Ценовое регулирование предпринимательской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Ценовое регулирование предпринимательской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Как обосновано указали суды, по смыслу положений частей 5 - 7 статьи 8 Закона N 416-ФЗ при выявлении объектов и сетей, не принадлежащих, как абоненту, так и вообще кому бы то ни было, но принимающих участие в общем процессе обеспечения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) абонента ресурсом, на абонента не может быть возложено бремя эксплуатационной ответственности в отношении таких объектов и сетей. Подобное бремя несет организация ВКХ, использующая эти объекты в своей хозяйственной деятельности и обладающая возможностью учесть расходы по их эксплуатации при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. Это соответствует распределению рисков предпринимательской деятельности в правоотношении по ресурсоснабжению, в котором ресурсоснабжающая организация, как профессионал в соответствующей сфере, является более сильной стороной, нежели абонент, и имеет возможность выравнивания баланса интересов сторон мерами тарифного регулирования."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидиарная ответственность муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...Создавая предприятие в целях оказания коммунальных услуг населению... Администрация, в том числе будучи органом тарифного регулирования... [не имела - ред.] какой-либо неопределенности относительно рынка и масштабов деятельности должника, уже на начальном этапе ей было заведомо известно, что предприятие... не имеет возможности вести нормальную предпринимательскую деятельность в этой сфере ввиду явного несоответствия полученного... имущества объему планируемых мероприятий, избранная учредителем модель поведения уже в момент ее выбора приводила к очевидному дисбалансу прав должника и его кредиторов.
(КонсультантПлюс, 2025)...Создавая предприятие в целях оказания коммунальных услуг населению... Администрация, в том числе будучи органом тарифного регулирования... [не имела - ред.] какой-либо неопределенности относительно рынка и масштабов деятельности должника, уже на начальном этапе ей было заведомо известно, что предприятие... не имеет возможности вести нормальную предпринимательскую деятельность в этой сфере ввиду явного несоответствия полученного... имущества объему планируемых мероприятий, избранная учредителем модель поведения уже в момент ее выбора приводила к очевидному дисбалансу прав должника и его кредиторов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цены и ценовое регулирование в текущих экономических условиях
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)<3> Егорова М.А. Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях // Хозяйство и право. 2024. N 5.
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)<3> Егорова М.А. Об основных направлениях государственного регулирования цен и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в современных условиях // Хозяйство и право. 2024. N 5.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Поскольку действия общества посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности по поводу продажи (поставки) отдельной продукции или товаров, оказания отдельных видов услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, то они образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Поскольку действия общества посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности по поводу продажи (поставки) отдельной продукции или товаров, оказания отдельных видов услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, то они образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В постановлениях судов апелляционной инстанции и округа содержится вывод о том, что сбор и вывоз отходов не является регулируемой деятельностью; тариф, установленный для муниципальных предприятий, является рекомендуемым и не обязывает коммерческие организации производить с гражданами расчеты по 100 руб. По мнению судов, истцы, не установив экономически обоснованную цену в отношениях с собственниками частных домов, самостоятельно несут риск предпринимательской деятельности. Этот вывод судов основан на ошибочном толковании норм о свободе договора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)В постановлениях судов апелляционной инстанции и округа содержится вывод о том, что сбор и вывоз отходов не является регулируемой деятельностью; тариф, установленный для муниципальных предприятий, является рекомендуемым и не обязывает коммерческие организации производить с гражданами расчеты по 100 руб. По мнению судов, истцы, не установив экономически обоснованную цену в отношениях с собственниками частных домов, самостоятельно несут риск предпринимательской деятельности. Этот вывод судов основан на ошибочном толковании норм о свободе договора.
