Цели устойчивого развития ООН
Подборка наиболее важных документов по запросу Цели устойчивого развития ООН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Негативное воздействие кризиса, вызванного пандемией Covid-19, на обеспечение права детей на образование
(Брой Ш.У.)
("Юрист", 2022, N 1)Влияние карантина, связанного с пандемией вируса COVID-19,
(Брой Ш.У.)
("Юрист", 2022, N 1)Влияние карантина, связанного с пандемией вируса COVID-19,
Статья: Международные аспекты противодействия коррупции и достижение целей устойчивого развития
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Цели устойчивого развития ООН представляют собой базовые направления для развития каждого государства и мирового сообщества в целом, проблематика их достижения актуальна и для международной повестки дня, и в связи с задачами развития Российской Федерации и противодействия коррупции на национальном и региональном уровнях. К усилиям государств в достижении этих целей следует отнести выполнение положений 10-й сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Буй Ши Нам, Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)Цели устойчивого развития ООН представляют собой базовые направления для развития каждого государства и мирового сообщества в целом, проблематика их достижения актуальна и для международной повестки дня, и в связи с задачами развития Российской Федерации и противодействия коррупции на национальном и региональном уровнях. К усилиям государств в достижении этих целей следует отнести выполнение положений 10-й сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Принцип 4 "Вклад в достижение целей устойчивого
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Принцип 4 "Вклад в достижение целей устойчивого
Статья: Современные тенденции развития права интеллектуальной собственности
(Нечаева Ю.С.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 1)В данной статье рассматриваются перспективы развития права интеллектуальной собственности в национальных юрисдикциях (Российская Федерация, Республика Индонезия, Федеративная Республика Бразилия, страны Африки и другие), а также место интеллектуальной собственности в системе Целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Проанализированы основные направления деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности в контексте достижения указанных целей, результаты внедрения и использования цифровых систем и искусственного интеллекта в сфере интеллектуальной собственности в национальных юрисдикциях (например, автоматизация процессов подачи заявки на получение патента, оценки документов, направление документов заявителю), а также результаты внедрения и применения процесса ускоренного рассмотрения "зеленых" патентов в ряде стран, в том числе, Российской Федерации. В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, логический метод, обобщение, а также специально-юридический метод и сравнительно-правовой метод. Автор пришел к выводу о том, что внедрение искусственного интеллекта и цифровых платформ в деятельность организаций в сфере интеллектуальной собственности существенно ускоряют и упрощают весь процесс от подачи патентной заявки до выдачи патента; необходимо создание единой базы данных "зеленых" патентов и проведение комплексной работы по популяризации деятельности в сфере экологических изобретений, поскольку в настоящее время поиск "зеленых" патентов, выданных в России, затруднен, и в целом экологические изобретения в России составляют всего 1% от общего числа изобретений; необходимо развитие межгосударственного взаимодействия в сфере интеллектуальной собственности и разработка совместных проектов, поскольку проблемы, требующие решения в процессе достижения целей устойчивого развития, носят глобальный характер.
(Нечаева Ю.С.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 1)В данной статье рассматриваются перспективы развития права интеллектуальной собственности в национальных юрисдикциях (Российская Федерация, Республика Индонезия, Федеративная Республика Бразилия, страны Африки и другие), а также место интеллектуальной собственности в системе Целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Проанализированы основные направления деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности в контексте достижения указанных целей, результаты внедрения и использования цифровых систем и искусственного интеллекта в сфере интеллектуальной собственности в национальных юрисдикциях (например, автоматизация процессов подачи заявки на получение патента, оценки документов, направление документов заявителю), а также результаты внедрения и применения процесса ускоренного рассмотрения "зеленых" патентов в ряде стран, в том числе, Российской Федерации. В ходе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, логический метод, обобщение, а также специально-юридический метод и сравнительно-правовой метод. Автор пришел к выводу о том, что внедрение искусственного интеллекта и цифровых платформ в деятельность организаций в сфере интеллектуальной собственности существенно ускоряют и упрощают весь процесс от подачи патентной заявки до выдачи патента; необходимо создание единой базы данных "зеленых" патентов и проведение комплексной работы по популяризации деятельности в сфере экологических изобретений, поскольку в настоящее время поиск "зеленых" патентов, выданных в России, затруднен, и в целом экологические изобретения в России составляют всего 1% от общего числа изобретений; необходимо развитие межгосударственного взаимодействия в сфере интеллектуальной собственности и разработка совместных проектов, поскольку проблемы, требующие решения в процессе достижения целей устойчивого развития, носят глобальный характер.
