Бюджетные риски внутренний финансовый аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные риски внутренний финансовый аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Риск-ориентированный подход может использоваться при проведении внутреннего финансового аудита в целях выявления бюджетного риска, определении его значимости и степени воздействия на достоверность бюджетной отчетности.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Риск-ориентированный подход может использоваться при проведении внутреннего финансового аудита в целях выявления бюджетного риска, определении его значимости и степени воздействия на достоверность бюджетной отчетности.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Стоит отметить, что термин "предмет внутреннего финансового аудита" не имеет четкого законодательного закрепления, как это было ранее в нормативно-правовых и методических документах по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита органами исполнительной власти города Москвы. Согласно п. 3 Стандарта 196н объект аудита - бюджетные процедуры (или операции по выполнению бюджетных процедур), которые ранее осуществлялись в рамках внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Москвы, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств г. Москвы). При этом, согласно Письму Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98727 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" <10>, типовые (общие) перечни бюджетных процедур, так же как и типовые перечни бюджетных рисков, не установлены в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита. При этом подходы к оценке бюджетных рисков установлены в Стандарте N 160н.
Нормативные акты
Обзор: "Основные изменения законодательства для бухгалтера бюджетной организации в 2024 году"
(КонсультантПлюс, 2024)- сдаче годового отчета о деятельности субъекта ВФА;
(КонсультантПлюс, 2024)- сдаче годового отчета о деятельности субъекта ВФА;
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"достижения "цифровой зрелости" государственного управления, включая автоматизацию проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которая позволит своевременно управлять бюджетными рисками и применять результаты оценки качества финансового менеджмента в целях планирования мероприятий органов государственного финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита, а также в целом для повышения качества государственного (муниципального) управления.
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"достижения "цифровой зрелости" государственного управления, включая автоматизацию проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которая позволит своевременно управлять бюджетными рисками и применять результаты оценки качества финансового менеджмента в целях планирования мероприятий органов государственного финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита, а также в целом для повышения качества государственного (муниципального) управления.
Готовое решение: Каков порядок планирования внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)Программа аудиторского мероприятия формируется на основе результатов оценки бюджетных рисков, по принципам ВФА и с учетом необходимости достижения целей осуществления ВФА (п. 3(2) Федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", гл. I Методических рекомендаций по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий, доведенных Письмом Минфина России от 21.09.2023 N 02-10-08/1/90065).
(КонсультантПлюс, 2025)Программа аудиторского мероприятия формируется на основе результатов оценки бюджетных рисков, по принципам ВФА и с учетом необходимости достижения целей осуществления ВФА (п. 3(2) Федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", гл. I Методических рекомендаций по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий, доведенных Письмом Минфина России от 21.09.2023 N 02-10-08/1/90065).
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфин России предлагает понимать под финансовым менеджментом организацию и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий. В свою очередь, под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Отметим, что понятие бюджетных рисков, бюджетных процедур уже приведено в ФС ВФА. Наличие дублирующих норм также усложняет понимание при правоприменении. Статьей 157 "Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ Федеральное казначейство наделено компетентными полномочиями. Так, Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления указанными главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита <26>.
Статья: Оценка эффективности бюджетного контроля в условиях цифровой экономики
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)На наш взгляд, эффективны скоординированное взаимодействие и информационный обмен между внутренним контролем, независимым аудитом и государственным финансовым контролем на основе разделения и координации задач, функций, методов и форм осуществления контроля, что позволит повысить комплексность и результативность системы финансово-бюджетного контроля экономических субъектов и снизит риск возникновения бюджетных правонарушений.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)На наш взгляд, эффективны скоординированное взаимодействие и информационный обмен между внутренним контролем, независимым аудитом и государственным финансовым контролем на основе разделения и координации задач, функций, методов и форм осуществления контроля, что позволит повысить комплексность и результативность системы финансово-бюджетного контроля экономических субъектов и снизит риск возникновения бюджетных правонарушений.
