Бюджетный учет администратора доходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетный учет администратора доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 N 09АП-7447/2024 по делу N А40-187050/2023
Категория: Гражданско-правовые споры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконными действий по внесению данных о непогашенной задолженности в сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств, действий по отказу в списании образовавшейся задолженности; 2) Об обязании списать задолженность с лицевого счета; 3) О признании задолженности безнадежной к взысканию.
Обстоятельства: Заявителем не представлено документальное подтверждение задолженности, которая заявлена к списанию, и не указан период, за который образовалась данная задолженность.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Из совокупного содержания норм ст. 47.2 БК РФ следует, что данные нормы относятся к порядку ведения бюджетной отчетности, и регулируют списание и восстановление задолженности, которое производится администратором доходов бюджета в бюджетном (бухгалтерском) учете. Само по себе отражение в таком учете задолженности не является ни нарушением, ни оспариванием каких-либо прав истца.
Категория: Гражданско-правовые споры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконными действий по внесению данных о непогашенной задолженности в сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств, действий по отказу в списании образовавшейся задолженности; 2) Об обязании списать задолженность с лицевого счета; 3) О признании задолженности безнадежной к взысканию.
Обстоятельства: Заявителем не представлено документальное подтверждение задолженности, которая заявлена к списанию, и не указан период, за который образовалась данная задолженность.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Из совокупного содержания норм ст. 47.2 БК РФ следует, что данные нормы относятся к порядку ведения бюджетной отчетности, и регулируют списание и восстановление задолженности, которое производится администратором доходов бюджета в бюджетном (бухгалтерском) учете. Само по себе отражение в таком учете задолженности не является ни нарушением, ни оспариванием каких-либо прав истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы особенности деятельности госкорпораций
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, ГАДБ и АДБ госкорпорации ведут бюджетный учет, составляют и представляют бюджетную отчетность в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. Такая обязанность предусмотрена, в частности, для ГК "Роскосмос" в ч. 2 ст. 34 Закона о ГК "Роскосмос".
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, ГАДБ и АДБ госкорпорации ведут бюджетный учет, составляют и представляют бюджетную отчетность в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. Такая обязанность предусмотрена, в частности, для ГК "Роскосмос" в ч. 2 ст. 34 Закона о ГК "Роскосмос".
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- на основе данных главной книги (см. Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению") и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- на основе данных главной книги (см. Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению") и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 31.12.2019 N 262н
(ред. от 07.08.2020)
"Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) указанных решений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2020 N 57914)12. Суммы взысканных бюджетных кредитов, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, зачисленные в соответствии с настоящим Порядком в федеральный бюджет, отраженные в бюджетном учете соответствующего администратора доходов федерального бюджета, подлежат уточнению в установленном порядке на соответствующий код классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета (на соответствующий код классификации доходов федерального бюджета - в части поступлений платы за пользование бюджетными кредитами и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета) на основании представленного главным администратором доходов федерального бюджета распоряжения на уточнение вида и принадлежности платежа.
(ред. от 07.08.2020)
"Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении (отмене) указанных решений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2020 N 57914)12. Суммы взысканных бюджетных кредитов, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, зачисленные в соответствии с настоящим Порядком в федеральный бюджет, отраженные в бюджетном учете соответствующего администратора доходов федерального бюджета, подлежат уточнению в установленном порядке на соответствующий код классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета (на соответствующий код классификации доходов федерального бюджета - в части поступлений платы за пользование бюджетными кредитами и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета) на основании представленного главным администратором доходов федерального бюджета распоряжения на уточнение вида и принадлежности платежа.
Приказ ФНС России от 10.11.2023 N ЕА-7-8/842@
(ред. от 25.06.2025)
"Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, территориальными органами Федеральной налоговой службы, Федеральным казенным учреждением "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы (г. Москва)"Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом при направлении соответствующему уполномоченному органу Федерального казначейства либо ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" документов, утвержденных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, которые необходимы для проведения операций по учету поступлений в бюджет в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации, пакета сводных первичных документов для целей ведения бюджетного учета, а также иных документов, сформированных в рамках исполнения полномочий администратора доходов бюджетов выполняет только обеспечивающие функции.
