ЦенообрАзование между взаимозависимыми лицами
Подборка наиболее важных документов по запросу ЦенообрАзование между взаимозависимыми лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении доходов и расходов по налогу на прибыль и ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-03-06/1/133108)Вопрос: Об определении доходов и расходов по налогу на прибыль и ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-03-06/1/133108)Вопрос: Об определении доходов и расходов по налогу на прибыль и ценообразовании по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки
(КонсультантПлюс, 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Это позволяет, как правило, перераспределить общую прибыль группы и оптимизировать уровень налогообложения.
(КонсультантПлюс, 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Это позволяет, как правило, перераспределить общую прибыль группы и оптимизировать уровень налогообложения.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" начиная с 01.01.2012 часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". По этой причине к налоговым периодам после 01.01.2012 не применяются положения статей 20 и 40 Кодекса, ранее закреплявшие основания для признания лиц взаимозависимыми и устанавливавшие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- взаимозависимость контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов, исходя из рыночной цены сделок между взаимозависимыми лицами.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- взаимозависимость контроль налоговых органов за трансфертным ценообразованием и возможность доначисления налогов, исходя из рыночной цены сделок между взаимозависимыми лицами.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки, доходы (расходы) по которым признаны до 31 декабря 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Это позволяет, как правило, перераспределить общую прибыль группы и оптимизировать уровень налогообложения.
(КонсультантПлюс, 2023)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Это позволяет, как правило, перераспределить общую прибыль группы и оптимизировать уровень налогообложения.
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В той или иной форме реализация плана нашла свое место в 18 странах - членах G20, в 27 из 38 стран - членов ОЭСР и 14 юрисдикций, которые не входят ни в G20, ни в ОЭСР. На страны, включенные в сферу влияния ОЭСР, приходится около 55% мирового ВВП, и, конечно, с этим следует считаться. В 2007 г. Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако после начала СВО Совет ОЭСР заявил о прекращении переговоров и приостановке совместной проектной деятельности <1>. Тем не менее Россия ориентируется на разработки ОЭСР, в том числе и путем изменения национального законодательства. Например, в налоговом законодательстве с 2011 г. введены правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании, с 2014 г. - о контролируемых иностранных компаниях, бенефициарном владельце и т.п.
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В той или иной форме реализация плана нашла свое место в 18 странах - членах G20, в 27 из 38 стран - членов ОЭСР и 14 юрисдикций, которые не входят ни в G20, ни в ОЭСР. На страны, включенные в сферу влияния ОЭСР, приходится около 55% мирового ВВП, и, конечно, с этим следует считаться. В 2007 г. Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако после начала СВО Совет ОЭСР заявил о прекращении переговоров и приостановке совместной проектной деятельности <1>. Тем не менее Россия ориентируется на разработки ОЭСР, в том числе и путем изменения национального законодательства. Например, в налоговом законодательстве с 2011 г. введены правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании, с 2014 г. - о контролируемых иностранных компаниях, бенефициарном владельце и т.п.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Значительные изменения в налоговом регулировании трансфертного ценообразования произошли с начала 2024 г., среди них внедрение медианного значения рыночного интервала цен (финансовых показателей). Это новый инструмент в регулировании трансфертного ценообразования, внедрение которого не было обосновано в период обсуждения законопроекта, но эффект которого значителен для налоговых обязательств российских организаций. Новый инструмент в системе трансфертного ценообразования создает дополнительные риски как для налогоплательщиков, так и для государства в экономических отношениях по поводу своевременного и полного исчисления и уплаты налогов как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для внутренних отношений. Это предопределяет предмет исследования - условия и порядок применения медианного значения в целях налогового контроля цен по внутрифирменным операциям. Методология исследования основана на анализе рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию в части применения статистических инструментов для определения цены анализируемой сделки, положений зарубежных нормативных правовых актов, определяющих порядок ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами. Отдельное внимание уделено анализу зарубежных судебных решений по определению рыночной цены по внутрифирменным операциям. Анализ положений рекомендаций ОЭСР позволил выделить обязательные условия для применения медианного значения. Выявлены тенденция гармонизации подходов к использованию медианного значения в зарубежных странах и общий тренд на уточнение нормативных правовых актов в 2022 - 2024 гг. Судебная практика показывает, что независимо от вида деятельности, типа операций, совершаемых подразделениями группы, суды принимают единообразные решения в части применения медианного значения и учитывают положения рекомендаций ОЭСР при вынесении решения. Сделан вывод о дополнительном налоговом риске для российских налогоплательщиков, источником которого определены различия в подходе к применению медианы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций, используемом для регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике. Научная новизна исследования состоит в определении тенденций применения медианного значения в целях трансфертного ценообразования, оценке налоговых последствий нововведения для российских налогоплательщиков.