Бюджетное устройство и бюджетная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетное устройство и бюджетная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<7> Комягин Д.Л. Бюджетное право России: бюджетное устройство и бюджетная система // Публично-правовые исследования: электронный журнал. 2011. N 3 - 4. С. 115 - 135; Пешкова Х.В. Принципы бюджетного права и бюджетное устройство России // Финансовое право. 2010. N 11. С. 5 - 8; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 7-е изд. М.: Норма; ИНФРА-М, 2024. 568 с.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<7> Комягин Д.Л. Бюджетное право России: бюджетное устройство и бюджетная система // Публично-правовые исследования: электронный журнал. 2011. N 3 - 4. С. 115 - 135; Пешкова Х.В. Принципы бюджетного права и бюджетное устройство России // Финансовое право. 2010. N 11. С. 5 - 8; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 7-е изд. М.: Норма; ИНФРА-М, 2024. 568 с.
Статья: Акты Президента Российской Федерации в бюджетной сфере
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В статье представлены результаты анализа актов Президента Российской Федерации - указов, распоряжений, ежегодных посланий, затрагивающих вопросы бюджетной сферы. Проведена систематизация указов в зависимости от регулирования отношений, складывающихся по поводу бюджетных расходов и бюджетных доходов, сбалансированности бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы, межбюджетных отношений, бюджетного процесса. В зависимости от степени определенности адресата (адресатов) рассмотрены указы-поручения конкретным органам государственной власти, а также указы, адресованные неопределенному кругу лиц. Распоряжения Президента РФ классифицированы в зависимости от их функционального назначения и предмета регулирования. В бюджетном праве распоряжения Президента РФ выполняют функцию регулятора материальных и процессуальных отношений. Во-первых, ими оформляются поручения Президента РФ Правительству РФ на стадии составления проекта бюджета, во-вторых, устанавливаются направления расходования Резервного фонда и иных бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения полномочий главы государства. Посредством распоряжений может быть конкретизирован состав участников бюджетного процесса, а сами распоряжения формализуют участие Президента РФ в бюджетном планировании, делая его "соавтором" бюджетного закона. Обосновывается мнение о включении ежегодного послания Президента РФ, закрепляющем цели и прогнозы социально-экономического развития государства, в систему источников бюджетного права. Принятие актов главой государства в бюджетной сфере, по мнению автора, позволяет оперативно регулировать соответствующие общественные отношения, а также определяет векторы ее развития, обеспечивая устойчивость системы публичной власти и государственную целостность.
(Бочкарева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В статье представлены результаты анализа актов Президента Российской Федерации - указов, распоряжений, ежегодных посланий, затрагивающих вопросы бюджетной сферы. Проведена систематизация указов в зависимости от регулирования отношений, складывающихся по поводу бюджетных расходов и бюджетных доходов, сбалансированности бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы, межбюджетных отношений, бюджетного процесса. В зависимости от степени определенности адресата (адресатов) рассмотрены указы-поручения конкретным органам государственной власти, а также указы, адресованные неопределенному кругу лиц. Распоряжения Президента РФ классифицированы в зависимости от их функционального назначения и предмета регулирования. В бюджетном праве распоряжения Президента РФ выполняют функцию регулятора материальных и процессуальных отношений. Во-первых, ими оформляются поручения Президента РФ Правительству РФ на стадии составления проекта бюджета, во-вторых, устанавливаются направления расходования Резервного фонда и иных бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения полномочий главы государства. Посредством распоряжений может быть конкретизирован состав участников бюджетного процесса, а сами распоряжения формализуют участие Президента РФ в бюджетном планировании, делая его "соавтором" бюджетного закона. Обосновывается мнение о включении ежегодного послания Президента РФ, закрепляющем цели и прогнозы социально-экономического развития государства, в систему источников бюджетного права. Принятие актов главой государства в бюджетной сфере, по мнению автора, позволяет оперативно регулировать соответствующие общественные отношения, а также определяет векторы ее развития, обеспечивая устойчивость системы публичной власти и государственную целостность.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)4. Тождественны ли понятия "система бюджетного права", "бюджетная система", "бюджетное устройство"? Дайте им краткую характеристику.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)4. Тождественны ли понятия "система бюджетного права", "бюджетная система", "бюджетное устройство"? Дайте им краткую характеристику.
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Рассмотренные вопросы организации функционирования счета дают основания для вывода о том, что наряду со средствами бюджетов бюджетной системы в бюджетном устройстве Российской Федерации сформировался новый вид средств - средства единого казначейского счета. Распоряжение средствами ЕКС, исходя из принципа единства кассы, Казначейство России как владелец счета осуществлять не может, однако, в соответствии с бюджетным законодательством, осуществляет от имени Российской Федерации управление остатками средств ЕКС.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Рассмотренные вопросы организации функционирования счета дают основания для вывода о том, что наряду со средствами бюджетов бюджетной системы в бюджетном устройстве Российской Федерации сформировался новый вид средств - средства единого казначейского счета. Распоряжение средствами ЕКС, исходя из принципа единства кассы, Казначейство России как владелец счета осуществлять не может, однако, в соответствии с бюджетным законодательством, осуществляет от имени Российской Федерации управление остатками средств ЕКС.
Статья: Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Бюджетный кодекс Российской Федерации в гл. 5 <15> не закрепляет принцип бюджетного федерализма в качестве принципов бюджетной системы. При этом принцип бюджетного федерализма широко изучен на уровне доктрины финансового права. Например, по мнению О.В. Болтиновой, "бюджетный федерализм является одним из важнейших принципов бюджетного устройства и основы построения бюджетной системы Российской Федерации. <...> Это комплексный институт, который нашел законодательное закрепление в Бюджетном кодексе РФ (ст. 30, 31, 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) как основополагающий принцип бюджетной системы" <16>.
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Бюджетный кодекс Российской Федерации в гл. 5 <15> не закрепляет принцип бюджетного федерализма в качестве принципов бюджетной системы. При этом принцип бюджетного федерализма широко изучен на уровне доктрины финансового права. Например, по мнению О.В. Болтиновой, "бюджетный федерализм является одним из важнейших принципов бюджетного устройства и основы построения бюджетной системы Российской Федерации. <...> Это комплексный институт, который нашел законодательное закрепление в Бюджетном кодексе РФ (ст. 30, 31, 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) как основополагающий принцип бюджетной системы" <16>.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система <1>.