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Введение этого термина и, собственно, ESG-принципов в обиход бизнеса приписывают бывшему Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, который в 2004 г. обратился к руководителям крупнейших мировых компаний с предложением под эгидой Международного валютного фонда (МВФ) включить принципы, заложенные в эти термины, в свои стратегии. Обращение называлось Who Cares Wins ("Неравнодушный побеждает"). Борьба с изменением климата значится одной из целей устойчивого развития ООН, поэтому ESG-принципы неразрывно связаны с вопросами устойчивого развития.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Введение этого термина и, собственно, ESG-принципов в обиход бизнеса приписывают бывшему Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, который в 2004 г. обратился к руководителям крупнейших мировых компаний с предложением под эгидой Международного валютного фонда (МВФ) включить принципы, заложенные в эти термины, в свои стратегии. Обращение называлось Who Cares Wins ("Неравнодушный побеждает"). Борьба с изменением климата значится одной из целей устойчивого развития ООН, поэтому ESG-принципы неразрывно связаны с вопросами устойчивого развития.
Статья: "Зеленая" экономика в национальном законодательстве Российской Федерации: отражение международного опыта
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Во-первых, назрела необходимость стратегического закрепления целей и принципов устойчивого развития на уровне федерального закона или иного всеобъемлющего акта. Такой документ мог бы стать каркасом для отраслевого законодательства, аналогом климатического закона ЕС, устанавливающим долгосрочные ориентиры. Позитивным шагом в этом направлении стало обновление в 2023 г. Климатической доктрины РФ - Указом Президента РФ утверждена новая редакция доктрины, ключевой целью которой провозглашено достижение углеродной нейтральности не позднее 2060 г. <12>. Следующим шагом могло бы стать принятие федерального закона "Об основах устойчивого (экологически ориентированного) развития Российской Федерации", который бы ввел определения "зеленой экономики", "низкоуглеродного развития", установил компетенцию органов власти и базовые механизмы (например, систему планирования и мониторинга показателей устойчивого развития). Подобный закон послужил бы мостом между международными обязательствами России (по Парижскому соглашению, Целям устойчивого развития ООН) и внутренней правовой системой, устранив неопределенность терминологии.
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Во-первых, назрела необходимость стратегического закрепления целей и принципов устойчивого развития на уровне федерального закона или иного всеобъемлющего акта. Такой документ мог бы стать каркасом для отраслевого законодательства, аналогом климатического закона ЕС, устанавливающим долгосрочные ориентиры. Позитивным шагом в этом направлении стало обновление в 2023 г. Климатической доктрины РФ - Указом Президента РФ утверждена новая редакция доктрины, ключевой целью которой провозглашено достижение углеродной нейтральности не позднее 2060 г. <12>. Следующим шагом могло бы стать принятие федерального закона "Об основах устойчивого (экологически ориентированного) развития Российской Федерации", который бы ввел определения "зеленой экономики", "низкоуглеродного развития", установил компетенцию органов власти и базовые механизмы (например, систему планирования и мониторинга показателей устойчивого развития). Подобный закон послужил бы мостом между международными обязательствами России (по Парижскому соглашению, Целям устойчивого развития ООН) и внутренней правовой системой, устранив неопределенность терминологии.
