основанием для обращения в суд послужило неисполнение представления Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся в продолжении деятельности по добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне, водоохранной зоне озера Байкал.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Уполномоченный орган по надзору в сфере природопользования обратился в суд с иском о запрете осуществления хозяйственной деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на участках месторождений, частично и (или) полностью расположенных в водоохранной зоне озера Байкал. Основанием для обращения в суд послужило неисполнение представления Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся в продолжении деятельности по добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне, водоохранной зоне озера Байкал.
Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране озера Байкал"центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране озера Байкал"центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий в центральной экологической зоне (территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий в центральной экологической зоне (территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал).
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)С формальной точки зрения функционирование туристско-рекреационных ОЭЗ в границах БПТ не нарушает требований о запрете осуществлять определенные виды деятельности на БПТ (ст. 6 ФЗ об охране озера Байкал) и в центральной экологической зоне <14>. Однако фактически их деятельность осуществляется в пику принципам охраны БПТ, закрепленным в ст. 5 ФЗ об охране озера Байкал <15>, в первую очередь приоритету охраны озера Байкал и БПТ перед осуществлением хозяйственной деятельности. Это приводит к вопросу о приоритетной норме права и о превалирующем правовом режиме.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)С формальной точки зрения функционирование туристско-рекреационных ОЭЗ в границах БПТ не нарушает требований о запрете осуществлять определенные виды деятельности на БПТ (ст. 6 ФЗ об охране озера Байкал) и в центральной экологической зоне <14>. Однако фактически их деятельность осуществляется в пику принципам охраны БПТ, закрепленным в ст. 5 ФЗ об охране озера Байкал <15>, в первую очередь приоритету охраны озера Байкал и БПТ перед осуществлением хозяйственной деятельности. Это приводит к вопросу о приоритетной норме права и о превалирующем правовом режиме.