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Мониторинг как метод управления публичными финансами применяется при проведении внутреннего финансового аудита. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита проводят мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Мониторинг как метод управления публичными финансами применяется при проведении внутреннего финансового аудита. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита проводят мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В бюджетной сфере в информационных системах Федерального казначейства отражается информация о совершении всех расчетов с использованием бюджетных средств всех уровней бюджетной системы РФ, а также о лицах, участвующих в государственных закупках, проведении контрольных мероприятий и их результатах, о фактах нарушения бюджетного законодательства и применения мер ответственности, а также выявленных рисках. В информационной системе Счетной палаты РФ содержатся результаты внутреннего финансового аудита, результаты выявленных нарушений, экспертно-аналитической деятельности, иная информация о контрольных мероприятиях.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В бюджетной сфере в информационных системах Федерального казначейства отражается информация о совершении всех расчетов с использованием бюджетных средств всех уровней бюджетной системы РФ, а также о лицах, участвующих в государственных закупках, проведении контрольных мероприятий и их результатах, о фактах нарушения бюджетного законодательства и применения мер ответственности, а также выявленных рисках. В информационной системе Счетной палаты РФ содержатся результаты внутреннего финансового аудита, результаты выявленных нарушений, экспертно-аналитической деятельности, иная информация о контрольных мероприятиях.
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Эффективно скоординированное взаимодействие и информационный обмен между внутренним контролем, независимым аудитом и государственным финансовым контролем на основе разделения и координации задач, функций, методов и форм осуществления контроля позволит повысить комплексность и результативность системы финансово-бюджетного контроля экономических субъектов и снизит риск возникновения бюджетных правонарушений.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Эффективно скоординированное взаимодействие и информационный обмен между внутренним контролем, независимым аудитом и государственным финансовым контролем на основе разделения и координации задач, функций, методов и форм осуществления контроля позволит повысить комплексность и результативность системы финансово-бюджетного контроля экономических субъектов и снизит риск возникновения бюджетных правонарушений.
Статья: Формирование, ведение и утверждение реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Оценка бюджетных рисков проводится субъектом внутреннего финансового аудита:
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Оценка бюджетных рисков проводится субъектом внутреннего финансового аудита:
Статья: Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)Оценка бюджетных рисков проводится субъектом внутреннего финансового аудита (разд. II Методических рекомендаций):
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 11)Оценка бюджетных рисков проводится субъектом внутреннего финансового аудита (разд. II Методических рекомендаций):
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)- порядок планирования проведения внутреннего финансового аудита (оценка бюджетного риска) <260>;
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)- порядок планирования проведения внутреннего финансового аудита (оценка бюджетного риска) <260>;
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, реализуемом отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, этапы контрольных мероприятий или контрольной деятельности не поименованы. Их состав, представленный на рис. 1, определен на основании структуры и содержания разработанных федеральных стандартов. Так, во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле можно выделить этап планирования проверок, ревизий и обследований, который заключается в формировании плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода <2>. Назначение и подготовка к проведению контрольного мероприятия, его проведение, оформление результатов относятся к этапу проведения проверок, ревизий, обследований <3>. Последний этап "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" включает в себя формирование документов в целях реализации результатов контрольного мероприятия (акт проверки (ревизии), возражения к нему (при наличии), заключение, составленное по результатам обследования, возражения к нему (при наличии), представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения) <4>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, реализуемом отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, этапы контрольных мероприятий или контрольной деятельности не поименованы. Их состав, представленный на рис. 1, определен на основании структуры и содержания разработанных федеральных стандартов. Так, во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле можно выделить этап планирования проверок, ревизий и обследований, который заключается в формировании плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода <2>. Назначение и подготовка к проведению контрольного мероприятия, его проведение, оформление результатов относятся к этапу проведения проверок, ревизий, обследований <3>. Последний этап "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" включает в себя формирование документов в целях реализации результатов контрольного мероприятия (акт проверки (ревизии), возражения к нему (при наличии), заключение, составленное по результатам обследования, возражения к нему (при наличии), представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения) <4>.