Бюджетные обязательства по страховым взносам
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные обязательства по страховым взносам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Должник в исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2025)...При нарушении должником требований, установленных... [п. 6 ст. 242.4 БК РФ - ред.] орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
(КонсультантПлюс, 2025)...При нарушении должником требований, установленных... [п. 6 ст. 242.4 БК РФ - ред.] орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовое значение упущенной выгоды
(Довгань М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Неоднозначным является вопрос о необходимости учета упущенной выгоды при квалификации налоговых преступлений. Так, объектом преступного посягательства по налоговым преступлениям является совокупность общественных отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля. Объективная сторона данного состава преступления состоит в действиях, направленных не на изъятие имущества Российской Федерации (права пользования, владения, распоряжения не могут быть применены в отношении обязанности по уплате налогов), а на недополучение должных отчислений в пользу государства. Применительно к налоговым преступлениям Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 26.11.2019 N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" указал, что "для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, необходимо устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов и учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов" (п. 14) <12>.
(Довгань М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Неоднозначным является вопрос о необходимости учета упущенной выгоды при квалификации налоговых преступлений. Так, объектом преступного посягательства по налоговым преступлениям является совокупность общественных отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля. Объективная сторона данного состава преступления состоит в действиях, направленных не на изъятие имущества Российской Федерации (права пользования, владения, распоряжения не могут быть применены в отношении обязанности по уплате налогов), а на недополучение должных отчислений в пользу государства. Применительно к налоговым преступлениям Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 26.11.2019 N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" указал, что "для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, необходимо устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов и учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов" (п. 14) <12>.
Статья: Налоговая реконструкция как часть современной правовой реальности
(Цинделиани И.А., Попкова Ж.Г., Васильева Е.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Особенно интересно то, что ВС РФ обозначил данную проблематику и в сфере уголовных правоотношений. Так, в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" отмечается, что для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов <27>.
(Цинделиани И.А., Попкова Ж.Г., Васильева Е.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Особенно интересно то, что ВС РФ обозначил данную проблематику и в сфере уголовных правоотношений. Так, в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" отмечается, что для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов <27>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48
"О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления"14. Для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов.
"О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления"14. Для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств страхователю и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до страхователя - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) страхователю из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств страхователю и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до страхователя - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) страхователю из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации оценочные обязательства, признаваемые в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска, если для целей налогообложения прибыли формируется резерв предстоящих расходов на оплату отпусков?..
(Консультация эксперта, 2025)Выплаты отпускных работникам (а также компенсаций за неиспользованный отпуск) облагаются страховыми взносами. Согласно п. п. 5, 9 МСФО (IAS) 19 взносы на социальное обеспечение относятся к краткосрочным вознаграждениям работникам. В связи с этим величина признаваемого оценочного обязательства должна включать также сумму подлежащих начислению страховых взносов. Разъяснения о необходимости формировать оценочное обязательство с учетом величины страховых взносов содержатся также в абз. 2 разд. II Рекомендации Р-23/2011.
(Консультация эксперта, 2025)Выплаты отпускных работникам (а также компенсаций за неиспользованный отпуск) облагаются страховыми взносами. Согласно п. п. 5, 9 МСФО (IAS) 19 взносы на социальное обеспечение относятся к краткосрочным вознаграждениям работникам. В связи с этим величина признаваемого оценочного обязательства должна включать также сумму подлежащих начислению страховых взносов. Разъяснения о необходимости формировать оценочное обязательство с учетом величины страховых взносов содержатся также в абз. 2 разд. II Рекомендации Р-23/2011.
Статья: Возврат излишне удержанного НДФЛ: как заполнить уведомление и 6-НДФЛ
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 11)Порядком заполнения уведомления вопрос отражения возвращенного НДФЛ тоже не урегулирован - в поле "Сумма налога, авансовых платежей по налогу, сборов, страховых взносов" надо указывать "сумму обязательства исчисленного налога" <4>. Но в примечании к этому полю в самой форме уведомления уточнено, что тут отражается сумма налога "подлежащая уплате (перечислению) по указанным сроку и коду бюджетной классификации" <5>.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 11)Порядком заполнения уведомления вопрос отражения возвращенного НДФЛ тоже не урегулирован - в поле "Сумма налога, авансовых платежей по налогу, сборов, страховых взносов" надо указывать "сумму обязательства исчисленного налога" <4>. Но в примечании к этому полю в самой форме уведомления уточнено, что тут отражается сумма налога "подлежащая уплате (перечислению) по указанным сроку и коду бюджетной классификации" <5>.
