Бюджетные ассигнования это
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные ассигнования это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция КС РФ: Если исполнение судебного акта об обращении взыскания на средства местного бюджета осуществляется по истечении предельного срока удовлетворения требований взыскателя, должны быть соблюдены правила об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О
Применимые нормы: ч. 1 ст. 324 АПК РФ, п. 2 ст. 83, п. 6 ст. 242.2 БК РФФинансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели главу и представительный орган муниципального образования. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ, т.е. в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. Поскольку согласно установленному бюджетным законодательством порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов одним из существенных условий является предельный срок удовлетворения требований взыскателя и каких-либо исключений из этого положения не предусмотрено, при исполнении судебного решения за пределами этого срока предполагается соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (ст. 324 АПК РФ).
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О
Применимые нормы: ч. 1 ст. 324 АПК РФ, п. 2 ст. 83, п. 6 ст. 242.2 БК РФФинансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели главу и представительный орган муниципального образования. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ, т.е. в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. Поскольку согласно установленному бюджетным законодательством порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов одним из существенных условий является предельный срок удовлетворения требований взыскателя и каких-либо исключений из этого положения не предусмотрено, при исполнении судебного решения за пределами этого срока предполагается соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (ст. 324 АПК РФ).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ"Между тем, при вынесении решения суд не учел, что исходя из анализа положений статей 74, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесены обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок доведения и отражения в учете бюджетных ассигнований (счет 0 503 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что понимается под бюджетными ассигнованиями
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что понимается под бюджетными ассигнованиями
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке предоставления и использования межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)предоставление субсидии в случае, когда в бюджете субъекта РФ нет бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и не принят порядок определения объемов этих ассигнований (если не установлено иное);
(КонсультантПлюс, 2025)предоставление субсидии в случае, когда в бюджете субъекта РФ нет бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и не принят порядок определения объемов этих ассигнований (если не установлено иное);
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
(ред. от 31.07.2025)бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Третья группа - это поправки, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований в рамках государственных программ РФ и непрограммных направлений деятельности. В том числе на программы льготного лизинга, создание центров инженерных разработок на базе вузов и другое.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Третья группа - это поправки, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований в рамках государственных программ РФ и непрограммных направлений деятельности. В том числе на программы льготного лизинга, создание центров инженерных разработок на базе вузов и другое.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Подобная ситуация возникает и при рассмотрении ходатайств о применении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ. С одной стороны, суды отказывают в применении данных норм, констатируют, например, что доказательств того, что администрацией вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма с соблюдением порядка и сроков составления проекта местного бюджета и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не представлено, не являются таковыми представленные письма <15>. С другой стороны, есть и обратные примеры, когда при представлении доказательств многократного обращения в органы госвласти субъекта РФ суды прекращают производство по делу <16>. Складывается впечатление, что органы местного самоуправления должны не только выполнять государственные полномочия, но и самостоятельно искать финансовые средства, необходимые для их осуществления <17>. Именно критерий самостоятельного поиска достаточных финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий становится показателем добросовестных действий органов местного самоуправления, что расходится с содержанием нормы части 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Подобная ситуация возникает и при рассмотрении ходатайств о применении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ. С одной стороны, суды отказывают в применении данных норм, констатируют, например, что доказательств того, что администрацией вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма с соблюдением порядка и сроков составления проекта местного бюджета и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, не представлено, не являются таковыми представленные письма <15>. С другой стороны, есть и обратные примеры, когда при представлении доказательств многократного обращения в органы госвласти субъекта РФ суды прекращают производство по делу <16>. Складывается впечатление, что органы местного самоуправления должны не только выполнять государственные полномочия, но и самостоятельно искать финансовые средства, необходимые для их осуществления <17>. Именно критерий самостоятельного поиска достаточных финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий становится показателем добросовестных действий органов местного самоуправления, что расходится с содержанием нормы части 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ.
Статья: О финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 27)Следует отметить, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Правила).
