Целевой характер субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевой характер субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам" БК РФПоскольку предпринимателем в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность и целевой характер произведенных затрат предоставленной субсидии на спорную сумму, а судом установлено, что цель проекта для реализации которого предоставлялась субсидия (строительство гостевого дома, создание нового рабочего места) не достигнута, и установлено нарушение условий предоставления субсидии в части представления отчетности, коллегия приходит к выводу, что имеются основания для возврата средств субсидии в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ и условиями заключенного договора.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 69 "Бюджетные ассигнования" БК РФСуд первой инстанции правильно указал, что из смысла и системного толкования указанных норм права не следует, что субсидии, имеющие целевой характер, не могут быть внесены в качестве вклада в имущество общества акционером (участником), в том числе МО в лице его уполномоченного органа, имеющего статус юридического лица."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при получении юрлицами субсидий из бюджета РФ в целях определения целевого характера расходования бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 02-09-08/78878)Вопрос: Об НДС при получении юрлицами субсидий из бюджета РФ в целях определения целевого характера расходования бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 21.08.2024 N 02-09-08/78878)Вопрос: Об НДС при получении юрлицами субсидий из бюджета РФ в целях определения целевого характера расходования бюджетных средств.
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)1. Целевой характер. Этот признак характерен почти всем межбюджетным субсидиям и закреплен как в легальных определениях некоторых субсидий (ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 138.1 БК РФ и др.), так и в отдельных нормах закона (например, ч. 2 ст. 138.1, ч. 2 ст. 138.3 БК РФ и т.д.). Именно целевой характер финансирования позволяет разграничить субсидии от дотаций. Однако законодательство не содержит положений о целевом характере субсидий бюджетам субъектов РФ из местных бюджетов, а аналогия закона в публичном праве не применяется.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)1. Целевой характер. Этот признак характерен почти всем межбюджетным субсидиям и закреплен как в легальных определениях некоторых субсидий (ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 138.1 БК РФ и др.), так и в отдельных нормах закона (например, ч. 2 ст. 138.1, ч. 2 ст. 138.3 БК РФ и т.д.). Именно целевой характер финансирования позволяет разграничить субсидии от дотаций. Однако законодательство не содержит положений о целевом характере субсидий бюджетам субъектов РФ из местных бюджетов, а аналогия закона в публичном праве не применяется.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 N 456
(ред. от 08.07.2024)
"Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" на грантовую поддержку реализации проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, проектов разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта"28. Фонд обеспечивает достижение результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, адресность и целевой характер использования субсидии и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации:
(ред. от 08.07.2024)
"Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" на грантовую поддержку реализации проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, проектов разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта"28. Фонд обеспечивает достижение результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, адресность и целевой характер использования субсидии и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации:
Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 554
(ред. от 23.05.2024)
"Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" на осуществление грантовой поддержки реализации проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, в том числе в сфере научно-технологического развития"15. Фонд обеспечивает достижение значений результатов предоставления субсидии, адресность и целевой характер предоставления субсидии и представляет доклад о достижении значений результатов предоставления субсидии в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 31 мая года, следующего за отчетным.
(ред. от 23.05.2024)
"Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" на осуществление грантовой поддержки реализации проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, в том числе в сфере научно-технологического развития"15. Фонд обеспечивает достижение значений результатов предоставления субсидии, адресность и целевой характер предоставления субсидии и представляет доклад о достижении значений результатов предоставления субсидии в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 31 мая года, следующего за отчетным.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом налоговая льгота, в отличие от субсидии, не носит целевого характера (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, остающиеся в организации в связи с предоставлением налоговых льгот, могут быть использованы на любые не противоречащие закону цели, соответственно, не являются целевым бюджетным финансированием.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом налоговая льгота, в отличие от субсидии, не носит целевого характера (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, остающиеся в организации в связи с предоставлением налоговых льгот, могут быть использованы на любые не противоречащие закону цели, соответственно, не являются целевым бюджетным финансированием.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Изменения необходимы и при проведении оценки иных трансфертов. На наш взгляд, следует уделить большее внимание их целевой направленности. Если это дотации на сбалансированность местных бюджетов, то их следует учитывать в рамках выравнивающих трансфертов, то есть вместе с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности <1>. Если это стимулирующие трансферты, то необходимо оценить степень достижения результатов получателем. Если же речь идет о трансфертах целевого характера, то можно использовать подход, аналогичный механизму оценки эффективности субсидий.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Изменения необходимы и при проведении оценки иных трансфертов. На наш взгляд, следует уделить большее внимание их целевой направленности. Если это дотации на сбалансированность местных бюджетов, то их следует учитывать в рамках выравнивающих трансфертов, то есть вместе с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности <1>. Если это стимулирующие трансферты, то необходимо оценить степень достижения результатов получателем. Если же речь идет о трансфертах целевого характера, то можно использовать подход, аналогичный механизму оценки эффективности субсидий.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)При этом термин "субсидия" как таковой в БК РФ не раскрывается. В научной литературе отмечается, что в первоначальной редакции статьи 6 БК РФ содержалось так называемое классическое определение понятия субсидии вне зависимости от субъектного состава соответствующих отношений (под ней понимались "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов") <416>. В настоящее время традиционное понимание субсидии как долевого финансирования расходов осталось как в отношении субсидии - межбюджетного трансферта (см., например, п. 1 ст. 132 БК РФ), так и бюджетной субсидии (см., например, п. 1 ст. 78 БК РФ). Однако субсидии могут иметь и иной целевой характер - возмещение недополученных доходов, осуществление капитальных вложений и т.д.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)При этом термин "субсидия" как таковой в БК РФ не раскрывается. В научной литературе отмечается, что в первоначальной редакции статьи 6 БК РФ содержалось так называемое классическое определение понятия субсидии вне зависимости от субъектного состава соответствующих отношений (под ней понимались "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов") <416>. В настоящее время традиционное понимание субсидии как долевого финансирования расходов осталось как в отношении субсидии - межбюджетного трансферта (см., например, п. 1 ст. 132 БК РФ), так и бюджетной субсидии (см., например, п. 1 ст. 78 БК РФ). Однако субсидии могут иметь и иной целевой характер - возмещение недополученных доходов, осуществление капитальных вложений и т.д.
