Целевое использование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевое использование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации
(КонсультантПлюс, 2025)...Констатировав, что допущенные при проведении закупки нарушения порядка проведения процедуры закупки и заключения договора фактически повлекли ограничение конкуренции и возможность неэффективного расходования целевых бюджетных средств, способствовали ограничению добросовестной конкуренции и нарушению положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, что противоречит целям и общим принципам закупки товаров, работ, услуг, а следовательно, публичным интересам, суды признали сделку недействительной (ничтожной) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Констатировав, что допущенные при проведении закупки нарушения порядка проведения процедуры закупки и заключения договора фактически повлекли ограничение конкуренции и возможность неэффективного расходования целевых бюджетных средств, способствовали ограничению добросовестной конкуренции и нарушению положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, что противоречит целям и общим принципам закупки товаров, работ, услуг, а следовательно, публичным интересам, суды признали сделку недействительной (ничтожной) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Невыплата обществом дивидендов
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что согласно выводам эксперта по итогам... года прибыль Общества состоит из сумм субсидий, полученных Обществом... (15690000 руб.), и дохода от продажи сельскохозяйственной продукции (3744000 руб.), исходя из принципов адресности и целевого характера использования бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации), суды пришли к обоснованным выводам о том, что понятие субсидий не позволяет квалифицировать такие средства как чистую прибыль для целей определения суммы дивидендов, следовательно, направление субсидий как средств целевого финансирования из бюджетов на выплату дивидендов неправомерно, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования в части 1872000 руб., что составляет 50% чистой прибыли (3744000 руб.)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что согласно выводам эксперта по итогам... года прибыль Общества состоит из сумм субсидий, полученных Обществом... (15690000 руб.), и дохода от продажи сельскохозяйственной продукции (3744000 руб.), исходя из принципов адресности и целевого характера использования бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации), суды пришли к обоснованным выводам о том, что понятие субсидий не позволяет квалифицировать такие средства как чистую прибыль для целей определения суммы дивидендов, следовательно, направление субсидий как средств целевого финансирования из бюджетов на выплату дивидендов неправомерно, в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования в части 1872000 руб., что составляет 50% чистой прибыли (3744000 руб.)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что считается целевым использованием бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что считается целевым использованием бюджетных средств
Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 28.04.2024 N 05-06-11/40440)Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 28.04.2024 N 05-06-11/40440)Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
(ред. от 31.07.2025)Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Приказ Росстроя от 19.02.2007 N 30
"О создании комиссии по осуществлению в Национальном фонде жилищной реформы проверки исполнения и контроля за целевым использованием средств МБРР и бюджета Российской Федерации в рамках проектов "Городское теплоснабжение" и "Городское водоснабжение и канализация"ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
"О создании комиссии по осуществлению в Национальном фонде жилищной реформы проверки исполнения и контроля за целевым использованием средств МБРР и бюджета Российской Федерации в рамках проектов "Городское теплоснабжение" и "Городское водоснабжение и канализация"ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)- контрольные мероприятия по целевому использованию бюджетных средств;
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)- контрольные мероприятия по целевому использованию бюджетных средств;
Статья: Отдельные проблемы и перспективы совершенствования правопорядка в сфере публичных финансов
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Основа финансового правопорядка - правомерное поведение субъектов финансовых отношений. "Правопорядок отражает в себе тот конечный итог правовой регламентации, который как раз и желают как государство, так и все иные участники правоотношений" <6>. В сфере публичных финансов правомерное поведение в основном выражается в соблюдении обязанности в различных видах финансовых отношений (например, в налоговых - в своевременной и полной уплате налогов, в бюджетных - в целевом использовании бюджетных средств и т.д.).
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Основа финансового правопорядка - правомерное поведение субъектов финансовых отношений. "Правопорядок отражает в себе тот конечный итог правовой регламентации, который как раз и желают как государство, так и все иные участники правоотношений" <6>. В сфере публичных финансов правомерное поведение в основном выражается в соблюдении обязанности в различных видах финансовых отношений (например, в налоговых - в своевременной и полной уплате налогов, в бюджетных - в целевом использовании бюджетных средств и т.д.).
