Целевые дотации
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевые дотации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ можно использовать в т.ч. на компенсацию затрат организациям ЖКХ, применяющим государственные тарифы, если соглашением о дотации не предусмотрено иное целевое назначение
(КонсультантПлюс, 2025)Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ можно использовать в т.ч. на компенсацию затрат организациям ЖКХ, применяющим государственные тарифы, если соглашением о дотации не предусмотрено иное целевое назначение
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд органов внутренних дел
(Абдуллаев Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)В дополнение к вышеуказанному необходимо отметить мнение А.А. Селивановой о том, что "государственный контракт может содержать специальные условия, стимулирующие своевременность и качество выполнения работ. Обозначенные условия проявляются в виде налоговых льгот, особого правового режима заключения, производства и контроля за ходом исполнения и оплаты выполняемых строительных работ, целевых дотаций и субсидий, кредитов на льготных условиях" <16>.
(Абдуллаев Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)В дополнение к вышеуказанному необходимо отметить мнение А.А. Селивановой о том, что "государственный контракт может содержать специальные условия, стимулирующие своевременность и качество выполнения работ. Обозначенные условия проявляются в виде налоговых льгот, особого правового режима заключения, производства и контроля за ходом исполнения и оплаты выполняемых строительных работ, целевых дотаций и субсидий, кредитов на льготных условиях" <16>.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Изменения необходимы и при проведении оценки иных трансфертов. На наш взгляд, следует уделить большее внимание их целевой направленности. Если это дотации на сбалансированность местных бюджетов, то их следует учитывать в рамках выравнивающих трансфертов, то есть вместе с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности <1>. Если это стимулирующие трансферты, то необходимо оценить степень достижения результатов получателем. Если же речь идет о трансфертах целевого характера, то можно использовать подход, аналогичный механизму оценки эффективности субсидий.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Изменения необходимы и при проведении оценки иных трансфертов. На наш взгляд, следует уделить большее внимание их целевой направленности. Если это дотации на сбалансированность местных бюджетов, то их следует учитывать в рамках выравнивающих трансфертов, то есть вместе с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности <1>. Если это стимулирующие трансферты, то необходимо оценить степень достижения результатов получателем. Если же речь идет о трансфертах целевого характера, то можно использовать подход, аналогичный механизму оценки эффективности субсидий.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Общая сумма заимствований субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году может превысить общую сумму средств, направленных на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, и объемов погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение, безвозмездных поступлений от юридических лиц, имеющих целевое назначение, дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставленных с установлением условий их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации после последнего рабочего дня отчетного финансового года, в том числе в порядке проведения заключительных оборотов.
(ред. от 31.07.2025)3. Общая сумма заимствований субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году может превысить общую сумму средств, направленных на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, и объемов погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение, безвозмездных поступлений от юридических лиц, имеющих целевое назначение, дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставленных с установлением условий их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации после последнего рабочего дня отчетного финансового года, в том числе в порядке проведения заключительных оборотов.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<7> Объем заимствований не может превышать объем дефицита бюджета, увеличенный на объем долговых обязательств, подлежащих погашению в финансовом году. Действующие положения БК РФ, а именно п. п. 3 и 4 ст. 106, изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ, допускающей превышение общих сумм заимствований субъектов РФ и муниципальных образований над общими суммами средств, направленными на финансирование дефицита бюджета, и объемами погашения долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований соответственно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций, предоставленных с условиями их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в соответствующий бюджет после последнего рабочего дня отчетного финансового года. При возникновении целевых остатков в отчетном финансовом году соответствующие денежные средства должны быть учтены в качестве источников финансирования дефицита бюджета в текущем году с одновременным сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<7> Объем заимствований не может превышать объем дефицита бюджета, увеличенный на объем долговых обязательств, подлежащих погашению в финансовом году. Действующие положения БК РФ, а именно п. п. 3 и 4 ст. 106, изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ, допускающей превышение общих сумм заимствований субъектов РФ и муниципальных образований над общими суммами средств, направленными на финансирование дефицита бюджета, и объемами погашения долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований соответственно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций, предоставленных с условиями их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в соответствующий бюджет после последнего рабочего дня отчетного финансового года. При возникновении целевых остатков в отчетном финансовом году соответствующие денежные средства должны быть учтены в качестве источников финансирования дефицита бюджета в текущем году с одновременным сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ). Однако это не означает, что дотации не имеют целевого назначения: в частности, дотации направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), поселений (внутригородских районов) (ст. 137 БК РФ), муниципальных районов (ст. 138 БК РФ); на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 138.4 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ). Однако это не означает, что дотации не имеют целевого назначения: в частности, дотации направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), поселений (внутригородских районов) (ст. 137 БК РФ), муниципальных районов (ст. 138 БК РФ); на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 138.4 БК РФ).
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Понятие "местные бюджеты" - обобщающее. Но общепризнанным в настоящее время является факт недостаточной финансовой самостоятельности всех видов муниципальных образований. В значительной степени доходная часть местных бюджетов формируется за счет межбюджетных трансфертов, в перечне которых только дотации формально не имеют целевого предназначения. Таким образом, принятие положительного решения о выполнении просьб, изложенных в жалобах граждан, финансирование которых не запланировано в соответствующей государственной (муниципальной) программе, не включено в закон (решение) о бюджете, не имеющее законного источника финансирования, может быть рассмотрено контрольными органами как нецелевое использование бюджетных средств и повлечь применение мер административной ответственности к главе местной администрации.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Понятие "местные бюджеты" - обобщающее. Но общепризнанным в настоящее время является факт недостаточной финансовой самостоятельности всех видов муниципальных образований. В значительной степени доходная часть местных бюджетов формируется за счет межбюджетных трансфертов, в перечне которых только дотации формально не имеют целевого предназначения. Таким образом, принятие положительного решения о выполнении просьб, изложенных в жалобах граждан, финансирование которых не запланировано в соответствующей государственной (муниципальной) программе, не включено в закон (решение) о бюджете, не имеющее законного источника финансирования, может быть рассмотрено контрольными органами как нецелевое использование бюджетных средств и повлечь применение мер административной ответственности к главе местной администрации.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Без государственной помощи аграрному сектору трудно рассчитывать на решение проблем стабилизации отечественного сельскохозяйственного производства. В этой связи важную роль играет формирование эффективного механизма государственной поддержки и контроля за ее целевым и рациональным использованием. Для обоснования управленческих решений государственных органов по разработке целевых программ поддержки села, адресности субсидий и дотаций появляется необходимость формирования и раскрытия в отчетности подробных сведений о размерах бюджетных ассигнований на различные цели и программы.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Без государственной помощи аграрному сектору трудно рассчитывать на решение проблем стабилизации отечественного сельскохозяйственного производства. В этой связи важную роль играет формирование эффективного механизма государственной поддержки и контроля за ее целевым и рациональным использованием. Для обоснования управленческих решений государственных органов по разработке целевых программ поддержки села, адресности субсидий и дотаций появляется необходимость формирования и раскрытия в отчетности подробных сведений о размерах бюджетных ассигнований на различные цели и программы.