Централизованные закупки для бюджетных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Централизованные закупки для бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся
(КонсультантПлюс, 2025)Ведомственная централизация для определения поставщиков или полного цикла закупки возможна для нескольких исполнительных органов субъекта РФ, муниципальных органов, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий. При этом обратите внимание, что централизация закупок не предусмотрена для автономных учреждений (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 24-06-07/8780, от 10.03.2020 N 24-01-08/17339, Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3422).
(КонсультантПлюс, 2025)Ведомственная централизация для определения поставщиков или полного цикла закупки возможна для нескольких исполнительных органов субъекта РФ, муниципальных органов, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий. При этом обратите внимание, что централизация закупок не предусмотрена для автономных учреждений (Письма Минфина России от 09.02.2022 N 24-06-07/8780, от 10.03.2020 N 24-01-08/17339, Минэкономразвития России от 23.12.2016 N Д28и-3422).
Статья: Оптимизационные поправки в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)- положения о централизованных закупках уточняются в части возможности их проведения также в отношении бюджетных учреждений и унитарных предприятий, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе;
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)- положения о централизованных закупках уточняются в части возможности их проведения также в отношении бюджетных учреждений и унитарных предприятий, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7. Если условием предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7. Если условием предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)375. Счет предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению, в том числе на основании оформленного грузополучателем извещения и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя, при этом пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается: казенным учреждением - при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств, обособленным подразделением (филиалом) бюджетного учреждения (автономного учреждения) - при наличии разрешения учреждения, его создавшим.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)375. Счет предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем извещения (подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению, в том числе на основании оформленного грузополучателем извещения и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя, при этом пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается: казенным учреждением - при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств, обособленным подразделением (филиалом) бюджетного учреждения (автономного учреждения) - при наличии разрешения учреждения, его создавшим.
Статья: Рекомендации Минфина по применению электронной "первички"
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 9)- при принятии решения о закупке товаров, работ, услуг через подотчетное лицо (работника) учреждения для хозяйственных нужд субъекта учета (субъекта централизованного учета);
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 9)- при принятии решения о закупке товаров, работ, услуг через подотчетное лицо (работника) учреждения для хозяйственных нужд субъекта учета (субъекта централизованного учета);
Готовое решение: Как учреждению учитывать материалы на забалансовых счетах
(КонсультантПлюс, 2025)Материальные ценности, оплаченные в рамках централизованной закупки и отгруженные в пользу учреждения-грузополучателя, учитывайте на забалансовом счете 05 (п. 341 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Материальные ценности, оплаченные в рамках централизованной закупки и отгруженные в пользу учреждения-грузополучателя, учитывайте на забалансовом счете 05 (п. 341 Инструкции N 157н).
Статья: Минфин о закупках услуг по организации горячего питания учащихся
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Финансисты отметили, что содержащийся в ч. 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ механизм осуществления централизованных закупок в настоящее время может быть применен уполномоченным органом (учреждением) и заказчиками одного уровня, в частности:
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Финансисты отметили, что содержащийся в ч. 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ механизм осуществления централизованных закупок в настоящее время может быть применен уполномоченным органом (учреждением) и заказчиками одного уровня, в частности:
Статья: Учет материалов, используемых при оказании медпомощи в госпиталях
(Валова С.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Основная масса материалов, применяемых в медицинских целях, поступает от поставщиков за плату. Однако казенные учреждения (госпитали) могут приобретать медицинские изделия и лекарственные препараты в рамках централизованного снабжения. Силовое ведомство (например, Минобороны или МВД) закупает их в большом объеме для всех подведомственных учреждений.
(Валова С.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Основная масса материалов, применяемых в медицинских целях, поступает от поставщиков за плату. Однако казенные учреждения (госпитали) могут приобретать медицинские изделия и лекарственные препараты в рамках централизованного снабжения. Силовое ведомство (например, Минобороны или МВД) закупает их в большом объеме для всех подведомственных учреждений.
Статья: Теоретические особенности отграничения договора поставки от договора купли-продажи и пути решения проблемных вопросов
(Кузин Н.Н., Шубников Ю.Б., Рашидова А.И.)
