Центр стратегических исследований рс я
Подборка наиболее важных документов по запросу Центр стратегических исследований рс я (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности деликтной ответственности Российской Федерации
(Ушницкий Р.Р., Садриева Р.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)В целом условиями наступления деликтной ответственности являются: имущественный или неимущественный вред, противоправность действия (бездействия), причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом, вина <2>. В случае деликтной ответственности Российской Федерации, кроме общих, необходимо еще одно важное условие - наличие специального субъекта (причинителя вреда), который должен осуществлять деятельность в публичной сфере, реализуя властные полномочия. В случае если акт какого-либо уполномоченного лица не обладает обязательной силой, т.е. не содержит властных требований, он не нарушает чьи-либо права и законные интересы. Так было, например, в следующем судебном деле: ИП Я., главный редактор общественно-политической информационной газеты "*", обратился в суд с административным иском к ГБУ РС (Я) "Национальное агентство "Информационный центр при Главе РС (Я)" об оспаривании заключения эксперта. Судом было отказано в принятии искового заявления, так как заключение эксперта по результатам лингвистического исследования материалов не является предметом самостоятельного обжалования в суде, оно содержало только обоснованное профессиональное суждение относительно лингвистического исследования, какого-либо властного волеизъявления оно не имело <3>.
(Ушницкий Р.Р., Садриева Р.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)В целом условиями наступления деликтной ответственности являются: имущественный или неимущественный вред, противоправность действия (бездействия), причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом, вина <2>. В случае деликтной ответственности Российской Федерации, кроме общих, необходимо еще одно важное условие - наличие специального субъекта (причинителя вреда), который должен осуществлять деятельность в публичной сфере, реализуя властные полномочия. В случае если акт какого-либо уполномоченного лица не обладает обязательной силой, т.е. не содержит властных требований, он не нарушает чьи-либо права и законные интересы. Так было, например, в следующем судебном деле: ИП Я., главный редактор общественно-политической информационной газеты "*", обратился в суд с административным иском к ГБУ РС (Я) "Национальное агентство "Информационный центр при Главе РС (Я)" об оспаривании заключения эксперта. Судом было отказано в принятии искового заявления, так как заключение эксперта по результатам лингвистического исследования материалов не является предметом самостоятельного обжалования в суде, оно содержало только обоснованное профессиональное суждение относительно лингвистического исследования, какого-либо властного волеизъявления оно не имело <3>.
Нормативные акты
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В сфере профессионального образования сложились также такие подходы к организации обучения, как кластеры. Они представляют собой совокупность географически близких взаимосвязанных организаций разнообразной, но взаимодополняющей функциональной направленности, что позволяет за счет кумулятивного эффекта добиваться большей эффективности деятельности <1>. В образовательной сфере кластерный подход дает возможность интегрировать образовательную сферу и производство, обеспечивая профессиональную ориентацию обучающихся, их целенаправленное обучение, позволяя приобретать им практические навыки будущей профессии, налаживать связи с потенциальным работодателем, тем самым создавая условия для наиболее благоприятного вхождения в профессиональную сферу. Так, в Республике Саха (Якутия) предусмотрена государственная поддержка развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики. Задачами образовательных кластеров в Красноярском крае являются формирование территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, оптимизация структуры подготовки, создание лабораторий, иных структурных подразделений на предприятиях и в организациях. Кластеры в сфере профессионального образования, предназначенные для создания условий реализации практикоориентированных образовательных модулей, формируются также в Республике Карелия, Мурманской области.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В сфере профессионального образования сложились также такие подходы к организации обучения, как кластеры. Они представляют собой совокупность географически близких взаимосвязанных организаций разнообразной, но взаимодополняющей функциональной направленности, что позволяет за счет кумулятивного эффекта добиваться большей эффективности деятельности <1>. В образовательной сфере кластерный подход дает возможность интегрировать образовательную сферу и производство, обеспечивая профессиональную ориентацию обучающихся, их целенаправленное обучение, позволяя приобретать им практические навыки будущей профессии, налаживать связи с потенциальным работодателем, тем самым создавая условия для наиболее благоприятного вхождения в профессиональную сферу. Так, в Республике Саха (Якутия) предусмотрена государственная поддержка развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики. Задачами образовательных кластеров в Красноярском крае являются формирование территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, оптимизация структуры подготовки, создание лабораторий, иных структурных подразделений на предприятиях и в организациях. Кластеры в сфере профессионального образования, предназначенные для создания условий реализации практикоориентированных образовательных модулей, формируются также в Республике Карелия, Мурманской области.