Статья: Значение международного таможенного сотрудничества в обеспечении национальной и экономической безопасности Российской Федерации
(Бондарь Е.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Вопросы обеспечения НБ и ЭБ, затрагивающие компетенцию и полномочия таможенных органов РФ (ТО РФ), рассматривались в ряде работ современных авторов, например В.В. Коварда, Р.В. Лаптев, Е.А. Болычева, Е.В. Бобырева отмечают, что функции, выполняемые ТО РФ, "направлены на обеспечение национальной безопасности, прежде всего, экономической ее составляющей" <6>; схожая оценка деятельности ФТС России дается С.В. Стрыгиной, автор констатирует значимую роль таможенного контроля в обеспечении НБ РФ, "противодействии угрозам и вызовам страны" <7>; А.Ф. Голубев делает вывод о значимой роли ТО РФ "в регулировании экономических процессов с целью развития экономики страны и обеспечения ее национальной безопасности" <8>. Однако исследованию роли МТС в выполнении возложенных на ТО РФ функций в аспекте НБ и ЭБ в современных работах авторов не уделяется достаточного внимания. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть ресурсы ФТС России в части МТС, определить значение МТС в обеспечении НБ и ЭБ, принимая во внимание специфику внешнеэкономической деятельности: заключение и исполнение международной сделки купли-продажи товаров требует взаимодействия с хозяйствующими субъектами иностранных государств, исследования зарубежных рынков, оценки особенностей национального законодательства, затрагивающего вопросы таможенно-тарифного регулирования, иные вопросы, имеющие значение для экспорта (импорта) товара, осуществления предпринимательской деятельности с участием иностранного субъекта; реализация системы управления рисками (СУР), проверочные мероприятия обстоятельств заключения и исполнения внешнеторговых сделок, пресечение преступлений, связанных с трансграничным перемещением товаров, предполагают международное межведомственное взаимодействие субъектов, осуществляющих таможенный и иные виды государственного контроля.
(Бондарь Е.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Вопросы обеспечения НБ и ЭБ, затрагивающие компетенцию и полномочия таможенных органов РФ (ТО РФ), рассматривались в ряде работ современных авторов, например В.В. Коварда, Р.В. Лаптев, Е.А. Болычева, Е.В. Бобырева отмечают, что функции, выполняемые ТО РФ, "направлены на обеспечение национальной безопасности, прежде всего, экономической ее составляющей" <6>; схожая оценка деятельности ФТС России дается С.В. Стрыгиной, автор констатирует значимую роль таможенного контроля в обеспечении НБ РФ, "противодействии угрозам и вызовам страны" <7>; А.Ф. Голубев делает вывод о значимой роли ТО РФ "в регулировании экономических процессов с целью развития экономики страны и обеспечения ее национальной безопасности" <8>. Однако исследованию роли МТС в выполнении возложенных на ТО РФ функций в аспекте НБ и ЭБ в современных работах авторов не уделяется достаточного внимания. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть ресурсы ФТС России в части МТС, определить значение МТС в обеспечении НБ и ЭБ, принимая во внимание специфику внешнеэкономической деятельности: заключение и исполнение международной сделки купли-продажи товаров требует взаимодействия с хозяйствующими субъектами иностранных государств, исследования зарубежных рынков, оценки особенностей национального законодательства, затрагивающего вопросы таможенно-тарифного регулирования, иные вопросы, имеющие значение для экспорта (импорта) товара, осуществления предпринимательской деятельности с участием иностранного субъекта; реализация системы управления рисками (СУР), проверочные мероприятия обстоятельств заключения и исполнения внешнеторговых сделок, пресечение преступлений, связанных с трансграничным перемещением товаров, предполагают международное межведомственное взаимодействие субъектов, осуществляющих таможенный и иные виды государственного контроля.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- информирование о политике и программах ЕС по поддержке малого и среднего бизнеса, законодательстве ЕС и России в области предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; тарифной политике и таможенном регулировании в странах ЕС; едином рынке ЕС и предоставляемых им возможностях для продвижения продукции и услуг российских предприятий; проводимых конкурсах государственных закупок (тендерах) ЕС и возможностях участия в них российских предприятий; стандартах качества и других требованиях ЕС к товарам и услугам; проектах Евросоюза в области содействия развитию предпринимательской деятельности и возможностях доступа российских малых и средних предприятий к источникам финансирования (фондам) ЕС;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- информирование о политике и программах ЕС по поддержке малого и среднего бизнеса, законодательстве ЕС и России в области предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; тарифной политике и таможенном регулировании в странах ЕС; едином рынке ЕС и предоставляемых им возможностях для продвижения продукции и услуг российских предприятий; проводимых конкурсах государственных закупок (тендерах) ЕС и возможностях участия в них российских предприятий; стандартах качества и других требованиях ЕС к товарам и услугам; проектах Евросоюза в области содействия развитию предпринимательской деятельности и возможностях доступа российских малых и средних предприятий к источникам финансирования (фондам) ЕС;
Статья: Многообразие экономической деятельности и проблема его воплощения в российском законодательстве
(Пятков Д.В., Вальков В.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)В большей или меньшей степени заложниками неопределенности в том, что касается экономической деятельности, стали многие институты как частного права, так и публичного. Дуализм частного права, его разделенность на общегражданскую и торговую (коммерческую, предпринимательскую) части, хотя и не находит должного признания со стороны современной цивилистической доктрины, но заметен с первых статей ГК РФ. Со временем он только усиливается благодаря появлению все большего количества специальных правил, рассчитанных исключительно на предпринимательскую деятельность. Эти правила зачастую противоположны тем, которые действуют в быту или иных жизненных ситуациях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Двойной стандарт регулирования хозяйственной жизни общества, обусловленный спецификой предпринимательской деятельности, а также существенное различие в подходах к регулированию отношений делают цену ошибки в квалификации отношений слишком высокой, чтобы оставлять без внимания проблему отграничения предпринимательской деятельности от иных видов экономической деятельности.
