Централизация бухгалтерского учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Централизация бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В проверяемом периоде налогоплательщик, его комитент, ИП арендовали одни и те же нежилые помещения. Также установлено централизованное ведение бухгалтерского учета и кадрового учета, что свидетельствует об условном разделении единого процесса финансово-хозяйственной деятельности. Помимо этого, выявлено использование указанной группой лиц одного IP-адреса и общих трудовых ресурсов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В проверяемом периоде налогоплательщик, его комитент, ИП арендовали одни и те же нежилые помещения. Также установлено централизованное ведение бухгалтерского учета и кадрового учета, что свидетельствует об условном разделении единого процесса финансово-хозяйственной деятельности. Помимо этого, выявлено использование указанной группой лиц одного IP-адреса и общих трудовых ресурсов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое централизованная бухгалтерия, какие у нее полномочия
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каком порядке происходит передача полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каком порядке происходит передача полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии
Нормативные акты
"Публичная декларация целей и задач Казначейства России на 2024 год"
(утв. Казначейством России)Развитие централизованной модели ведения бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы
(утв. Казначейством России)Развитие централизованной модели ведения бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы
Обзор: "СГС "Единый план счетов": Минфин рассказал учреждениям, что изменится в учете"
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу СГС нужно применять с 1 января 2026 года всем бюджетным и автономным учреждениям, а также централизованным бухгалтериям при ведении бухучета. Перейти на стандарт при ведении бюджетного учета должны, в частности:
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу СГС нужно применять с 1 января 2026 года всем бюджетным и автономным учреждениям, а также централизованным бухгалтериям при ведении бухучета. Перейти на стандарт при ведении бюджетного учета должны, в частности:
Статья: Баланс обособленного подразделения
(Верещагин С.А.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 7)Бухгалтерский учет может вестись централизованно, в этом случае первичные учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной жизни обособленных подразделений, в установленный в организации срок, должны передаваться в головную организацию.
(Верещагин С.А.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 7)Бухгалтерский учет может вестись централизованно, в этом случае первичные учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной жизни обособленных подразделений, в установленный в организации срок, должны передаваться в головную организацию.
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Выводы. Турция прошла многовековой своеобразный путь развития и построения централизованной системы налогообложения, бухгалтерского учета и аудита. Система налогообложения всегда отличалась высокой чувствительностью к передовым европейским налоговым методам и способам, что вплоть до нового времени сочеталось с преобладанием исламского мировоззрения, основанного на законах шариата. В настоящее время налоговая система Турции ориентирована на европейские нормы, прежде всего немецкие, а налоговая нагрузка определяется как низкая согласно представленному мировому рейтингу.
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Выводы. Турция прошла многовековой своеобразный путь развития и построения централизованной системы налогообложения, бухгалтерского учета и аудита. Система налогообложения всегда отличалась высокой чувствительностью к передовым европейским налоговым методам и способам, что вплоть до нового времени сочеталось с преобладанием исламского мировоззрения, основанного на законах шариата. В настоящее время налоговая система Турции ориентирована на европейские нормы, прежде всего немецкие, а налоговая нагрузка определяется как низкая согласно представленному мировому рейтингу.
Статья: К вопросу о допустимости солидарной ответственности российских обществ, подконтрольных иностранным должникам, за следование антироссийским санкциям
(Бородкин В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)В литературе отмечается, что общее правило доктрины единого коммерческого предприятия было сформулировано при рассмотрении дела Paramont Petroleum Corp. v. Taylor Rental, в котором суды выделили следующие признаки такого предприятия: 1) общие работники; 2) общие офисы; 3) централизованный бухгалтерский учет; 4) выплата одной корпорацией заработной платы работникам другой корпорации; 5) общие коммерческие наименования; 6) оказание работниками одной корпорации услуг от имени другой корпорации; 7) недокументированные перечисления средств между двумя корпорациями; 8) отсутствие четкого распределения прибылей и убытков; 9) общее делопроизводство; 10) общие должностные лица; 11) наличие общих акционеров; 12) один и тот же номер телефона <37>.