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с функционированием сервиса "Платформа ЗСК" и информированием кредитными организациями Банка России о клиентах - юрлицах и ИП в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 30.05.2023 N 12-4-2/4071)1.1.5. Верно ли, что кредитная организация вправе осуществлять разрешенные в соответствии с п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ операции не только по распоряжению клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, но и по исполнительным документам, поступившим в кредитную организацию к счету такого клиента в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; операции в целях исполнения обязательств по кредитному договору, возникших до применения мер и т.д.)?
(Письмо Банка России от 30.05.2023 N 12-4-2/4071)1.1.5. Верно ли, что кредитная организация вправе осуществлять разрешенные в соответствии с п. 6 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ операции не только по распоряжению клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, но и по исполнительным документам, поступившим в кредитную организацию к счету такого клиента в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; операции в целях исполнения обязательств по кредитному договору, возникших до применения мер и т.д.)?
Статья: О едином налоговом счете как о новой форме учета обязательств и их исполнения
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2023, N 4)В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 263-ФЗ в Налоговый кодекс, положительное сальдо единого налогового счета по распоряжению налогоплательщика может быть возвращено ему, зачтено в счет исполнения иных налоговых обязательств либо в счет исполнения решений налоговых органов (статья 21 НК РФ). Отрицательное сальдо образует задолженность налогоплательщика по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (статья 11 НК РФ).
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2023, N 4)В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 263-ФЗ в Налоговый кодекс, положительное сальдо единого налогового счета по распоряжению налогоплательщика может быть возвращено ему, зачтено в счет исполнения иных налоговых обязательств либо в счет исполнения решений налоговых органов (статья 21 НК РФ). Отрицательное сальдо образует задолженность налогоплательщика по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (статья 11 НК РФ).
Готовое решение: Как принять и учесть бюджетные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Как принять к учету бюджетные обязательства по страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Как принять к учету бюджетные обязательства по страховым взносам
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В настоящее время положения о санкционировании операций закреплены в Порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения <1>. Положениями указанного Порядка предусмотрены направления расходования средств по выплате персоналу заработной платы, уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, страховых взносов на обязательное социальное страхование, на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также накладных расходов, по которым не требуется представление контрактов (договоров), а также документов, подтверждающих возникновение обязательств. Санкционирование указанных расходов осуществляется только на основании Сведений об операциях с целевыми средствами, содержащих в том числе направления расходования, обеспечивающие достижение результата предоставления целевых средств.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В настоящее время положения о санкционировании операций закреплены в Порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения <1>. Положениями указанного Порядка предусмотрены направления расходования средств по выплате персоналу заработной платы, уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, страховых взносов на обязательное социальное страхование, на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также накладных расходов, по которым не требуется представление контрактов (договоров), а также документов, подтверждающих возникновение обязательств. Санкционирование указанных расходов осуществляется только на основании Сведений об операциях с целевыми средствами, содержащих в том числе направления расходования, обеспечивающие достижение результата предоставления целевых средств.