(Пятков Д.В., Вальков В.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)В большей или меньшей степени заложниками неопределенности в том, что касается экономической деятельности, стали многие институты как частного права, так и публичного. Дуализм частного права, его разделенность на общегражданскую и торговую (коммерческую, предпринимательскую) части, хотя и не находит должного признания со стороны современной цивилистической доктрины, но заметен с первых статей ГК РФ. Со временем он только усиливается благодаря появлению все большего количества специальных правил, рассчитанных исключительно на предпринимательскую деятельность. Эти правила зачастую противоположны тем, которые действуют в быту или иных жизненных ситуациях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Двойной стандарт регулирования хозяйственной жизни общества, обусловленный спецификой предпринимательской деятельности, а также существенное различие в подходах к регулированию отношений делают цену ошибки в квалификации отношений слишком высокой, чтобы оставлять без внимания проблему отграничения предпринимательской деятельности от иных видов экономической деятельности.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Второй способ регулирования государством ценообразования заключается в том, что государственные органы не устанавливают твердые цены, предоставляя производителям и торгово-посредническим организациям возможность самим устанавливать цены на производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги, но государство предусматривает определенные ограничения, направленные на недопущение чрезмерного роста цен. Например, фиксируются периоды времени, по истечении которых может производиться увеличение цен; могут устанавливаться размеры предельных надбавок (коэффициентов), с применением которых периодически пересчитываются базовые, то есть действующие, цены. Предусматривая такие ограничения в законодательстве, государство осуществляет тем самым косвенное - ограничительное - регулирование ценообразования. В тех случаях, когда применяется ограничительное регулирование, цены совершаемых субъектами предпринимательской деятельности сделок по общему правилу признаются для целей налогообложения, согласно п. 1 ст. 105.4 НК РФ, рыночными.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Второй способ регулирования государством ценообразования заключается в том, что государственные органы не устанавливают твердые цены, предоставляя производителям и торгово-посредническим организациям возможность самим устанавливать цены на производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги, но государство предусматривает определенные ограничения, направленные на недопущение чрезмерного роста цен. Например, фиксируются периоды времени, по истечении которых может производиться увеличение цен; могут устанавливаться размеры предельных надбавок (коэффициентов), с применением которых периодически пересчитываются базовые, то есть действующие, цены. Предусматривая такие ограничения в законодательстве, государство осуществляет тем самым косвенное - ограничительное - регулирование ценообразования. В тех случаях, когда применяется ограничительное регулирование, цены совершаемых субъектами предпринимательской деятельности сделок по общему правилу признаются для целей налогообложения, согласно п. 1 ст. 105.4 НК РФ, рыночными.
Статья: Проблемы правового регулирования института представительства и смежных с ним институтов гражданского процессуального права
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2024, N 10)Гонорар адвоката не обозначен в законе в качестве цели (ни основной, ни производной) адвокатской деятельности. В Законе также указано, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. С учетом этих законоположений не усматривается препятствий к регулированию адвокатской деятельности с помощью установленных государством тарифов.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2024, N 10)Гонорар адвоката не обозначен в законе в качестве цели (ни основной, ни производной) адвокатской деятельности. В Законе также указано, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. С учетом этих законоположений не усматривается препятствий к регулированию адвокатской деятельности с помощью установленных государством тарифов.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.