Статья: Современное понимание искусственного интеллекта: правовой аспект
(Карцхия А.А., Ивлиев Г.П.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)В Декларации Блетчли также устанавливается, что ИИ, обладая потенциалом трансформировать мир и повышать благосостояние людей, открывает огромные глобальные возможности, и потому для всеобщего блага искусственный интеллект должен проектироваться, разрабатываться, развертываться и использоваться безопасным образом. Подтверждается необходимость безопасного развития искусственного интеллекта и использования его преобразующих возможностей инклюзивным образом во всем мире, включая сферу здравоохранения и образования, продовольственной безопасности, науки, чистой энергетики, биоразнообразия и климата, а также для реализации прав человека и активизации усилий по достижению Целей устойчивого развития ООН. В Декларации использован термин Frontier AI (передовой, новаторский ИИ), который представляет собой высокоэффективные модели ИИ общего назначения, которые могут выполнять широкий спектр задач и соответствовать или превосходить возможности, присутствующие в самых продвинутых моделях на сегодняшний день. В первую очередь это относится к большим языковым моделям (LLM), лежащим в основе ChatGPT-4 Claude-5 и Bard-6. Ведущие компании в области ИИ, такие как Open AI, DeepMind и Anthropic, разрабатывают большие языковые модели (LMS), такие как GPT-4, в два этапа: предварительное обучение и тонкая настройка.
(Карцхия А.А., Ивлиев Г.П.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)В Декларации Блетчли также устанавливается, что ИИ, обладая потенциалом трансформировать мир и повышать благосостояние людей, открывает огромные глобальные возможности, и потому для всеобщего блага искусственный интеллект должен проектироваться, разрабатываться, развертываться и использоваться безопасным образом. Подтверждается необходимость безопасного развития искусственного интеллекта и использования его преобразующих возможностей инклюзивным образом во всем мире, включая сферу здравоохранения и образования, продовольственной безопасности, науки, чистой энергетики, биоразнообразия и климата, а также для реализации прав человека и активизации усилий по достижению Целей устойчивого развития ООН. В Декларации использован термин Frontier AI (передовой, новаторский ИИ), который представляет собой высокоэффективные модели ИИ общего назначения, которые могут выполнять широкий спектр задач и соответствовать или превосходить возможности, присутствующие в самых продвинутых моделях на сегодняшний день. В первую очередь это относится к большим языковым моделям (LLM), лежащим в основе ChatGPT-4 Claude-5 и Bard-6. Ведущие компании в области ИИ, такие как Open AI, DeepMind и Anthropic, разрабатывают большие языковые модели (LMS), такие как GPT-4, в два этапа: предварительное обучение и тонкая настройка.
Статья: Особенности фундаментальных правовых основ "зеленой" экономики в контексте концепции устойчивого развития для целей совершенствования предпринимательской деятельности в условиях цифровизации
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Переход к "зеленой" экономике социально и экономически обоснован, он направлен на сохранение биоресурсов и экологического баланса для обеспечения жизнедеятельности населения планеты, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений при условии формирования стереотипов ответственного потребления и производства, что отражено в Целях устойчивого развития ООН (ЦУР 12). Меры "зеленого" регулирования включают поэтапную отмену субсидий "коричневой" экономики, реформирование политики и предоставление новых стимулов экологически-ориентированного производства продукции и оказания услуг, укрепление рыночной инфраструктуры и новых рыночных механизмов, а также перенаправление государственных инвестиций и увеличение доли ответственного ("зеленого") инвестирования, расширение государственных закупок, внедрение устойчивых государственных закупок. "Зеленая" экономика устраняет системные искажения и дисфункции "коричневой" экономики, приводит к человеческому благополучию и равному доступу к возможностям для всех людей, сохраняя при этом экологическую и экономическую целостность, чтобы оставаться в пределах экологических возможностей планеты. Обеспечение устойчивости инфраструктуры заключается в проектировании, создании и эксплуатации структурных элементов, которые поддерживают и влияют на повседневное функционирование таким образом, чтобы не ослаблять социальные, экономические и экологические процессы, необходимые для поддержания равенства людей, разнообразия и функциональности природных систем.