(ред. от 25.06.2025)
"Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, территориальными органами Федеральной налоговой службы, Федеральным казенным учреждением "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы (г. Москва)"Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом при направлении соответствующему уполномоченному органу Федерального казначейства либо ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" документов, утвержденных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, которые необходимы для проведения операций по учету поступлений в бюджет в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации, пакета сводных первичных документов для целей ведения бюджетного учета, а также иных документов, сформированных в рамках исполнения полномочий администратора доходов бюджетов выполняет только обеспечивающие функции.
Готовое решение: Как казенному учреждению отразить в бюджетном учете расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба на счете 0 205 40 000
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете учреждения - администратора доходов бюджета операции по учету доходов от возмещения ущерба, штрафов, пеней, неустоек и прочих сумм принудительного изъятия отразите следующими записями:
(КонсультантПлюс, 2025)В бюджетном учете учреждения - администратора доходов бюджета операции по учету доходов от возмещения ущерба, штрафов, пеней, неустоек и прочих сумм принудительного изъятия отразите следующими записями:
Готовое решение: Как в бюджетном учете учитывать операции на счете 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет"
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете администратора доходов (администратора источников финансирования дефицита бюджета)
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете администратора доходов (администратора источников финансирования дефицита бюджета)
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Шестой этап администрирования доходов является неотъемлемой частью реализации прозрачности и комплексности бюджетного учета поступающих денежных средств в качестве доходов бюджета. На этом же этапе как результат бюджетного учета осуществляется формирование соответствующей бюджетной отчетности нарастающим итогом, а также прогнозируются поступления доходной части бюджета в последующие периоды. Такая деятельность отрегулирована соответствующим нормативным актом Минфина России, которым предусмотрен весь логистический комплекс действия главных администраторов и администраторов доходов бюджета <21>.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Шестой этап администрирования доходов является неотъемлемой частью реализации прозрачности и комплексности бюджетного учета поступающих денежных средств в качестве доходов бюджета. На этом же этапе как результат бюджетного учета осуществляется формирование соответствующей бюджетной отчетности нарастающим итогом, а также прогнозируются поступления доходной части бюджета в последующие периоды. Такая деятельность отрегулирована соответствующим нормативным актом Минфина России, которым предусмотрен весь логистический комплекс действия главных администраторов и администраторов доходов бюджета <21>.
Вопрос: О ведении радиочастотной службой учета доходов по плате пользователей радиочастотного спектра в ГИИС "Электронный бюджет" по группе плательщиков дохода.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 02-06-09/61090)В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета в рамках бюджетных полномочий осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 02-06-09/61090)В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета в рамках бюджетных полномочий осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить операции по санкционированию расходов (счет 0 500 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете администратора доходов бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете администратора доходов бюджета
Готовое решение: Как отразить в бюджетном учете межбюджетные трансферты
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете администратора доходов
(КонсультантПлюс, 2025)в бюджетном учете администратора доходов
Вопрос: Об участниках бюджетного процесса; об участниках системы казначейских платежей; об оплате услуг на лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе.
(Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 02-11-13/118874)Статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса <1>, при этом бюджетный процесс в силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
(Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 02-11-13/118874)Статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса <1>, при этом бюджетный процесс в силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)2.7.1.1. Как администратору доходов отражать в бюджетном учете невыясненные поступления
(КонсультантПлюс, 2025)2.7.1.1. Как администратору доходов отражать в бюджетном учете невыясненные поступления
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)б) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени России государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности России (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности России) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность России федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени России полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)б) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени России государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности России (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности России) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность России федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени России полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством.