Бюджетные процедуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные процедуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 242.5 "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений" БК РФКак следует из разъяснений, приведенных в ответе на 3 вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015, пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", процедура исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока; за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Соблюдение указанных принципов в ходе исполнения контракта предполагает определенную стабильность отношений заказчика с подрядчиком (поставщиком, исполнителем), степень которой выше, нежели стабильность отношений между сторонами обычного гражданско-правового договора. Это обусловлено тем, что использование такого института, как отказ от исполнения договора в одностороннем порядке, применительно к государственным (муниципальным) контрактам повлечет за собой необходимость осуществления процедуры новой закупки. Это, в свою очередь, связано с дополнительными расходами за счет бюджетных средств, процедурными, временными затратами. Произвольное либо формальное использование названного института может привести к тому, что государственные (муниципальные) нужды не будут удовлетворены в течение длительного времени."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методические рекомендации по консультированию субъектов бюджетных процедур
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11
Готовое решение: Что нужно знать о внутреннем финансовом контроле, осуществляемом в рамках ведомства
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какие бюджетные процедуры подлежат внутреннему финансовому контролю
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какие бюджетные процедуры подлежат внутреннему финансовому контролю
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 196н
(ред. от 04.10.2023)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56863)Бюджетные процедуры - процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
(ред. от 04.10.2023)
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56863)Бюджетные процедуры - процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
<Письмо> Минфина России от 17.12.2019 N 02-02-05/98727
<Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита>Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита".
<Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита>Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита".
Готовое решение: Каков порядок проведения внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)выявление (обнаружение) бюджетных рисков, актуальных на дату начала аудиторского мероприятия. При этом изучаются в том числе организация (обеспечение выполнения), выполнение бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры), являющейся объектом ВФА;
(КонсультантПлюс, 2025)выявление (обнаружение) бюджетных рисков, актуальных на дату начала аудиторского мероприятия. При этом изучаются в том числе организация (обеспечение выполнения), выполнение бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры), являющейся объектом ВФА;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем отмечается, в том числе и в судебной практике, что в процессе применения мер бюджетного принуждения и привлечения к бюджетной ответственности наблюдается отсутствие принципа состязательности: "Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации порядок применения к лицу, виновному в совершении бюджетного нарушения, бюджетных мер принуждения не предусматривает правовых инструментов, которые бы гарантировали состязательное участие такого лица в процедуре привлечения к бюджетной ответственности. Так, уведомление о применении бюджетных мер принуждения составляется при обнаружении признаков бюджетного нарушения, содержит сведения о его событии и составе и о соразмерной мере ответственности. Такое уведомление направляется в финансовый орган и подлежит рассмотрению им в одностороннем порядке, а принятое в итоге решение немедленно обращается к исполнению" <483>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем отмечается, в том числе и в судебной практике, что в процессе применения мер бюджетного принуждения и привлечения к бюджетной ответственности наблюдается отсутствие принципа состязательности: "Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации порядок применения к лицу, виновному в совершении бюджетного нарушения, бюджетных мер принуждения не предусматривает правовых инструментов, которые бы гарантировали состязательное участие такого лица в процедуре привлечения к бюджетной ответственности. Так, уведомление о применении бюджетных мер принуждения составляется при обнаружении признаков бюджетного нарушения, содержит сведения о его событии и составе и о соразмерной мере ответственности. Такое уведомление направляется в финансовый орган и подлежит рассмотрению им в одностороннем порядке, а принятое в итоге решение немедленно обращается к исполнению" <483>.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)5.10. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)5.10. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
Готовое решение: Какие федеральные стандарты применять при осуществлении внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия лиц, осуществляющих проверки в рамках ВФА, в том числе и привлеченных, а также права и обязанности лиц, выполняющих бюджетные процедуры, в отношении которых проводится аудиторская проверка, установлены положениями Федерального стандарта "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия лиц, осуществляющих проверки в рамках ВФА, в том числе и привлеченных, а также права и обязанности лиц, выполняющих бюджетные процедуры, в отношении которых проводится аудиторская проверка, установлены положениями Федерального стандарта "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" были созданы нормативно-правовые предпосылки для практического внедрения подхода к систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений на основе концепции "налоговых расходов". В Бюджетный кодекс Российской Федерации было введено понятие налоговых расходов, предусмотрено формирование перечня налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы, обусловлено представление отчета об оценке налоговых расходов вместе с проектом закона о бюджете, а также установлена необходимость учета результатов оценки при формировании Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" были созданы нормативно-правовые предпосылки для практического внедрения подхода к систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений на основе концепции "налоговых расходов". В Бюджетный кодекс Российской Федерации было введено понятие налоговых расходов, предусмотрено формирование перечня налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы, обусловлено представление отчета об оценке налоговых расходов вместе с проектом закона о бюджете, а также установлена необходимость учета результатов оценки при формировании Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.
Готовое решение: Как оформляют итоги аудиторского мероприятия внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)учитывают при формировании выводов как факт выполнения контрольных действий, если субъекты бюджетных процедур выявили их самостоятельно;
(КонсультантПлюс, 2025)учитывают при формировании выводов как факт выполнения контрольных действий, если субъекты бюджетных процедур выявили их самостоятельно;
Готовое решение: Каков порядок планирования внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений ГАБС (АБС), о необходимости провести плановые аудиторские мероприятия;
(КонсультантПлюс, 2025)предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений ГАБС (АБС), о необходимости провести плановые аудиторские мероприятия;
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Установлено, что для усиления прозрачности бюджетных процедур, минимизации финансовых и правовых рисков, а также оперативной доступности сведений о бюджетной деятельности в таможенных органах используют государственную интегрированную информационную систему "Электронный бюджет" <8> (далее - ГИИС "Электронный бюджет").
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Установлено, что для усиления прозрачности бюджетных процедур, минимизации финансовых и правовых рисков, а также оперативной доступности сведений о бюджетной деятельности в таможенных органах используют государственную интегрированную информационную систему "Электронный бюджет" <8> (далее - ГИИС "Электронный бюджет").