("Юрист", 2025, N 9)Несмотря на общеизвестную трактовку цели договора поставки как приобретение товара для использования в предпринимательской деятельности, такая трактовка лишь условно подходит к той стороне договора, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Речь идет о централизованных и децентрализованных поставках в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) от поставщика к потребителю (покупателю), который не занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован как бюджетное учреждение или федеральное казенное учреждение. На сегодняшний день доля таких договоров поставки составляет до шести процентов по Российской Федерации, а если учесть общую долю закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4> (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) у единственного поставщика, то доля по этим требованиям составляет двадцать девять и девятнадцать процентов в количественном и стоимостном выражении соответственно <5>.
(Кузин Н.Н., Шубников Ю.Б., Рашидова А.И.)
("Юрист", 2025, N 9)Несмотря на общеизвестную трактовку цели договора поставки как приобретение товара для использования в предпринимательской деятельности, такая трактовка лишь условно подходит к той стороне договора, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Речь идет о централизованных и децентрализованных поставках в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) от поставщика к потребителю (покупателю), который не занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован как бюджетное учреждение или федеральное казенное учреждение. На сегодняшний день доля таких договоров поставки составляет до шести процентов по Российской Федерации, а если учесть общую долю закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4> (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) у единственного поставщика, то доля по этим требованиям составляет двадцать девять и девятнадцать процентов в количественном и стоимостном выражении соответственно <5>.
Статья: Питание школьников и студентов в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Получателями субсидии являются субъекты РФ, которые затем доводят средства до образовательных учреждений субъекта РФ. Кроме того, субъекты РФ могут выделять из полученных средств субсидии местным бюджетам, которые в свою очередь выделяют субсидии муниципальным учреждениям для организации бесплатного горячего питания младших школьников. При этом условием предоставления субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету может являться централизация закупок (п. 11 Правил N 29).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Получателями субсидии являются субъекты РФ, которые затем доводят средства до образовательных учреждений субъекта РФ. Кроме того, субъекты РФ могут выделять из полученных средств субсидии местным бюджетам, которые в свою очередь выделяют субсидии муниципальным учреждениям для организации бесплатного горячего питания младших школьников. При этом условием предоставления субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету может являться централизация закупок (п. 11 Правил N 29).
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)наименование уполномоченного органа (учреждения) - для централизованной закупки;
(КонсультантПлюс, 2025)наименование уполномоченного органа (учреждения) - для централизованной закупки;
Готовое решение: Как учреждению вести учет на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"
(КонсультантПлюс, 2025)Считаем, что указанный порядок учета может применяться как казенными учреждениями в рамках централизованного снабжения, так и бюджетными (автономными) учреждениями, осуществляющими централизованные закупки при внутренних расчетах между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами). Порядок применения забалансового счета 05 головным учреждением закрепите в учетной политике учреждения.
(КонсультантПлюс, 2025)Считаем, что указанный порядок учета может применяться как казенными учреждениями в рамках централизованного снабжения, так и бюджетными (автономными) учреждениями, осуществляющими централизованные закупки при внутренних расчетах между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами). Порядок применения забалансового счета 05 головным учреждением закрепите в учетной политике учреждения.
Статья: Документальное оформление и учет операций по централизованному снабжению
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Забалансовый счет 05. Учреждение-заказчик на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" должно учитывать оплаченные и отгруженные учреждениям-грузополучателям в рамках централизованных закупок материальные ценности (п. 341 Инструкции N 157н).
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Забалансовый счет 05. Учреждение-заказчик на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" должно учитывать оплаченные и отгруженные учреждениям-грузополучателям в рамках централизованных закупок материальные ценности (п. 341 Инструкции N 157н).
Статья: Исполнение контракта при централизованной закупке: бухгалтерский учет
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)При этом порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями) определяется решениями о создании таких органов (учреждений) либо решениями о наделении их полномочиями по осуществлению централизованных закупок (по определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе приемке поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ) и обеспечению их оплаты) (п. 10 ст. 26 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)При этом порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями) определяется решениями о создании таких органов (учреждений) либо решениями о наделении их полномочиями по осуществлению централизованных закупок (по определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе приемке поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ) и обеспечению их оплаты) (п. 10 ст. 26 Федерального закона N 44-ФЗ).