(Бородкин В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)В литературе отмечается, что общее правило доктрины единого коммерческого предприятия было сформулировано при рассмотрении дела Paramont Petroleum Corp. v. Taylor Rental, в котором суды выделили следующие признаки такого предприятия: 1) общие работники; 2) общие офисы; 3) централизованный бухгалтерский учет; 4) выплата одной корпорацией заработной платы работникам другой корпорации; 5) общие коммерческие наименования; 6) оказание работниками одной корпорации услуг от имени другой корпорации; 7) недокументированные перечисления средств между двумя корпорациями; 8) отсутствие четкого распределения прибылей и убытков; 9) общее делопроизводство; 10) общие должностные лица; 11) наличие общих акционеров; 12) один и тот же номер телефона <37>.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)6.11. Бухгалтерский учет ведется централизованно
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)6.11. Бухгалтерский учет ведется централизованно
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 2 этой же статьи предусматривалось, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 2 этой же статьи предусматривалось, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
Статья: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации: причины создания и особенности финансово-правового статуса
(Малышева А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Важной причиной объединения фондов также является оптимизация их структуры, финансирования и материально-технического обеспечения текущей деятельности. Так, например, в 2022 г. расходы на обеспечение выполнения функций аппаратом Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 121 207 783,6 тыс. руб., на выплаты персоналу - 94 617 812,7 тыс. руб. <8>, а расходы на комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" - 29 559 376,0 тыс. руб. и расходы на выплаты персоналу - 22 067 687,5 тыс. руб. <9>. Объединение фондов позволяет оптимизировать расходы на обеспечение выполнения функций за счет: автоматизации некоторых процессов с использованием цифровых технологий, оптимизации процессов административно-хозяйственной деятельности, централизации бухгалтерского учета, сокращения материально-технических издержек - и не требует дополнительных затрат. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" реализация данного федерального закона не повлечет расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <10>.
(Малышева А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Важной причиной объединения фондов также является оптимизация их структуры, финансирования и материально-технического обеспечения текущей деятельности. Так, например, в 2022 г. расходы на обеспечение выполнения функций аппаратом Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 121 207 783,6 тыс. руб., на выплаты персоналу - 94 617 812,7 тыс. руб. <8>, а расходы на комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" - 29 559 376,0 тыс. руб. и расходы на выплаты персоналу - 22 067 687,5 тыс. руб. <9>. Объединение фондов позволяет оптимизировать расходы на обеспечение выполнения функций за счет: автоматизации некоторых процессов с использованием цифровых технологий, оптимизации процессов административно-хозяйственной деятельности, централизации бухгалтерского учета, сокращения материально-технических издержек - и не требует дополнительных затрат. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" реализация данного федерального закона не повлечет расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <10>.
Вопрос: Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ с выплат работникам организацией, передавшей функции по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.
(Письмо Минфина России от 25.10.2023 N 03-04-06/101495)Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам?
(Письмо Минфина России от 25.10.2023 N 03-04-06/101495)Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам?
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам1.7. Является ли организация, передавшая ведение бухучета централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплат работникам?
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Судебная практика по данному вопросу складывается не единообразно. В определенных случаях суды указывают на необходимость приведения развернутых обоснований, а в других, напротив, полагают, что простого дублирования норм НК РФ достаточно. Например, Арбитражный суд Уральского округа в решении N Ф09-2372/19 по делу А34-6365/2018 обратил внимание на то, что "основанием для принятия оспариваемых постановлений послужили обстоятельства, установленные инспекцией в ходе допросов бывших работников контрагентов налогоплательщика, свидетельствующие о возможном создании схемы уклонения от налогообложения и ведении последним "двойной бухгалтерии"; предоставленная названными лицами информация о централизованном ведении их бухгалтерского учета самим обществом послужила причиной, по которой инспекция пришла к выводу о наличии угрозы уничтожения, замены или сокрытия данных документов от налогового органа в ходе проверки" <7>. По мнению суда, свидетельские показания в данном случае подтверждают наличие достаточных оснований для проведения процедуры выемки.
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Судебная практика по данному вопросу складывается не единообразно. В определенных случаях суды указывают на необходимость приведения развернутых обоснований, а в других, напротив, полагают, что простого дублирования норм НК РФ достаточно. Например, Арбитражный суд Уральского округа в решении N Ф09-2372/19 по делу А34-6365/2018 обратил внимание на то, что "основанием для принятия оспариваемых постановлений послужили обстоятельства, установленные инспекцией в ходе допросов бывших работников контрагентов налогоплательщика, свидетельствующие о возможном создании схемы уклонения от налогообложения и ведении последним "двойной бухгалтерии"; предоставленная названными лицами информация о централизованном ведении их бухгалтерского учета самим обществом послужила причиной, по которой инспекция пришла к выводу о наличии угрозы уничтожения, замены или сокрытия данных документов от налогового органа в ходе проверки" <7>. По мнению суда, свидетельские показания в данном случае подтверждают наличие достаточных оснований для проведения процедуры выемки.