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Переход к "зеленой" экономике социально и экономически обоснован, он направлен на сохранение биоресурсов и экологического баланса для обеспечения жизнедеятельности населения планеты, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений при условии формирования стереотипов ответственного потребления и производства, что отражено в Целях устойчивого развития ООН (ЦУР 12). Меры "зеленого" регулирования включают поэтапную отмену субсидий "коричневой" экономики, реформирование политики и предоставление новых стимулов экологически-ориентированного производства продукции и оказания услуг, укрепление рыночной инфраструктуры и новых рыночных механизмов, а также перенаправление государственных инвестиций и увеличение доли ответственного ("зеленого") инвестирования, расширение государственных закупок, внедрение устойчивых государственных закупок. "Зеленая" экономика устраняет системные искажения и дисфункции "коричневой" экономики, приводит к человеческому благополучию и равному доступу к возможностям для всех людей, сохраняя при этом экологическую и экономическую целостность, чтобы оставаться в пределах экологических возможностей планеты. Обеспечение устойчивости инфраструктуры заключается в проектировании, создании и эксплуатации структурных элементов, которые поддерживают и влияют на повседневное функционирование таким образом, чтобы не ослаблять социальные, экономические и экологические процессы, необходимые для поддержания равенства людей, разнообразия и функциональности природных систем.
Статья: Развитие ESG-финансирования в России
(Борисова О.В.)
("Финансы", 2024, N 12)Проведенный анализ показал, что наибольший удельный вес ESG-финансирования Мосбиржи приходится на зеленые облигации (51,44%). За ними следуют сегменты национальных и адаптационных проектов (25,71%) и социальных облигаций (11,43%). В совокупности на эти сегменты приходится 88,58% финансирования. Подобная ситуация объяснима. Выпуск облигаций рядом российских компаний на Мосбирже был осуществлен в рамках Парижского климатического соглашения 2015 г., которое накладывало обязательство на компании направить финансовые потоки в сторону низкоуглеродного и климатически устойчивого развития, а также в рамках выполнения соглашения по целям устойчивого развития (ЦУР) ООН (2015 г.). В результате присоединения к этим документам Россия скорректировала нормативно-правовую базу по вопросам климата. Существенное изменение претерпела Климатическая доктрина [7], первая редакция которой была принята еще в 2009 г. Часть документов были приняты впервые [8]. "ВЭБ.РФ" был назначен методологическим центром в области ESG-финансирования. На текущий момент он преимущественно занимается концептуальной разработкой инструментов устойчивого развития, большинство из которых связаны с зелеными проектами. В частности, были разработаны таксономия зеленых проектов и стандарт зеленого финансирования с учетом международной практики и национальных приоритетов [9].
(Борисова О.В.)
("Финансы", 2024, N 12)Проведенный анализ показал, что наибольший удельный вес ESG-финансирования Мосбиржи приходится на зеленые облигации (51,44%). За ними следуют сегменты национальных и адаптационных проектов (25,71%) и социальных облигаций (11,43%). В совокупности на эти сегменты приходится 88,58% финансирования. Подобная ситуация объяснима. Выпуск облигаций рядом российских компаний на Мосбирже был осуществлен в рамках Парижского климатического соглашения 2015 г., которое накладывало обязательство на компании направить финансовые потоки в сторону низкоуглеродного и климатически устойчивого развития, а также в рамках выполнения соглашения по целям устойчивого развития (ЦУР) ООН (2015 г.). В результате присоединения к этим документам Россия скорректировала нормативно-правовую базу по вопросам климата. Существенное изменение претерпела Климатическая доктрина [7], первая редакция которой была принята еще в 2009 г. Часть документов были приняты впервые [8]. "ВЭБ.РФ" был назначен методологическим центром в области ESG-финансирования. На текущий момент он преимущественно занимается концептуальной разработкой инструментов устойчивого развития, большинство из которых связаны с зелеными проектами. В частности, были разработаны таксономия зеленых проектов и стандарт зеленого финансирования с учетом международной практики и национальных приоритетов [9].