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Значительные изменения в налоговом регулировании трансфертного ценообразования произошли с начала 2024 г., среди них внедрение медианного значения рыночного интервала цен (финансовых показателей). Это новый инструмент в регулировании трансфертного ценообразования, внедрение которого не было обосновано в период обсуждения законопроекта, но эффект которого значителен для налоговых обязательств российских организаций. Новый инструмент в системе трансфертного ценообразования создает дополнительные риски как для налогоплательщиков, так и для государства в экономических отношениях по поводу своевременного и полного исчисления и уплаты налогов как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для внутренних отношений. Это предопределяет предмет исследования - условия и порядок применения медианного значения в целях налогового контроля цен по внутрифирменным операциям. Методология исследования основана на анализе рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию в части применения статистических инструментов для определения цены анализируемой сделки, положений зарубежных нормативных правовых актов, определяющих порядок ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами. Отдельное внимание уделено анализу зарубежных судебных решений по определению рыночной цены по внутрифирменным операциям. Анализ положений рекомендаций ОЭСР позволил выделить обязательные условия для применения медианного значения. Выявлены тенденция гармонизации подходов к использованию медианного значения в зарубежных странах и общий тренд на уточнение нормативных правовых актов в 2022 - 2024 гг. Судебная практика показывает, что независимо от вида деятельности, типа операций, совершаемых подразделениями группы, суды принимают единообразные решения в части применения медианного значения и учитывают положения рекомендаций ОЭСР при вынесении решения. Сделан вывод о дополнительном налоговом риске для российских налогоплательщиков, источником которого определены различия в подходе к применению медианы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций, используемом для регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике. Научная новизна исследования состоит в определении тенденций применения медианного значения в целях трансфертного ценообразования, оценке налоговых последствий нововведения для российских налогоплательщиков.
Статья: О новейших изменениях по вопросам трансфертного ценообразования
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)Помимо принятого закона, который стал предметом внимания специалистов еще осенью на стадии обсуждения законопроекта, необходимо отметить еще один законопроект по ТЦО <7>. Он был внесен Правительством в Госдуму 16 ноября 2023 года и предлагает изменить порядок назначения проверок по трансфертному ценообразованию в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. Его разработка обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления от налогоплательщика <8>. Как указано в пояснительной записке к проекту, он ориентирован на устранение правовой неопределенности при применении абз. 1 п. 2 ст. 105.17 части первой НК РФ при исчислении срока принятия налоговым органом решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)Помимо принятого закона, который стал предметом внимания специалистов еще осенью на стадии обсуждения законопроекта, необходимо отметить еще один законопроект по ТЦО <7>. Он был внесен Правительством в Госдуму 16 ноября 2023 года и предлагает изменить порядок назначения проверок по трансфертному ценообразованию в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. Его разработка обусловлена тем, что Конституционный Суд РФ предписал уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления от налогоплательщика <8>. Как указано в пояснительной записке к проекту, он ориентирован на устранение правовой неопределенности при применении абз. 1 п. 2 ст. 105.17 части первой НК РФ при исчислении срока принятия налоговым органом решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Цену контролируемой сделки может проверить ФНС. А неконтролируемой - ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Трансфертное ценообразование - установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Цену контролируемой сделки может проверить ФНС. А неконтролируемой - ИФНС, но только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ).
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Фундаментальный принцип трансфертного ценообразования - сравнение сделок между взаимозависимыми лицами по аналогичным товарам со сделками между независимыми контрагентами (Постановление АС Московского округа от 23.06.2020 N Ф05-5009/2020 по делу N А40-153369/2019).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Фундаментальный принцип трансфертного ценообразования - сравнение сделок между взаимозависимыми лицами по аналогичным товарам со сделками между независимыми контрагентами (Постановление АС Московского округа от 23.06.2020 N Ф05-5009/2020 по делу N А40-153369/2019).