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Ключевые слова: финансовый контроль, финансирование, образовательные организации, финансовый аудит, целевое использование бюджетных средств, финансовые ресурсы.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Ключевые слова: финансовый контроль, финансирование, образовательные организации, финансовый аудит, целевое использование бюджетных средств, финансовые ресурсы.
Статья: Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- с привлечением контролирующих органов проводить проверки исполнения законодательства в части обеспечения безопасности опасных производственных объектов, при расходовании бюджетных средств, выделенных в том числе в виде субвенций и субсидий, на противопожарные и противопаводковые мероприятия. Оценивать соблюдение принципа адресности и целевого использования бюджетных средств, а также требований законодательства о закупках, добиваться устранения нарушений в указанной сфере, в том числе возмещения причиненного вреда в судебном порядке. При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в каждом случае давать принципиальную оценку бездействию уполномоченных правоохранительных и контролирующих органов, не принявших исчерпывающих мер для устранения нарушений;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- с привлечением контролирующих органов проводить проверки исполнения законодательства в части обеспечения безопасности опасных производственных объектов, при расходовании бюджетных средств, выделенных в том числе в виде субвенций и субсидий, на противопожарные и противопаводковые мероприятия. Оценивать соблюдение принципа адресности и целевого использования бюджетных средств, а также требований законодательства о закупках, добиваться устранения нарушений в указанной сфере, в том числе возмещения причиненного вреда в судебном порядке. При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в каждом случае давать принципиальную оценку бездействию уполномоченных правоохранительных и контролирующих органов, не принявших исчерпывающих мер для устранения нарушений;
Статья: Программирование платежей: перспективы, терминология, формирование правовых основ
(Костикова Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Многие исследователи выражают надежду, что с помощью программирования (маркирования) цифровых рублей будет обеспечено целевое использование бюджетных средств <22>, хотя в Концепции об этом механизме говорится только относительно финансового рынка, а не бюджетной системы.
(Костикова Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Многие исследователи выражают надежду, что с помощью программирования (маркирования) цифровых рублей будет обеспечено целевое использование бюджетных средств <22>, хотя в Концепции об этом механизме говорится только относительно финансового рынка, а не бюджетной системы.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Предмет. Необходимость в построении эффективной системы внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях для обеспечения целевого и рационального использования средств, поступающих из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, обусловливает потребность в разработке новых подходов к вопросам его теории, организации и методики. Среди дискуссионных вопросов можно выделить проблемы, связанные с определением принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений как базовых положений его осуществления и организации.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Предмет. Необходимость в построении эффективной системы внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях для обеспечения целевого и рационального использования средств, поступающих из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, обусловливает потребность в разработке новых подходов к вопросам его теории, организации и методики. Среди дискуссионных вопросов можно выделить проблемы, связанные с определением принципов внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений как базовых положений его осуществления и организации.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сам по себе вопрос о том, было ли осуществлено целевое использование средств федерального бюджета, не является предметом спора.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сам по себе вопрос о том, было ли осуществлено целевое использование средств федерального бюджета, не является предметом спора.