Статья: Цифровое налоговое администрирование
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Существующие цифровые сервисы, предлагаемые налоговыми органами, меняют традиционное представление о налоговых процедурах. Теперь налогоплательщики имеют возможность совершать все необходимые действия, такие как подача деклараций, оплата налогов и получение консультаций, через онлайн-платформы, что делает взаимодействие более удобным и быстрым. С 1 января 2023 г. в РФ вступили в силу изменения в налоговом законодательстве <13>, связанные с инкорпорированием единого налогового счета (далее - ЕНС) и единого налогового платежа (далее - ЕНП) в налоговую систему РФ в качестве инновационных правовых институтов. Новый механизм расчета с бюджетом стал значимым шагом в трансформации налогового администрирования, к упрощению налогового учета, улучшению взаимодействия налогоплательщиков с бюджетом. Создание института ЕНС и ЕНП, переход на новый уровень расчетов с бюджетом представляют собой инновационный подход к ведению учета начислений и платежей по налогам, сборам и страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ, полностью видоизменяющим существующее ранее налоговое обязательство. В результате введения ЕНС, ЕНП с 1 января 2023 г. появилась совокупная обязанность, аккумулируемая на едином счете, что должно существенно упростить процесс администрирования как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов при осуществлении налогового контроля <14>. О введении новых институтов в налоговое право указал Конституционный Суд РФ, отмечая, что нормативная регламентация направления и исполнения требования об уплате налоговой задолженности подверглась определенным изменениям с введением Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" <15> (далее - Закон N 263-ФЗ) институтов "единого налогового платежа" и "единого налогового счета" <16>. Закон N 263-ФЗ усовершенствовал процедуры налогового администрирования при расчетах в бюджетной системе РФ и инкорпорировал новые термины <17>.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Существующие цифровые сервисы, предлагаемые налоговыми органами, меняют традиционное представление о налоговых процедурах. Теперь налогоплательщики имеют возможность совершать все необходимые действия, такие как подача деклараций, оплата налогов и получение консультаций, через онлайн-платформы, что делает взаимодействие более удобным и быстрым. С 1 января 2023 г. в РФ вступили в силу изменения в налоговом законодательстве <13>, связанные с инкорпорированием единого налогового счета (далее - ЕНС) и единого налогового платежа (далее - ЕНП) в налоговую систему РФ в качестве инновационных правовых институтов. Новый механизм расчета с бюджетом стал значимым шагом в трансформации налогового администрирования, к упрощению налогового учета, улучшению взаимодействия налогоплательщиков с бюджетом. Создание института ЕНС и ЕНП, переход на новый уровень расчетов с бюджетом представляют собой инновационный подход к ведению учета начислений и платежей по налогам, сборам и страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ, полностью видоизменяющим существующее ранее налоговое обязательство. В результате введения ЕНС, ЕНП с 1 января 2023 г. появилась совокупная обязанность, аккумулируемая на едином счете, что должно существенно упростить процесс администрирования как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов при осуществлении налогового контроля <14>. О введении новых институтов в налоговое право указал Конституционный Суд РФ, отмечая, что нормативная регламентация направления и исполнения требования об уплате налоговой задолженности подверглась определенным изменениям с введением Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" <15> (далее - Закон N 263-ФЗ) институтов "единого налогового платежа" и "единого налогового счета" <16>. Закон N 263-ФЗ усовершенствовал процедуры налогового администрирования при расчетах в бюджетной системе РФ и инкорпорировал новые термины <17>.
Статья: Порядок получения отсрочки (рассрочки) по налогам с 01.01.2023
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ, устанавливается по результатам налоговой проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки сумм налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов (по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату).
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ, устанавливается по результатам налоговой проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки сумм налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов (по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату).
Вопрос: О вопросах и предложениях, связанных с функционированием и применением кредитными организациями сервиса "Платформа ЗСК".
(Письмо Банка России от 19.06.2023 N 12-4-2/4588)20. Просим подтвердить, что кредитная организация вправе осуществлять разрешенные в соответствии с пунктом 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ операции не только по распоряжению клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, но и по исполнительными документами, поступившим в кредитную организацию к счету такого клиента в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; операции в целях исполнения обязательств по кредитному договору, возникших до применения мер, и т.д.).
(Письмо Банка России от 19.06.2023 N 12-4-2/4588)20. Просим подтвердить, что кредитная организация вправе осуществлять разрешенные в соответствии с пунктом 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ операции не только по распоряжению клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, но и по исполнительными документами, поступившим в кредитную организацию к счету такого клиента в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; операции в целях исполнения обязательств по кредитному договору, возникших до применения мер, и т.д.).
Статья: Уведомление об исчислении налогов: контрольные соотношения
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)- в поле "Код бюджетной классификации" указывается код бюджетной классификации с кодом подвида вида дохода бюджета;
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)- в поле "Код бюджетной классификации" указывается код бюджетной классификации с кодом подвида вида дохода бюджета;