Ценные леса
Подборка наиболее важных документов по запросу Ценные леса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФ"При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на особо охраняемых природных территориях не могут располагаться иные виды защитных лесов, кроме прямо установленных законодателем в пункте 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный режим является наиболее строгим, направленным на сохранение природных объектов, являющихся общенациональным достоянием, в связи с чем неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к ценным лесам не соответствует целям создания заказника."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 "Заготовка древесины" ЛК РФ"Исходя из вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 29, частью 4 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины запрещена Лесным кодексом только в одной подкатегории защитных лесов - орехово-промысловых зонах ценных лесов. Запрет на заготовку древесины в иных категориях защитных лесов, в том числе в нерестоохранных полосах лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, Лесным кодексом не установлен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо учитывать, что ряд ограничений, установленных в отношении ценных лесов и особо защитных участков лесов, не распространяется на размещение линейных объектов (п. 4 ст. 113, ч. 2, 3 ст. 115, п. 3 ч. 4 ст. 119 ЛК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимо учитывать, что ряд ограничений, установленных в отношении ценных лесов и особо защитных участков лесов, не распространяется на размещение линейных объектов (п. 4 ст. 113, ч. 2, 3 ст. 115, п. 3 ч. 4 ст. 119 ЛК РФ).
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Зонирование, осуществляемое в границах земель лесного фонда, проводится в соответствии с установленными в ЛК РФ целями и критериями. В зависимости от уникальных природных свойств лесов согласно ст. 115 ЛК РФ в составе лесного фонда могут выделяться ценные леса, горные леса, лесные полосы и зоны. Для защиты лесов от различных угроз проводятся лесопожарное зонирование, сопровождаемое установлением зоны охраны лесов (ст. 51.1 ЛК РФ), лесозащитное районирование, при котором выделяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы, и лесопатологические обследования (ст. 60.4, 60.6 ЛК РФ); устанавливаются также зоны радиоактивного загрязнения (ст. 60.13 ЛК РФ). В соответствии с природно-климатическими условиями согласно ст. 15 ЛК РФ выделяются лесорастительные зоны. Для осуществления инвестиционных проектов могут также устанавливаться зоны освоения лесов (ст. 67.1 ЛК РФ). В зависимости от вида зоны в ЛК РФ определяются особые условия и дополнительные ограничения в использовании лесов, например в орехово-промысловых зонах в отношении древесины не разрешается осуществлять заготовительные работы (ст. 115 ЛК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Зонирование, осуществляемое в границах земель лесного фонда, проводится в соответствии с установленными в ЛК РФ целями и критериями. В зависимости от уникальных природных свойств лесов согласно ст. 115 ЛК РФ в составе лесного фонда могут выделяться ценные леса, горные леса, лесные полосы и зоны. Для защиты лесов от различных угроз проводятся лесопожарное зонирование, сопровождаемое установлением зоны охраны лесов (ст. 51.1 ЛК РФ), лесозащитное районирование, при котором выделяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы, и лесопатологические обследования (ст. 60.4, 60.6 ЛК РФ); устанавливаются также зоны радиоактивного загрязнения (ст. 60.13 ЛК РФ). В соответствии с природно-климатическими условиями согласно ст. 15 ЛК РФ выделяются лесорастительные зоны. Для осуществления инвестиционных проектов могут также устанавливаться зоны освоения лесов (ст. 67.1 ЛК РФ). В зависимости от вида зоны в ЛК РФ определяются особые условия и дополнительные ограничения в использовании лесов, например в орехово-промысловых зонах в отношении древесины не разрешается осуществлять заготовительные работы (ст. 115 ЛК РФ).
Нормативные акты
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)Недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь необходимых при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, обозначена как проблема, сдерживающая развитие лесного комплекса, в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Это связано с тем, что частноправовые юридические механизмы лесовосстановления в законодательстве определены слабо. О.В. Заиграева справедливо обращает внимание на следующую проблему: "Отношения по восстановлению лесных участков после их использования регулируются расплывчато, отсутствует единый законодательный инструментарий" [8, с. 21]. Она предлагает внедрить в правовую практику "долгосрочный договор доверительного управления, заключаемый на срок не менее 15 лет, регулирующий полный цикл ведения лесного хозяйства" как альтернативу договору аренды лесного участка [8, с. 21].
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)Недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь необходимых при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, обозначена как проблема, сдерживающая развитие лесного комплекса, в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Это связано с тем, что частноправовые юридические механизмы лесовосстановления в законодательстве определены слабо. О.В. Заиграева справедливо обращает внимание на следующую проблему: "Отношения по восстановлению лесных участков после их использования регулируются расплывчато, отсутствует единый законодательный инструментарий" [8, с. 21]. Она предлагает внедрить в правовую практику "долгосрочный договор доверительного управления, заключаемый на срок не менее 15 лет, регулирующий полный цикл ведения лесного хозяйства" как альтернативу договору аренды лесного участка [8, с. 21].
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
(КонсультантПлюс, 2025)Как видно из материалов дела и установлено судами, министерство (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 13.12.2013 N 11 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору предоставлен лесной участок площадью 85,3 га, расположенный по адресу (местоположение): Республика Калмыкия, Яшалтинский район, КУРК "Башантинское лесничество", Яшалтинское участковое лесничество, квартал (выдел) N 4 (2,7), 5 (4,7,9), 12 (2), 16 (11), 17 (10) и 18 (6,9,11); кадастровый номер: лесной участок из единого землепользования с кадастровым номером 08:12:000000:9, на общей площади 2270 га, обособленные участки 08:12:100101:28, 08:12:130101:41 и 08:12:130101:42. Участок расположен в защитных лесах, категории "противоэрозионные" (относится к ценным лесам) и выделен для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных культур). Срок действия договора с 13.12.2013 по 12.12.2023. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
(КонсультантПлюс, 2025)Как видно из материалов дела и установлено судами, министерство (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 13.12.2013 N 11 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору предоставлен лесной участок площадью 85,3 га, расположенный по адресу (местоположение): Республика Калмыкия, Яшалтинский район, КУРК "Башантинское лесничество", Яшалтинское участковое лесничество, квартал (выдел) N 4 (2,7), 5 (4,7,9), 12 (2), 16 (11), 17 (10) и 18 (6,9,11); кадастровый номер: лесной участок из единого землепользования с кадастровым номером 08:12:000000:9, на общей площади 2270 га, обособленные участки 08:12:100101:28, 08:12:130101:41 и 08:12:130101:42. Участок расположен в защитных лесах, категории "противоэрозионные" (относится к ценным лесам) и выделен для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных культур). Срок действия договора с 13.12.2013 по 12.12.2023. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3) в ценных лесах, в лесах, расположенных в водоохранных зонах:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3) в ценных лесах, в лесах, расположенных в водоохранных зонах:
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Танзания обладает наибольшим разнообразием экорегионов - 17 единиц. Лесные ресурсы представлены в этой стране в основном редколесьями Миомбо, а также влажными тропическими лесами в горных районах, низменными лесами и мангровыми зарослями <43>. Около двух третей лесов Танзании составляют лесные массивы, расположенные на землях, находящихся в государственной собственности, которые не имеют надлежащего управления. Менее одной трети лесов находятся в пределах ООПТ. Также имеются плантационные лесные хозяйства и ценные леса водосборных бассейнов <44>.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Танзания обладает наибольшим разнообразием экорегионов - 17 единиц. Лесные ресурсы представлены в этой стране в основном редколесьями Миомбо, а также влажными тропическими лесами в горных районах, низменными лесами и мангровыми зарослями <43>. Около двух третей лесов Танзании составляют лесные массивы, расположенные на землях, находящихся в государственной собственности, которые не имеют надлежащего управления. Менее одной трети лесов находятся в пределах ООПТ. Также имеются плантационные лесные хозяйства и ценные леса водосборных бассейнов <44>.