Бюджетный процесс РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетный процесс РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 152 "Участники бюджетного процесса" БК РФСТАТЬЯ 152 "УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА" БК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об участии граждан РФ в бюджетном процессе в качестве участников бюджетного процесса и предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 06-10-10/01/125881)Вопрос: Об участии граждан РФ в бюджетном процессе в качестве участников бюджетного процесса и предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 06-10-10/01/125881)Вопрос: Об участии граждан РФ в бюджетном процессе в качестве участников бюджетного процесса и предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Часть третья. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)Часть третья. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Классическое понимание принципа разделения властей и современное государственное устройство: необходимо ли теоретическое переосмысление?
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)<20> См., например: Епифанов И.О. Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края) // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 11. С. 65 - 69.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)<20> См., например: Епифанов И.О. Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края) // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 11. С. 65 - 69.
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В статье рассматриваются место и роль публичных слушаний в бюджетном процессе Российской Федерации. Автором определена актуальность данного явления во взаимосвязи с тенденцией к активному вовлечению граждан в участие в бюджетных отношениях. Дана краткая характеристика возникновения института публичных слушаний в Российской Федерации, проанализированы нормативные правовые акты, в которых регламентировано проведение публичных слушаний по вопросам рассмотрения проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. С учетом анализа положений законодательства, судебной практики и иных актов правореализации выделены основные проблемы применения публичных слушаний в бюджетных правоотношениях, а именно: отсутствие единообразного законодательного закрепления понятия, определяющего данное общественное явление, отсутствие регламентации прав и обязанностей граждан в рамках рассмотрения на публичных слушаниях проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, необходимость законодательного закрепления порядка учета мнения граждан при принятии нормативных правовых актов по итогам проведения публичных слушаний.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В статье рассматриваются место и роль публичных слушаний в бюджетном процессе Российской Федерации. Автором определена актуальность данного явления во взаимосвязи с тенденцией к активному вовлечению граждан в участие в бюджетных отношениях. Дана краткая характеристика возникновения института публичных слушаний в Российской Федерации, проанализированы нормативные правовые акты, в которых регламентировано проведение публичных слушаний по вопросам рассмотрения проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. С учетом анализа положений законодательства, судебной практики и иных актов правореализации выделены основные проблемы применения публичных слушаний в бюджетных правоотношениях, а именно: отсутствие единообразного законодательного закрепления понятия, определяющего данное общественное явление, отсутствие регламентации прав и обязанностей граждан в рамках рассмотрения на публичных слушаниях проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, необходимость законодательного закрепления порядка учета мнения граждан при принятии нормативных правовых актов по итогам проведения публичных слушаний.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Реформирование сферы бухгалтерского учета и формирования отчетности в государственном секторе является одним из направлений совершенствования системы государственного управления России. Утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 <1> Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004 - 2006 гг., одобрение Приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 <2> Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяют вектор проводимой реформы - сближение российской системы учета и отчетности с международными нормами в целях возможности расширения экономических границ и впоследствии возможности сопоставления показателей деятельности организаций государственного сектора. Следуя указанному вектору, в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводили работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС) <3>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 <4> определено применение на территории России документов международных стандартов на русском языке. Однако положения указанного Постановления не применяются в полной мере учреждениями государственного сектора России. Непосредственно МСФООС применяет в своей деятельности незначительное количество учреждений. Преимущественно МСФООС являются основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. По состоянию на 1 января 2021 г. действуют 22 федеральных стандарта [1], и это не является окончательным этапом реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора в России на основе международных норм. В соответствии с Правилами подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Программой их разработки <5> планируется к вступлению еще ряд федеральных стандартов для бюджетной сферы.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Реформирование сферы бухгалтерского учета и формирования отчетности в государственном секторе является одним из направлений совершенствования системы государственного управления России. Утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 <1> Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004 - 2006 гг., одобрение Приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 <2> Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяют вектор проводимой реформы - сближение российской системы учета и отчетности с международными нормами в целях возможности расширения экономических границ и впоследствии возможности сопоставления показателей деятельности организаций государственного сектора. Следуя указанному вектору, в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводили работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС) <3>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 <4> определено применение на территории России документов международных стандартов на русском языке. Однако положения указанного Постановления не применяются в полной мере учреждениями государственного сектора России. Непосредственно МСФООС применяет в своей деятельности незначительное количество учреждений. Преимущественно МСФООС являются основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. По состоянию на 1 января 2021 г. действуют 22 федеральных стандарта [1], и это не является окончательным этапом реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора в России на основе международных норм. В соответствии с Правилами подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Программой их разработки <5> планируется к вступлению еще ряд федеральных стандартов для бюджетной сферы.
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)<16> Каратаева Г.Е., Чернова С.В. Цифровая трансформация бюджетного процесса в России // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. N 3. С. 947.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)<16> Каратаева Г.Е., Чернова С.В. Цифровая трансформация бюджетного процесса в России // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. N 3. С. 947.
Статья: Влияние форм прямой демократии в бюджетном процессе на состояние финансовой культуры в обществе
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Проявление прямой, или партиципаторной, демократии в большей степени характерно для бюджетного процесса на уровне местного самоуправления. В исследовании Н.В. Васильевой и Ю.В. Пятковской по вопросу форм непосредственной демократии в местном бюджетном процессе авторами делается вывод, что "именно на уровне муниципального бюджетного процесса в Российской Федерации существуют минимальные гарантии участия общественности в бюджетных отношениях. Обеспечивается оно посредством обязательности публичных слушаний по проектам местного бюджета и отчета о его исполнении" <11>.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Проявление прямой, или партиципаторной, демократии в большей степени характерно для бюджетного процесса на уровне местного самоуправления. В исследовании Н.В. Васильевой и Ю.В. Пятковской по вопросу форм непосредственной демократии в местном бюджетном процессе авторами делается вывод, что "именно на уровне муниципального бюджетного процесса в Российской Федерации существуют минимальные гарантии участия общественности в бюджетных отношениях. Обеспечивается оно посредством обязательности публичных слушаний по проектам местного бюджета и отчета о его исполнении" <11>.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)11. Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 22 с.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)11. Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 22 с.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Глава 6. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Глава 6. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