Бюджетное выравнивание
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетное выравнивание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
(КонсультантПлюс, 2025)2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В частности, мы рекомендуем при оценке эффективности бюджетного выравнивания объединить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и ту часть дотаций на сбалансированность, которая не связана со стимулированием территорий к определенным результатам развития. На сегодняшний день в регионе, как и в большинстве других субъектов РФ, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов носят не стимулирующий характер, а, напротив, призваны устранить те проблемы нехватки средств, которые обострились в кризисной ситуации [19]. В таких условиях целесообразно уделить внимание эффективности бюджетного выравнивания с использованием различных финансовых инструментов. Следовательно, и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, и прочие дотации призваны решать общую задачу - реализация бюджетного выравнивания. На сегодняшний день дотации на сбалансированность оцениваются среди иных межбюджетных трансфертов, а два вида дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассматриваются как два отдельных элемента. Это затрудняет итоговую оценку эффективности межбюджетного выравнивания, роль которого в нестабильных условиях возрастает.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В частности, мы рекомендуем при оценке эффективности бюджетного выравнивания объединить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и ту часть дотаций на сбалансированность, которая не связана со стимулированием территорий к определенным результатам развития. На сегодняшний день в регионе, как и в большинстве других субъектов РФ, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов носят не стимулирующий характер, а, напротив, призваны устранить те проблемы нехватки средств, которые обострились в кризисной ситуации [19]. В таких условиях целесообразно уделить внимание эффективности бюджетного выравнивания с использованием различных финансовых инструментов. Следовательно, и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, и прочие дотации призваны решать общую задачу - реализация бюджетного выравнивания. На сегодняшний день дотации на сбалансированность оцениваются среди иных межбюджетных трансфертов, а два вида дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассматриваются как два отдельных элемента. Это затрудняет итоговую оценку эффективности межбюджетного выравнивания, роль которого в нестабильных условиях возрастает.
Статья: Правовое регулирование охраны окружающей среды: соотношение финансового и экологического права
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)<37> Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000 - 2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 2. С. 32 - 44.
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)<37> Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000 - 2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 2. С. 32 - 44.
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.1999 N 159-ФЗ
(ред. от 26.04.2007)
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"Статья 4. До принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
(ред. от 26.04.2007)
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"Статья 4. До принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)В части распределения межбюджетных трансфертов между регионами. В 2025 году предусмотрено почти 260 трансфертов с общим объемом 3,4 трлн рублей. Ко второму чтению распределены 98% межбюджетных трансфертов. 9 трансфертов распределены актами Правительства РФ, что связано с проведением конкурсных процедур в течение 2025 года. Поправками распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, направленные на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,5 до 2,7 раза.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)В части распределения межбюджетных трансфертов между регионами. В 2025 году предусмотрено почти 260 трансфертов с общим объемом 3,4 трлн рублей. Ко второму чтению распределены 98% межбюджетных трансфертов. 9 трансфертов распределены актами Правительства РФ, что связано с проведением конкурсных процедур в течение 2025 года. Поправками распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, направленные на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,5 до 2,7 раза.
Статья: Наукограды Российской Федерации в механизме реализации государственной научно-технической политики: конституционно-правовые аспекты
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)При этом принадлежность к муниципальным образованиям встраивает наукограды в систему финансово-бюджетного выравнивания, препятствуя применению, в частности, механизмов прямой федеральной компенсации льгот, предоставленных в связи с реализацией инвестиционных проектов, реализуемых в наукоградах. И вместе с тем очевидно, что одно лишь увеличение финансирования не предопределяет повышение эффективности реализации посредством наукоградов задач научно-технологического развития. Совершенствование финансового регулирования должно идти рука об руку с интеграцией таких публично-территориальных образований в единую систему государственной научно-технической политики путем формирования специального правового режима управления комплексным развитием наукоградов.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)При этом принадлежность к муниципальным образованиям встраивает наукограды в систему финансово-бюджетного выравнивания, препятствуя применению, в частности, механизмов прямой федеральной компенсации льгот, предоставленных в связи с реализацией инвестиционных проектов, реализуемых в наукоградах. И вместе с тем очевидно, что одно лишь увеличение финансирования не предопределяет повышение эффективности реализации посредством наукоградов задач научно-технологического развития. Совершенствование финансового регулирования должно идти рука об руку с интеграцией таких публично-территориальных образований в единую систему государственной научно-технической политики путем формирования специального правового режима управления комплексным развитием наукоградов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<422> Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000 - 2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 2. С. 32 - 44.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<422> Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000 - 2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 2. С. 32 - 44.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)бюджетное выравнивание субъектов Федерации путем предоставления финансовой помощи регионам.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)бюджетное выравнивание субъектов Федерации путем предоставления финансовой помощи регионам.
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Комплексное исследование отрицательных субсидий содержится в научных работах А.А. Тимерхановой, которая определяет их как "бюджетные средства, подлежащие принудительному изъятию из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта РФ при превышении налоговых доходов порогового уровня, установленного соответствующим субъектом РФ в целях финансового выравнивания бюджетной обеспеченности" <3>.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Комплексное исследование отрицательных субсидий содержится в научных работах А.А. Тимерхановой, которая определяет их как "бюджетные средства, подлежащие принудительному изъятию из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта РФ при превышении налоговых доходов порогового уровня, установленного соответствующим субъектом РФ в целях финансового выравнивания бюджетной обеспеченности" <3>.
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Вместе с тем отдельными актами Правительства Российской Федерации <14> были определены такие меры ответственности за нарушение отдельных обязательств, возникающих из соглашений по СЭР, заключенных в период 2018, 2019 гг., как сокращение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и приостановление ее предоставления. Данные меры ответственности по названию, своему содержанию и правовым последствиям идентичны бюджетной мере принуждения - приостановлению (сокращению) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), - предусмотренной абз. 5 п. 2 ст. 306.2 БК РФ.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Вместе с тем отдельными актами Правительства Российской Федерации <14> были определены такие меры ответственности за нарушение отдельных обязательств, возникающих из соглашений по СЭР, заключенных в период 2018, 2019 гг., как сокращение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и приостановление ее предоставления. Данные меры ответственности по названию, своему содержанию и правовым последствиям идентичны бюджетной мере принуждения - приостановлению (сокращению) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), - предусмотренной абз. 5 п. 2 ст. 306.2 БК РФ.
Информация: Комитет по бюджету и налогам утвердил рекомендации по итогам парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)2. Задачу по сокращению неравенства социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предлагается решать путем выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)2. Задачу по сокращению неравенства социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предлагается решать путем выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;