Статья: Цели и задачи публично-правового регулирования в сфере миграции
(Сазонова О.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Также важно отметить Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации <2>, который основывается на впервые проведенном для России комплексном исследовании и адаптации целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016 - 2030 годы. Сформулированные по итогам анализа выводы и рекомендации могут оказаться содержательными для федеральных и региональных органов в решении актуальных проблем, определении приоритетных направлений и сценариев развития дальнейшего построения эффективного общества на основе принципов человеческого развития.
(Сазонова О.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Также важно отметить Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации <2>, который основывается на впервые проведенном для России комплексном исследовании и адаптации целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016 - 2030 годы. Сформулированные по итогам анализа выводы и рекомендации могут оказаться содержательными для федеральных и региональных органов в решении актуальных проблем, определении приоритетных направлений и сценариев развития дальнейшего построения эффективного общества на основе принципов человеческого развития.
Статья: Право на вступление в брак в конституционной практике Ирака
(Али Джихад А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<9> First National Voluntary Review on Sustainable Development Goals 2019 (The Triumph of National Will) // Официальный портал Целей устойчивого развития ООН. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/23789Iraq_VNR_2019_final_EN_HS.pdf (дата обращения: 16.11.2023).
(Али Джихад А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<9> First National Voluntary Review on Sustainable Development Goals 2019 (The Triumph of National Will) // Официальный портал Целей устойчивого развития ООН. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/23789Iraq_VNR_2019_final_EN_HS.pdf (дата обращения: 16.11.2023).
Статья: Деятельность Франции в сфере охраны морской окружающей среды: правовые аспекты
(Войтович Е.А., Попов Г.Е.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Франция является одной из крупнейших морских держав, территория которой соприкасается со следующими океанами, морями и проливами: Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Ла-Манш, Северное море, Средиземное море. Французская морская территория занимает площадь около 11 млн км2, при этом 97% такой поверхности приходится на заморские территории государства, что ставит Францию на второе место (после Соединенных Штатов Америки) среди крупнейших морских держав. Такое положение обусловило интенсивное развитие Францией экологии морской среды, что соответствует 14-й цели устойчивого развития ООН и способствует сохранению ее морских территорий. Особое внимание Франция уделяет развитию таких направлений, как сохранение биоразнообразия, управление рыболовством и борьба с пластиковыми отходами. Как пример можно привести охрану необитаемого кораллового атолла Клиппертон, относящегося к заморским владениям Франции. С 2016 г. на этом острове запрещено высаживаться и вести какую-либо деятельность, за исключением научной, что позволяет сохранить его уникальную биосистему <11>.
(Войтович Е.А., Попов Г.Е.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Франция является одной из крупнейших морских держав, территория которой соприкасается со следующими океанами, морями и проливами: Атлантический океан, Индийский океан, Тихий океан, Ла-Манш, Северное море, Средиземное море. Французская морская территория занимает площадь около 11 млн км2, при этом 97% такой поверхности приходится на заморские территории государства, что ставит Францию на второе место (после Соединенных Штатов Америки) среди крупнейших морских держав. Такое положение обусловило интенсивное развитие Францией экологии морской среды, что соответствует 14-й цели устойчивого развития ООН и способствует сохранению ее морских территорий. Особое внимание Франция уделяет развитию таких направлений, как сохранение биоразнообразия, управление рыболовством и борьба с пластиковыми отходами. Как пример можно привести охрану необитаемого кораллового атолла Клиппертон, относящегося к заморским владениям Франции. С 2016 г. на этом острове запрещено высаживаться и вести какую-либо деятельность, за исключением научной, что позволяет сохранить его уникальную биосистему <11>.
