Бюджетные полномочия главного администратора
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные полномочия главного администратора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 160.1 "Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета" БК РФСТАТЬЯ 160.1 "БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВНОГО АДМИНИСТРАТОРА
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ"Согласно подпункту 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 699 от 21.12.2016, ответчик осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
Нормативные акты
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Новшеством в концепции реформирования бюджетного процесса является введение понятия администратора поступлений в бюджетную систему РФ (администратора доходов, администратора поступлений от привлечения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ). Эти дополнения отражены в ст. 160.1 "Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета" и в ст. 160.2 "Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета" БК РФ.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Новшеством в концепции реформирования бюджетного процесса является введение понятия администратора поступлений в бюджетную систему РФ (администратора доходов, администратора поступлений от привлечения источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ). Эти дополнения отражены в ст. 160.1 "Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета" и в ст. 160.2 "Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета" БК РФ.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по исполнению государственных функций в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по исполнению государственных функций в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Институт администрирования доходов бюджета не является догмой и постоянно совершенствуется с целью создания наиболее эффективного правового механизма обеспечения формирования доходной части бюджета, его прозрачности и понятности для всех участников бюджетного процесса. Такая его трансформация наиболее ярко видна при рассмотрении первого этапа механизма администрирования доходов - определение количество главных администраторов доходов, которые до недавнего времени формировались исходя из нескольких составляющих, к которым относилось абсолютное количество органов государственной власти, правовой статус которых предполагал соответствующие компетенции управления в бюджетно-доходной сфере, а также абсолютное количество источников доходной части бюджета. Подобное состояние дел существенно затрудняло процесс администрирования, и только в 2021 г. <14> законодатель преодолел имеющуюся проблему, внеся назревшие изменения в БК РФ, согласно которым осуществлен переход на качественно новый уровень государственного управления доходами бюджета - введена реестровая модель реализации полномочий главных администраторов доходов. Законодатель отказался от практики ежегодного пересмотра и утверждения перечней главных администраторов доходов, установлено правило о закреплении на постоянной основе бюджетных полномочий главных администраторов доходов с учетом предусмотренных правовым статусом государственных органов функций. В свою очередь, Правительство РФ наделено полномочием по утверждению Перечней администраторов федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ. Кроме этого, Правительству поручено утвердить Общие требования для формирования Перечней региональных и местных бюджетов, аналогичное требование установлено для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации соответственно на региональном и местном уровне. В этой связи Минфином России разработаны правовые акты, регламентирующие изменения бюджетного законодательства <15>. Фактически эта первая ступень администрирования является базовой во всем процессе администрирования доходов.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Институт администрирования доходов бюджета не является догмой и постоянно совершенствуется с целью создания наиболее эффективного правового механизма обеспечения формирования доходной части бюджета, его прозрачности и понятности для всех участников бюджетного процесса. Такая его трансформация наиболее ярко видна при рассмотрении первого этапа механизма администрирования доходов - определение количество главных администраторов доходов, которые до недавнего времени формировались исходя из нескольких составляющих, к которым относилось абсолютное количество органов государственной власти, правовой статус которых предполагал соответствующие компетенции управления в бюджетно-доходной сфере, а также абсолютное количество источников доходной части бюджета. Подобное состояние дел существенно затрудняло процесс администрирования, и только в 2021 г. <14> законодатель преодолел имеющуюся проблему, внеся назревшие изменения в БК РФ, согласно которым осуществлен переход на качественно новый уровень государственного управления доходами бюджета - введена реестровая модель реализации полномочий главных администраторов доходов. Законодатель отказался от практики ежегодного пересмотра и утверждения перечней главных администраторов доходов, установлено правило о закреплении на постоянной основе бюджетных полномочий главных администраторов доходов с учетом предусмотренных правовым статусом государственных органов функций. В свою очередь, Правительство РФ наделено полномочием по утверждению Перечней администраторов федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ. Кроме этого, Правительству поручено утвердить Общие требования для формирования Перечней региональных и местных бюджетов, аналогичное требование установлено для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации соответственно на региональном и местном уровне. В этой связи Минфином России разработаны правовые акты, регламентирующие изменения бюджетного законодательства <15>. Фактически эта первая ступень администрирования является базовой во всем процессе администрирования доходов.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<404> Например, Положение Банка России от 17.11.2021 N 782-П "Об осуществлении Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<404> Например, Положение Банка России от 17.11.2021 N 782-П "Об осуществлении Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфином России также были разработаны и утверждены Приказом от 30.12.2016 N 822 <13> Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Методические рекомендации N 822). Отметим, что Методические рекомендации N 822 также упразднены Приказом Минфина России от 30.04.2020 N 186. В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ ВФА являлся деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, которая, в свою очередь, направлена на повышение качества осуществления внутренних бюджетных процедур. Кроме того, Методическими рекомендациями N 822 определялся объект и субъект внутреннего финансового аудита, а также принципы, на которых основывается деятельность субъектов внутреннего финансового аудита: законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Минфином России также были разработаны и утверждены Приказом от 30.12.2016 N 822 <13> Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Методические рекомендации N 822). Отметим, что Методические рекомендации N 822 также упразднены Приказом Минфина России от 30.04.2020 N 186. В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ ВФА являлся деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, которая, в свою очередь, направлена на повышение качества осуществления внутренних бюджетных процедур. Кроме того, Методическими рекомендациями N 822 определялся объект и субъект внутреннего финансового аудита, а также принципы, на которых основывается деятельность субъектов внутреннего финансового аудита: законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
Статья: Особенности организации и осуществления Росгвардией производства по делам об административных правонарушениях в рамках административно-юрисдикционной деятельности
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Росгвардия осуществляет также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета (подп. 90 п. 9 Указа Президента РФ N 510). Следовательно, указанное полномочие напрямую соотносится с назначением и исполнением наказания в виде административного штрафа.
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Росгвардия осуществляет также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета (подп. 90 п. 9 Указа Президента РФ N 510). Следовательно, указанное полномочие напрямую соотносится с назначением и исполнением наказания в виде административного штрафа.
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Нормативно внутренний финансовый контроль (в нашем понимании - внутренний бюджетный контроль) определяется как "...внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий" <15>. Иными словами, это сквозной, перманентный контроль бюджетных полномочий, проводимый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Нормативно внутренний финансовый контроль (в нашем понимании - внутренний бюджетный контроль) определяется как "...внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий" <15>. Иными словами, это сквозной, перманентный контроль бюджетных полномочий, проводимый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств.