Целевая категория налогового расхода
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевая категория налогового расхода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые расходы как правовая категория
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В Правилах налоговые расходы Российской Федерации подразделены на следующие целевые категории:
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В Правилах налоговые расходы Российской Федерации подразделены на следующие целевые категории:
Вопрос: Можно ли получить социальный вычет на лечение и обучение в отношении дохода, полученного от сдачи в аренду имущества, принадлежащего ребенку, и в каком порядке?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Возможность применения налогового вычета соотносится с категорией налогоплательщика - получателя дохода, то есть правом на данный вычет могут воспользоваться только налогоплательщики - физические лица, которые понесли самостоятельно целевые расходы на социальные нужды, поименованные в пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, и уплачивающие налог на доходы физических лиц по ставке 13% (Письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-04-05/4683).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Возможность применения налогового вычета соотносится с категорией налогоплательщика - получателя дохода, то есть правом на данный вычет могут воспользоваться только налогоплательщики - физические лица, которые понесли самостоятельно целевые расходы на социальные нужды, поименованные в пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, и уплачивающие налог на доходы физических лиц по ставке 13% (Письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-04-05/4683).
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Определена новая целевая категория налоговых расходов - "международные налоговые расходы", которая позволит принять к учету налоговые и таможенные меры государственной поддержки, установленные на межгосударственном уровне, в целях их дальнейшего мониторинга и формирования всестороннего представления об их целесообразности и результативности с учетом специфики таких мер поддержки.
(разработаны Минфином России)Определена новая целевая категория налоговых расходов - "международные налоговые расходы", которая позволит принять к учету налоговые и таможенные меры государственной поддержки, установленные на межгосударственном уровне, в целях их дальнейшего мониторинга и формирования всестороннего представления об их целесообразности и результативности с учетом специфики таких мер поддержки.
Приказ ФНС России от 20.10.2025 N ЕД-7-11/913@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2025 N 84028)в строке 110 - суммы имущественного налогового вычета по расходам на уплату процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации, а также по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объекта, учтенной при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды на основании ранее представленных Деклараций за соответствующие налоговые периоды, а также суммы имущественного налогового вычета по указанным расходам, предоставленного в предыдущих налоговых периодах налоговыми агентами (работодателями) на основании уведомлений налогового органа;
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2025 N 84028)в строке 110 - суммы имущественного налогового вычета по расходам на уплату процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации, а также по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объекта, учтенной при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды на основании ранее представленных Деклараций за соответствующие налоговые периоды, а также суммы имущественного налогового вычета по указанным расходам, предоставленного в предыдущих налоговых периодах налоговыми агентами (работодателями) на основании уведомлений налогового органа;
Статья: Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности
(Егорова А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Субъект РФ также вправе предоставлять гранты отдельным категориям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, которые являются средствами финансовой поддержки деятельности предпринимателей на территории Российской Федерации, возможность предоставления которых установлена в п. 7 ст. 78 БК РФ. В системе расходов бюджета гранты представляют собой целевые выплаты <15>. Отметим, что понятие "грант" используется и в налоговом законодательстве, где грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет определенным условиям. Государственный грант определяется в научной литературе как форма социального взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций <16>, однако данное понимание гранта слишком сужает его содержание. Так, грант может предоставляться в целях стимулирования государством научных исследований и разработок <17>, поддержки инноваций, развития социальной, инновационной и иной инфраструктуры, при этом грант является прямой формой государственной поддержки, а значит, правовой формой участия государства, в данном случае субъекта РФ в инвестиционной деятельности. Гранты предоставляются в различных государствах для осуществления инвестиционных проектов. Так, в Таджикистане предусмотрено предоставление государственных натурных грантов, под которыми понимается имущество, передаваемое инвестору во временное и безвозмездное пользование для реализации инвестиционного проекта <18>.
(Егорова А.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 2)Субъект РФ также вправе предоставлять гранты отдельным категориям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, которые являются средствами финансовой поддержки деятельности предпринимателей на территории Российской Федерации, возможность предоставления которых установлена в п. 7 ст. 78 БК РФ. В системе расходов бюджета гранты представляют собой целевые выплаты <15>. Отметим, что понятие "грант" используется и в налоговом законодательстве, где грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет определенным условиям. Государственный грант определяется в научной литературе как форма социального взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций <16>, однако данное понимание гранта слишком сужает его содержание. Так, грант может предоставляться в целях стимулирования государством научных исследований и разработок <17>, поддержки инноваций, развития социальной, инновационной и иной инфраструктуры, при этом грант является прямой формой государственной поддержки, а значит, правовой формой участия государства, в данном случае субъекта РФ в инвестиционной деятельности. Гранты предоставляются в различных государствах для осуществления инвестиционных проектов. Так, в Таджикистане предусмотрено предоставление государственных натурных грантов, под которыми понимается имущество, передаваемое инвестору во временное и безвозмездное пользование для реализации инвестиционного проекта <18>.
Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям культуры и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/3/71838)На основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета.
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/3/71838)На основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета.
Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 12.07.2023 N 03-03-06/1/65139)При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса соответственно.
(Письмо Минфина России от 12.07.2023 N 03-03-06/1/65139)При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса соответственно.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)е) оказание мер социальной поддержки отдельным категориям населения (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен ограниченный период действия соответствующих мер), включая осуществление социальных налоговых расходов;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)е) оказание мер социальной поддержки отдельным категориям населения (за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен ограниченный период действия соответствующих мер), включая осуществление социальных налоговых расходов;
Вопрос: Физлица заключили договор купли-продажи квартиры в рассрочку с ежемесячным начислением процентов по ключевой ставке Банка России на остаток задолженности. Вправе ли покупатель получить имущественный вычет по НДФЛ по процентам?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Обоснование: Подпунктом 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрены следующие имущественные налоговые вычеты по НДФЛ:
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Обоснование: Подпунктом 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрены следующие имущественные налоговые вычеты по НДФЛ:
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 17.02.2025 N 03-03-07/14478 <Как учесть расходы на помощь СВО?>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Получается, что любая целевая помощь, направленная на поддержку самого военнослужащего и членов его семьи, не облагается НДФЛ. Для компании-благотворителя такой расход уменьшает налог на прибыль или налог при УСН (при соблюдении правил НК РФ).
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Получается, что любая целевая помощь, направленная на поддержку самого военнослужащего и членов его семьи, не облагается НДФЛ. Для компании-благотворителя такой расход уменьшает налог на прибыль или налог при УСН (при соблюдении правил НК РФ).
Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 20.04.2023 N 03-03-06/1/36313)При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 НК РФ соответственно.
(Письмо Минфина России от 20.04.2023 N 03-03-06/1/36313)При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 НК РФ соответственно.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Как поставленные проблемы могут сказаться на налоговой системе Российской Федерации? Представляется, что в настоящее время мы очень примитивным образом рассматриваем происходящие в мире изменения, оценивая только исключительно текущий момент в силу ограниченности восприятия возможного будущего, поэтому ставим точечные множественные цели и оцениваем их эффективность не в долгосрочной, а в краткосрочной перспективе. Так, целеполагающий документ в сфере государственной политики по направлениям развития цифровой экономики правовому регулированию налогообложения отводит второстепенное значение, устанавливая весьма точечные способы достижения поставленной глобальной цели - создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе. Так, п. 1.5 федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7, определено, что должны быть приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие стимулирование развития цифровой экономики, в части установления условий налогообложения НДС операций по экспорту работ, услуг, аналогичных условиям налогообложения операций по экспорту товаров, а в п. 1.17 упоминаются налоговые стимулы для инвесторов. Вместе с тем дополнительные налоговые льготы потребуют перераспределения обязанности по уплате налога между категориями налогоплательщиков, поскольку по мере достижения тех или иных целевых показателей развития цифровой экономики необходимые бюджетные расходы возрастают, а значит, необходимость в налоговых доходах не будет снижаться, но, за счет каких источников они будут наращиваться, в программных документах не говорится. Интерес представляет также и то, что даже согласованные меры могут быть не реализованы в полном объеме, поскольку приоритет отдается в этом вопросе минимализации бюджетных потерь, а не реальным потребностям развития <1>.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Как поставленные проблемы могут сказаться на налоговой системе Российской Федерации? Представляется, что в настоящее время мы очень примитивным образом рассматриваем происходящие в мире изменения, оценивая только исключительно текущий момент в силу ограниченности восприятия возможного будущего, поэтому ставим точечные множественные цели и оцениваем их эффективность не в долгосрочной, а в краткосрочной перспективе. Так, целеполагающий документ в сфере государственной политики по направлениям развития цифровой экономики правовому регулированию налогообложения отводит второстепенное значение, устанавливая весьма точечные способы достижения поставленной глобальной цели - создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе. Так, п. 1.5 федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7, определено, что должны быть приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие стимулирование развития цифровой экономики, в части установления условий налогообложения НДС операций по экспорту работ, услуг, аналогичных условиям налогообложения операций по экспорту товаров, а в п. 1.17 упоминаются налоговые стимулы для инвесторов. Вместе с тем дополнительные налоговые льготы потребуют перераспределения обязанности по уплате налога между категориями налогоплательщиков, поскольку по мере достижения тех или иных целевых показателей развития цифровой экономики необходимые бюджетные расходы возрастают, а значит, необходимость в налоговых доходах не будет снижаться, но, за счет каких источников они будут наращиваться, в программных документах не говорится. Интерес представляет также и то, что даже согласованные меры могут быть не реализованы в полном объеме, поскольку приоритет отдается в этом вопросе минимализации бюджетных потерь, а не реальным потребностям развития <1>.
Вопрос: Об отчетном (налоговом) периоде, в котором применяется инвестиционный вычет по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям культуры и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 21.08.2023 N 03-03-06/1/78882)При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса соответственно.
(Письмо Минфина России от 21.08.2023 N 03-03-06/1/78882)При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса соответственно.