Статья: Деятельность китайских резидентов индустриального парка "Великий камень" в Республике Беларусь: элементы патентной активности
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Технологические инновации - бесспорный катализатор экономического роста и повышения стандартов жизни любого общества. Инновационные тренды на текущий момент характеризуются различными признаками, например национальными, историческими, технологическими, радикальными, улучшающими, модификационными, прорывными либо признаками соответствия целям устойчивого развития ООН. Этот класс преимущественно составляют процессные инновации, которые дают наиболее нуждающимся странам возможность получения доступа к новым услугам, производственным процессам, методам организации производства, организационным структурам, системам управления в рамках реализации проектов и программ технической помощи. Однако, согласно результатам последнего проведенного исследования ВОИС The Geography of Innovation: Local Hotspots, Global Networks у инновационных процессов появляются новые отчетливые признаки географического распределения в зависимости от рыночных тенденций, аккумулирования потенциала академической среды и производственного цикла, генерирования и перетекания новых знаний, потребности в заявительской активности и мигрирующего характера инноваций как следствия сотрудничества инновационного бизнеса, стартапов и спин-офф-компаний с крупными высокотехнологичными компаниями и глобальными инвесторами и коммерциализации инновационных продуктов в результате трансфера технологий, что циклично приводит к росту патентной заявительской активности [9]. Таким образом, географически локализованные инновационные центры, индустриальные парки, технопарки, технохабы в привязке к конкретному земельному месту с его природными, человеческими, рыночными ресурсами и способностью этой инфраструктуры интегрироваться в мировой рынок для расширения существующих либо создания новых рынков сбыта, вывода инновационного продукта для последующей продажи потребителю, проведения новых исследований по продукту и создания новых совместных производств становятся локальными центрами научных и технических инноваций с возможным региональным или даже глобальным потенциалом. Это совсем свежая тенденция экономического развития, которая объясняется экономической теорией эффекта масштаба производства. В данном случае используемыми ресурсами для снижения издержек и масштабирования деятельности являются не только материальные ресурсы, но и профессиональные навыки, образование персонала, возможности научной и производственной миграции, количество и качество компаний, участвующих в инновационных проектах, объем перетекаемых знаний ввиду отсутствия языкового барьера, например техническая оснащенность инновационного бизнеса, аналоговая деятельность конкурентов, степень рекомбинантности природы инновационного проекта.
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Технологические инновации - бесспорный катализатор экономического роста и повышения стандартов жизни любого общества. Инновационные тренды на текущий момент характеризуются различными признаками, например национальными, историческими, технологическими, радикальными, улучшающими, модификационными, прорывными либо признаками соответствия целям устойчивого развития ООН. Этот класс преимущественно составляют процессные инновации, которые дают наиболее нуждающимся странам возможность получения доступа к новым услугам, производственным процессам, методам организации производства, организационным структурам, системам управления в рамках реализации проектов и программ технической помощи. Однако, согласно результатам последнего проведенного исследования ВОИС The Geography of Innovation: Local Hotspots, Global Networks у инновационных процессов появляются новые отчетливые признаки географического распределения в зависимости от рыночных тенденций, аккумулирования потенциала академической среды и производственного цикла, генерирования и перетекания новых знаний, потребности в заявительской активности и мигрирующего характера инноваций как следствия сотрудничества инновационного бизнеса, стартапов и спин-офф-компаний с крупными высокотехнологичными компаниями и глобальными инвесторами и коммерциализации инновационных продуктов в результате трансфера технологий, что циклично приводит к росту патентной заявительской активности [9]. Таким образом, географически локализованные инновационные центры, индустриальные парки, технопарки, технохабы в привязке к конкретному земельному месту с его природными, человеческими, рыночными ресурсами и способностью этой инфраструктуры интегрироваться в мировой рынок для расширения существующих либо создания новых рынков сбыта, вывода инновационного продукта для последующей продажи потребителю, проведения новых исследований по продукту и создания новых совместных производств становятся локальными центрами научных и технических инноваций с возможным региональным или даже глобальным потенциалом. Это совсем свежая тенденция экономического развития, которая объясняется экономической теорией эффекта масштаба производства. В данном случае используемыми ресурсами для снижения издержек и масштабирования деятельности являются не только материальные ресурсы, но и профессиональные навыки, образование персонала, возможности научной и производственной миграции, количество и качество компаний, участвующих в инновационных проектах, объем перетекаемых знаний ввиду отсутствия языкового барьера, например техническая оснащенность инновационного бизнеса, аналоговая деятельность конкурентов, степень рекомбинантности природы инновационного проекта.