ЦенообрАзование взаимозависимые лица
Подборка наиболее важных документов по запросу ЦенообрАзование взаимозависимые лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении доходов и расходов по налогу на прибыль и ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-03-06/1/133108)Вопрос: Об определении доходов и расходов по налогу на прибыль и ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-03-06/1/133108)Вопрос: Об определении доходов и расходов по налогу на прибыль и ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)В настоящее время, например, ключевыми направлениями работы фирм в формате государственной налоговой политики являются такие, как предотвращение опасных схем дробления бизнеса, обеспечение соответствия требованиям теста на надлежащего контрагента, предотвращение отклонений от правил ценообразования взаимозависимых и взаимосвязанных лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)В настоящее время, например, ключевыми направлениями работы фирм в формате государственной налоговой политики являются такие, как предотвращение опасных схем дробления бизнеса, обеспечение соответствия требованиям теста на надлежащего контрагента, предотвращение отклонений от правил ценообразования взаимозависимых и взаимосвязанных лиц.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В той или иной форме реализация плана нашла свое место в 18 странах - членах G20, в 27 из 38 стран - членов ОЭСР и 14 юрисдикций, которые не входят ни в G20, ни в ОЭСР. На страны, включенные в сферу влияния ОЭСР, приходится около 55% мирового ВВП, и, конечно, с этим следует считаться. В 2007 г. Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако после начала СВО Совет ОЭСР заявил о прекращении переговоров и приостановке совместной проектной деятельности <1>. Тем не менее Россия ориентируется на разработки ОЭСР, в том числе и путем изменения национального законодательства. Например, в налоговом законодательстве с 2011 г. введены правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании, с 2014 г. - о контролируемых иностранных компаниях, бенефициарном владельце и т.п.
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В той или иной форме реализация плана нашла свое место в 18 странах - членах G20, в 27 из 38 стран - членов ОЭСР и 14 юрисдикций, которые не входят ни в G20, ни в ОЭСР. На страны, включенные в сферу влияния ОЭСР, приходится около 55% мирового ВВП, и, конечно, с этим следует считаться. В 2007 г. Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако после начала СВО Совет ОЭСР заявил о прекращении переговоров и приостановке совместной проектной деятельности <1>. Тем не менее Россия ориентируется на разработки ОЭСР, в том числе и путем изменения национального законодательства. Например, в налоговом законодательстве с 2011 г. введены правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании, с 2014 г. - о контролируемых иностранных компаниях, бенефициарном владельце и т.п.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Цену контролируемой сделки может проверить ФНС. А неконтролируемой - ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Цену контролируемой сделки может проверить ФНС. А неконтролируемой - ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ).
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки
(КонсультантПлюс, 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Это позволяет, как правило, перераспределить общую прибыль группы и оптимизировать уровень налогообложения.
(КонсультантПлюс, 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Это позволяет, как правило, перераспределить общую прибыль группы и оптимизировать уровень налогообложения.
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Фундаментальный принцип трансфертного ценообразования - сравнение сделок между взаимозависимыми лицами по аналогичным товарам со сделками между независимыми контрагентами (Постановление АС Московского округа от 23.06.2020 N Ф05-5009/2020 по делу N А40-153369/2019).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Фундаментальный принцип трансфертного ценообразования - сравнение сделок между взаимозависимыми лицами по аналогичным товарам со сделками между независимыми контрагентами (Постановление АС Московского округа от 23.06.2020 N Ф05-5009/2020 по делу N А40-153369/2019).
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В Российской Федерации в целях снижения вероятности уклонения от уплаты налогов и повышения высокой интенсивности налогового администрирования были внедрены новые формы налогового контроля. В Налоговом кодексе (далее - НК РФ) появилась целая глава о взаимозависимых лицах, трансфертном ценообразовании и контролируемых сделках, которая урегулировала отношения с 1 января 2012 г. Как пишут многие авторы, налоговые органы уходят от классических методов налогового контроля, выбирая точечные вопросы контроля, являющиеся наиболее актуальными и эффективными в обеспечении дохода бюджета.