"Правовое регулирование срочных трудовых договоров в России и некоторых зарубежных странах: Монография"
(Батусова Е.С.)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2015)Судебная практика показывает, что существуют споры относительно прекращения срочного трудового договора, заключенного на время отсутствия основного работника. Срочный трудовой договор, заключенный по такому основанию, прекращается только с выходом его на работу. Вследствие этого ключевым моментом, на который необходимо обратить внимание при прекращении в данном случае срочного трудового договора, является то, действительно ли основной работник приступил к выполнению своих обязанностей. Суд обязан проверить, вышел ли основной работник на работу. Например, Верховный суд Республики Саха (Якутия) исследовал факт выхода основного работника при прекращении срочного трудового договора. Было выявлено, что процедура увольнения нарушена, так как данный работник в период увольнения временного к обязанностям не приступал, приказа о его переводе на должность, подписанного директором предприятия, суду представлено не было <1>.
(Батусова Е.С.)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2015)Судебная практика показывает, что существуют споры относительно прекращения срочного трудового договора, заключенного на время отсутствия основного работника. Срочный трудовой договор, заключенный по такому основанию, прекращается только с выходом его на работу. Вследствие этого ключевым моментом, на который необходимо обратить внимание при прекращении в данном случае срочного трудового договора, является то, действительно ли основной работник приступил к выполнению своих обязанностей. Суд обязан проверить, вышел ли основной работник на работу. Например, Верховный суд Республики Саха (Якутия) исследовал факт выхода основного работника при прекращении срочного трудового договора. Было выявлено, что процедура увольнения нарушена, так как данный работник в период увольнения временного к обязанностям не приступал, приказа о его переводе на должность, подписанного директором предприятия, суду представлено не было <1>.
Статья: Анализ судебной практики по искам пациентов (законных представителей) к медицинским организациям за период 2018 - 2023 гг. (по материалам Хабаровского края)
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)Особую роль в процессе предупреждения и минимизации правовых рисков можно отвести повышению правовых компетенций медицинских работников. Обладание правовыми компетенциями в медицинской сфере весьма актуально, поскольку лишь небольшой процент работников медицинских организаций ориентируется в базовых вопросах, предусмотренных действующим законодательством об охране здоровья. Вывод сделан на основе проводимого кафедрой организации здравоохранения и медицинского права КГБОУ ДПО ИПКСЗ тестирования. В настоящий момент протестировано более 25 000 медицинских работников, организаторов здравоохранения, юристов медицинских организаций. Территория охвата - Дальний Восток (Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Магаданская, Сахалинская, Амурская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика (Саха) Якутия); города ГК "Росатом" (тестирование в рамках проекта президентского гранта "Право на здоровье"). Результаты исследования показали неудовлетворительные знания базовых основ законодательства о здравоохранении <8>.
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)Особую роль в процессе предупреждения и минимизации правовых рисков можно отвести повышению правовых компетенций медицинских работников. Обладание правовыми компетенциями в медицинской сфере весьма актуально, поскольку лишь небольшой процент работников медицинских организаций ориентируется в базовых вопросах, предусмотренных действующим законодательством об охране здоровья. Вывод сделан на основе проводимого кафедрой организации здравоохранения и медицинского права КГБОУ ДПО ИПКСЗ тестирования. В настоящий момент протестировано более 25 000 медицинских работников, организаторов здравоохранения, юристов медицинских организаций. Территория охвата - Дальний Восток (Хабаровский, Приморский, Камчатский края, Магаданская, Сахалинская, Амурская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика (Саха) Якутия); города ГК "Росатом" (тестирование в рамках проекта президентского гранта "Право на здоровье"). Результаты исследования показали неудовлетворительные знания базовых основ законодательства о здравоохранении <8>.
Статья: Основные проблемы и приоритеты пространственного развития РФ
(Попова Н.Ф.)
("Административное право и процесс", 2020, N 5)<13> Каждый из них обеспечивает более одного процента суммарного прироста валового регионального продукта субъектов Федерации. В их состав входят 19 крупных и крупнейших городских агломераций, а также 4 минерально-сырьевых центра, которые расположены в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
(Попова Н.Ф.)
("Административное право и процесс", 2020, N 5)<13> Каждый из них обеспечивает более одного процента суммарного прироста валового регионального продукта субъектов Федерации. В их состав входят 19 крупных и крупнейших городских агломераций, а также 4 минерально-сырьевых центра, которые расположены в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
"Судебная защита местного самоуправления"
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Об особенностях правового регулирования проведения публичного мероприятия. Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) N 1488-р, которым утвержден Порядок согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - г. Якутска, расположенной на площади Ленина, недействующим, сославшись на его противоречие положениям Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), указав, что актами Правительства Республики Саха (Якутия) не может регламентироваться порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Удовлетворяя требования прокурора, суд отметил, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. Регламентация порядка согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является вторжением в компетенцию законодательного органа Республики Саха (Якутия). Законность решения была подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 74-Г08-52.