Статья: Концепция устойчивого развития и климатическая повестка как аспекты новой парадигмы прокурорского надзора
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2025, N 1)Если рассматривать возможные ориентиры принципиальных изменений в надзоре в контексте климатической повестки и концепции устойчивого развития, то следует отметить возможное отступление от базовых принципов определения ущерба либо обоснования целевого использования бюджетных средств. Экономические показатели, традиционно используемые в работе экспертов и контролирующих органов, будут менять свою сущность вслед за уже сложившейся практикой нового подхода к измерению эффективности устойчивого развития. Яркий пример этого - пересмотр значения показателя валового внутреннего продукта (ВВП) как основного индикатора успешности социально-экономического развития государства. Он, безусловно, останется среди таковых, однако не учитывает многие новые важные факторы воздействия (влияние развития на окружающую среду, удовлетворенность общества и его качество жизни, бизнес-климат и др.). В настоящее время идет переосмысление практически всех критериев оценки процессов развития со стороны экономистов и экологов, что повлечет неминуемый пересмотр методического обеспечения правовой экспертизы расходования средств, смещение акцентов в определении целевого использования ресурсов от принципов адресного контроля на определение реальной комплексной эффективности программ и проектов с государственным участием. Очевидна необходимость усиления роли прокурорского надзора в защите негосударственных инвестиций, связанных с проектами устойчивого развития, "зеленого" финансирования, с научно-просветительской деятельностью в сфере экологии и природопользования, так как именно государство заинтересовано в привлечении частного капитала в инфраструктуру и социально значимые программы развития территорий.
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2025, N 1)Если рассматривать возможные ориентиры принципиальных изменений в надзоре в контексте климатической повестки и концепции устойчивого развития, то следует отметить возможное отступление от базовых принципов определения ущерба либо обоснования целевого использования бюджетных средств. Экономические показатели, традиционно используемые в работе экспертов и контролирующих органов, будут менять свою сущность вслед за уже сложившейся практикой нового подхода к измерению эффективности устойчивого развития. Яркий пример этого - пересмотр значения показателя валового внутреннего продукта (ВВП) как основного индикатора успешности социально-экономического развития государства. Он, безусловно, останется среди таковых, однако не учитывает многие новые важные факторы воздействия (влияние развития на окружающую среду, удовлетворенность общества и его качество жизни, бизнес-климат и др.). В настоящее время идет переосмысление практически всех критериев оценки процессов развития со стороны экономистов и экологов, что повлечет неминуемый пересмотр методического обеспечения правовой экспертизы расходования средств, смещение акцентов в определении целевого использования ресурсов от принципов адресного контроля на определение реальной комплексной эффективности программ и проектов с государственным участием. Очевидна необходимость усиления роли прокурорского надзора в защите негосударственных инвестиций, связанных с проектами устойчивого развития, "зеленого" финансирования, с научно-просветительской деятельностью в сфере экологии и природопользования, так как именно государство заинтересовано в привлечении частного капитала в инфраструктуру и социально значимые программы развития территорий.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Вопрос использования бюджетных инвестиций порождает различное толкование в судебной практике. Так, в длинной череде пересмотров дела выяснялся в том числе вопрос целевого использования средств бюджетных инвестиций на оплату труда работников получателя бюджетных инвестиций и услуг энергоснабжающих организаций, которые были задействованы при реализации инвестиционных проектов <23>. Выраженные в этом деле правовые позиции демонстрируют разнородное понимание сущности бюджетных инвестиций и вопроса возможности их использования: с одной стороны, суды делают выводы о допущении расходов за счет бюджетных инвестиций на любые обязательства при необходимости их участия в реализации инвестиционного проекта; с другой стороны, ограничивают виды расходов формулировками, указанными в соответствующих договорах о предоставлении бюджетных инвестиций.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Вопрос использования бюджетных инвестиций порождает различное толкование в судебной практике. Так, в длинной череде пересмотров дела выяснялся в том числе вопрос целевого использования средств бюджетных инвестиций на оплату труда работников получателя бюджетных инвестиций и услуг энергоснабжающих организаций, которые были задействованы при реализации инвестиционных проектов <23>. Выраженные в этом деле правовые позиции демонстрируют разнородное понимание сущности бюджетных инвестиций и вопроса возможности их использования: с одной стороны, суды делают выводы о допущении расходов за счет бюджетных инвестиций на любые обязательства при необходимости их участия в реализации инвестиционного проекта; с другой стороны, ограничивают виды расходов формулировками, указанными в соответствующих договорах о предоставлении бюджетных инвестиций.