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Закон Азербайджанской Республики "О бюджетной системе" (ст. 1) закрепляет, что под субсидией понимаются финансовые средства, безвозмездно выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики, местные бюджеты и юридическим лицам <7>. Ключевым различием с российским законодательством является отсутствие целевого характера субсидий. При этом в законодательстве Азербайджана закреплен признак безвозмездности, который является основным и в российском праве, однако не встречается в легальных определениях субсидий. В отличие от России в Азербайджане получателями выплаты не могут быть физические лица. Интересным представляется определение субвенций, закрепленное в вышеуказанном Законе Азербайджанской Республики, под которыми понимаются финансовые средства, выделяемые из государственного бюджета в бюджет Нахчыванской Автономной Республики и местные бюджеты для осуществления целевого финансирования, однако возвращаемые в случае неиспользования их в данных целях или в установленный срок. На наш взгляд, данная трактовка субвенций в законодательстве Азербайджана аналогична характеристике субсидий как формы межбюджетного трансферта в законодательстве России. Кроме этого, указанное нормативное закрепление терминов "субсидия" и "субвенция" в Азербайджане, на наш взгляд, является схожим между собой, что затрудняет выявление отличительных черт данных категорий бюджетного права и может привести к подмене одного термина другим.
Статья: Принципы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Ермолов Н.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Для бюджетного финансирования характерна такая особенность, как ее целевой характер. Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий в рамках финансовой поддержки осуществляется исключительно по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Таким образом, в качестве одного из принципов можно выделить целевой (адресный) характер финансовой поддержки.
(Ермолов Н.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Для бюджетного финансирования характерна такая особенность, как ее целевой характер. Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий в рамках финансовой поддержки осуществляется исключительно по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Таким образом, в качестве одного из принципов можно выделить целевой (адресный) характер финансовой поддержки.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
Статья: Наследование субсидий, выделяемых ветеранам и членам их семей для приобретения жилья (комментарий к Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 37-КГ20-2-К1)
(Рассказова Н.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Имея в виду целевой характер субсидии, СК ВС обратилась к нормам ст. 1112 ГК РФ, указав: "Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена". Понятие "право, неразрывно связанное с личностью" - гражданско-правовое. Его использование в ст. 1112 ГК РФ касается только прав гражданских, к которым право на получение мер социальной поддержки очевидно не относится. Поэтому ссылаться на связь этого права с личностью в обоснование того, что оно не входит в состав наследства, бессмысленно.
(Рассказова Н.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Имея в виду целевой характер субсидии, СК ВС обратилась к нормам ст. 1112 ГК РФ, указав: "Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена". Понятие "право, неразрывно связанное с личностью" - гражданско-правовое. Его использование в ст. 1112 ГК РФ касается только прав гражданских, к которым право на получение мер социальной поддержки очевидно не относится. Поэтому ссылаться на связь этого права с личностью в обоснование того, что оно не входит в состав наследства, бессмысленно.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Понятие субсидий и средств целевого финансирования не позволяет квалифицировать такие средства как прибыль, так как указанные средства имеют строго целевое назначение и направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетных средств. Следовательно, направление субсидий как средств целевого финансирования из бюджетов на выплату дивидендов неправомерно...
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Понятие субсидий и средств целевого финансирования не позволяет квалифицировать такие средства как прибыль, так как указанные средства имеют строго целевое назначение и направление части полученных субсидий на уплату собственнику приведет к снижению эффективности выделения этих средств и недостижению изначальной цели их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетных средств. Следовательно, направление субсидий как средств целевого финансирования из бюджетов на выплату дивидендов неправомерно...