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Об особенностях правового регулирования проведения публичного мероприятия. Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) N 1488-р, которым утвержден Порядок согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций на части территории историко-архитектурного административного центра столицы Республики Саха (Якутия) - г. Якутска, расположенной на площади Ленина, недействующим, сославшись на его противоречие положениям Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), указав, что актами Правительства Республики Саха (Якутия) не может регламентироваться порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Удовлетворяя требования прокурора, суд отметил, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. Регламентация порядка согласования проведения массовых публичных мероприятий и уведомления о проведении массовых акций органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является вторжением в компетенцию законодательного органа Республики Саха (Якутия). Законность решения была подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 74-Г08-52.
Статья: Дело о традиционной охоте, или Первый опыт защиты прав коренных малочисленных народов в Конституционном Суде России
(Кряжков В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)<18> См.: Задорин М.Ю. Конституционное право коренных малочисленных народов на развитие: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 148 - 169; Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М.: Норма, 2010. С. 253 - 259; Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на традиционное природопользование (на примере охоты) // Государство и право. 2016. N 11. С. 32 - 42; Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии. М.: Наука, 2014. С. 166 - 176; Тумусова А.Н. Конституционно-экономический аспект прав коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) // Ежегодник конституционной экономики. М.: ЛУМ, 2019. С. 468 - 475.
(Кряжков В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)<18> См.: Задорин М.Ю. Конституционное право коренных малочисленных народов на развитие: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 148 - 169; Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М.: Норма, 2010. С. 253 - 259; Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на традиционное природопользование (на примере охоты) // Государство и право. 2016. N 11. С. 32 - 42; Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии. М.: Наука, 2014. С. 166 - 176; Тумусова А.Н. Конституционно-экономический аспект прав коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) // Ежегодник конституционной экономики. М.: ЛУМ, 2019. С. 468 - 475.
Статья: Одна статья - три толкования
(Киселев А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В арбитражной практике также есть дела, в которых контролирующий орган или его подразделение, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении в отношении виновного лица, после вступления его в силу обращались за возмещением имущественного ущерба, причиненного бюджету. В основном это касается экологических правонарушений. Например, Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2012 г. по делу N А58-7364/2011 было оставлено без изменения Постановление Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2012 года по делу N А58-7364/2011 по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) к ООО "Ландшафтный центр Якутии" в возмещении ущерба, причиненного самовольным снятием плодородного слоя почвы.
(Киселев А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В арбитражной практике также есть дела, в которых контролирующий орган или его подразделение, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении в отношении виновного лица, после вступления его в силу обращались за возмещением имущественного ущерба, причиненного бюджету. В основном это касается экологических правонарушений. Например, Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2012 г. по делу N А58-7364/2011 было оставлено без изменения Постановление Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2012 года по делу N А58-7364/2011 по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) к ООО "Ландшафтный центр Якутии" в возмещении ущерба, причиненного самовольным снятием плодородного слоя почвы.
Статья: Проблемы методологии правового регулирования вопросов предупреждения формирования национально-этнических анклавов в Российской Федерации
(Ирхин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 8)<13> Аналогичные вопросы сформулированы на уровне документов стратегического планирования в Брянской области, Кировской области, Свердловской области, Республике Саха (Якутия). В свою очередь, в Постановлении Правительства Тюменской области от 14 декабря 2018 г. N 514-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" указано, что в Тюменской области нет этнических анклавов. В регионе не допускаются случаи, ведущие к пространственной сегрегации и проявлениям социальной исключительности мигрантов. См.: Постановление Правительства Тюменской области от 14 декабря 2018 г. N 514-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2018.
(Ирхин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 8)<13> Аналогичные вопросы сформулированы на уровне документов стратегического планирования в Брянской области, Кировской области, Свердловской области, Республике Саха (Якутия). В свою очередь, в Постановлении Правительства Тюменской области от 14 декабря 2018 г. N 514-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" указано, что в Тюменской области нет этнических анклавов. В регионе не допускаются случаи, ведущие к пространственной сегрегации и проявлениям социальной исключительности мигрантов. См.: Постановление Правительства Тюменской области от 14 декабря 2018 г. N 514-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2018.
"Материальная, дисциплинарная, административная: что нужно знать об ответственности работника"
(Чистякова Л.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Исследовав представленные сторонами доказательства, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) пришла к выводу о том, что истцом прогул был совершен по уважительной причине.
(Чистякова Л.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Исследовав представленные сторонами доказательства, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) пришла к выводу о том, что истцом прогул был совершен по уважительной причине.