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 27)Следует отметить, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год. Это предусмотрено Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Правила).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи расходы на выплату компенсации должны предусматриваться в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, местных бюджетах. Данное положение взаимосвязано с положениями п. 5 ст. 242.2 БК РФ, которыми установлено следующее: исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи расходы на выплату компенсации должны предусматриваться в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, местных бюджетах. Данное положение взаимосвязано с положениями п. 5 ст. 242.2 БК РФ, которыми установлено следующее: исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Для управления этими рисками часть механизмов уже создана, а часть находится на стадии разработки и внедрения. Так, для обеспечения закупки реально необходимой продукции действует отлаженная система нормирования по количеству и потребительским характеристикам отдельных видов продукции для государственных и муниципальных нужд, а также система обоснования бюджетных ассигнований. При этом представляется целесообразным расширение перечня нормируемой продукции.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Для управления этими рисками часть механизмов уже создана, а часть находится на стадии разработки и внедрения. Так, для обеспечения закупки реально необходимой продукции действует отлаженная система нормирования по количеству и потребительским характеристикам отдельных видов продукции для государственных и муниципальных нужд, а также система обоснования бюджетных ассигнований. При этом представляется целесообразным расширение перечня нормируемой продукции.
Статья: Проблемные вопросы гражданско-правовой регламентации единовременных компенсационных выплат медицинским работникам
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В заключении договора на получение выплаты ей было отказано по причине отсутствия лимитов бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете Забайкальского края.
Корреспонденция счетов: Органом государственной власти субъекта РФ переданы подведомственным бюджетным и автономным учреждениям полномочия по осуществлению публичных нормативных обязательств по социальному обеспечению в денежной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как отразить в бюджетном учете органа государственной власти передачу бюджетных ассигнований в рамках переданных полномочий?..
(Консультация эксперта, 2025)В данном случае полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическими лицами переданы органом государственной власти подведомственным бюджетным и автономным учреждениям. При этом сумма переданных в связи с этим бюджетных ассигнований отражается в бюджетном учете органа власти записью по дебету счета 1 503 12 262 и кредиту счета 1 503 14 262 (п. п. 144, 146 Инструкции N 162н).
(Консультация эксперта, 2025)В данном случае полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическими лицами переданы органом государственной власти подведомственным бюджетным и автономным учреждениям. При этом сумма переданных в связи с этим бюджетных ассигнований отражается в бюджетном учете органа власти записью по дебету счета 1 503 12 262 и кредиту счета 1 503 14 262 (п. п. 144, 146 Инструкции N 162н).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись;
Статья: Земское самоуправление в Восточной Сибири
(Тарабара Д.О.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Проект предлагал и более конструктивные формы взаимодействия государственных и земских учреждений. Речь идет про постепенную передачу органам местного самоуправления земско-хозяйственной части переселенческого управления. Интересно отметить, что соответствующие "сооружения и установления, принадлежащие к предметам ведомства земских учреждений" могли передаваться последним как в добровольном, так и в принудительном порядке. Независимо от этого, земства должны были бы выделять кредиты на их содержание в размере не меньше правительственных ассигнований на тот же предмет в предшествующий передаче год. Государство в свою очередь брало на себя обязательство субсидировать земствам половину требуемых ассигнований на эти нужды <25>. Данная мера, безусловно, выступила бы дополнительным подспорьем для развития муниципального хозяйства, впрочем, переоценивать ее значение не следует: из-за меньшего притока переселенцев в Восточную Сибирь деятельность переселенческого управления была поставлена здесь слабее, чем в Западной.
(Тарабара Д.О.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Проект предлагал и более конструктивные формы взаимодействия государственных и земских учреждений. Речь идет про постепенную передачу органам местного самоуправления земско-хозяйственной части переселенческого управления. Интересно отметить, что соответствующие "сооружения и установления, принадлежащие к предметам ведомства земских учреждений" могли передаваться последним как в добровольном, так и в принудительном порядке. Независимо от этого, земства должны были бы выделять кредиты на их содержание в размере не меньше правительственных ассигнований на тот же предмет в предшествующий передаче год. Государство в свою очередь брало на себя обязательство субсидировать земствам половину требуемых ассигнований на эти нужды <25>. Данная мера, безусловно, выступила бы дополнительным подспорьем для развития муниципального хозяйства, впрочем, переоценивать ее значение не следует: из-за меньшего притока переселенцев в Восточную Сибирь деятельность переселенческого управления была поставлена здесь слабее, чем в Западной.
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств: доплаты работникам
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Основу экономической деятельности бюджетного учреждения составляют бюджетные ассигнования, обеспечивающие его надлежащее функционирование. Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Основу экономической деятельности бюджетного учреждения составляют бюджетные ассигнования, обеспечивающие его надлежащее функционирование. Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).