Цели деятельности унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Цели деятельности унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20 "Права собственника имущества унитарного предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""Исходя из нормы статьи 20 Закона N 161-ФЗ, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в ходе деятельности МУП г. Омска "Муниципальные рынки" определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 299 "Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления" ГК РФ"По смыслу ст. ст. 294, 299 ГК РФ имущество передается государственным или муниципальным унитарным предприятиям в целях его использования для осуществления хозяйственной деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Цели. Исследование особенностей контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)Цели. Исследование особенностей контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия.
Статья: О несоответствии ГК РФ конституционным положениям о формах собственности и предпринимательстве
(Андреев В.К.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Одним из направлений включения государственных организаций могло бы стать придание норме п. 5 ст. 49 ГК РФ общего правила: государство, государственно-публичные образования могут создавать юридические лица, осуществляющие публичные функции (корпорации, публично-правовые компании и т.п.), которые являются государственными или муниципальными организациями. В эту группу должны быть отнесены и унитарные предприятия с исключением их из коммерческих организаций, поскольку собственник предприятия определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия (п. 1 ст. 20 Закона о государственных и муниципальных предприятиях).
(Андреев В.К.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Одним из направлений включения государственных организаций могло бы стать придание норме п. 5 ст. 49 ГК РФ общего правила: государство, государственно-публичные образования могут создавать юридические лица, осуществляющие публичные функции (корпорации, публично-правовые компании и т.п.), которые являются государственными или муниципальными организациями. В эту группу должны быть отнесены и унитарные предприятия с исключением их из коммерческих организаций, поскольку собственник предприятия определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия (п. 1 ст. 20 Закона о государственных и муниципальных предприятиях).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- определяет предмет и цели деятельности унитарного предприятия;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- определяет предмет и цели деятельности унитарного предприятия;
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В распоряжении Правительства РФ от 27 июня 2019 г. N 1388-р "Методические рекомендации по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50%, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава" установлено требование разработки (актуализации) внутренних документов обществ, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности их деятельности, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов обществ с 1 января 2020 г. <21>. Государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям рекомендовано руководствоваться Методическими рекомендациями.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В распоряжении Правительства РФ от 27 июня 2019 г. N 1388-р "Методические рекомендации по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50%, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава" установлено требование разработки (актуализации) внутренних документов обществ, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности их деятельности, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов обществ с 1 января 2020 г. <21>. Государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям рекомендовано руководствоваться Методическими рекомендациями.
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Предприятие является коммерческой организацией, однако его правоспособность в отличие от других видов коммерческих организаций является ограниченной: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 113 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом п. 3 ст. 9 Федерального закона N 161-ФЗ устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать указание не только на цели и предмет, но и на виды его деятельности.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Предприятие является коммерческой организацией, однако его правоспособность в отличие от других видов коммерческих организаций является ограниченной: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 113 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом п. 3 ст. 9 Федерального закона N 161-ФЗ устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать указание не только на цели и предмет, но и на виды его деятельности.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)В ГК РФ прямо указывается, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Предмет и определенные цели деятельности унитарных предприятий и некоммерческих организаций, а в случаях, указанных законом, и коммерческих организаций определяются в уставе. Никаких иных ограничений в правоспособности юридического лица ГК РФ не предусмотрено, оно может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Тем самым организация, являясь юридическим лицом, осуществляет определенные виды деятельности, вступая прежде всего в договорные отношения, основанные на конституционном принципе свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Специальным принципом гражданского и предпринимательского права выступает свобода договора, которая исходит из признания равенства участников гражданского оборота. Договором как правоотношением подтверждаются возникшие и существующие связи между организациями, юридическими лицами, и сеть договорных прав и обязанностей составляет значительный объем правового положения организации как участника гражданского оборота. Право отражает ключевые моменты, результаты деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта, коим являются права по отношению к другим лицам и свои обязанности перед ними, нарушение иных способов защиты гражданских прав.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)В ГК РФ прямо указывается, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Предмет и определенные цели деятельности унитарных предприятий и некоммерческих организаций, а в случаях, указанных законом, и коммерческих организаций определяются в уставе. Никаких иных ограничений в правоспособности юридического лица ГК РФ не предусмотрено, оно может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Тем самым организация, являясь юридическим лицом, осуществляет определенные виды деятельности, вступая прежде всего в договорные отношения, основанные на конституционном принципе свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Специальным принципом гражданского и предпринимательского права выступает свобода договора, которая исходит из признания равенства участников гражданского оборота. Договором как правоотношением подтверждаются возникшие и существующие связи между организациями, юридическими лицами, и сеть договорных прав и обязанностей составляет значительный объем правового положения организации как участника гражданского оборота. Право отражает ключевые моменты, результаты деятельности юридического лица как хозяйствующего субъекта, коим являются права по отношению к другим лицам и свои обязанности перед ними, нарушение иных способов защиты гражданских прав.
Готовое решение: Как реорганизовать унитарное предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)Решением о преобразовании унитарного предприятия должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона об унитарных предприятиях);
(КонсультантПлюс, 2025)Решением о преобразовании унитарного предприятия должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона об унитарных предприятиях);