Бюджетное планирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетное планирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ"Между тем, при вынесении решения суд не учел, что исходя из анализа положений статей 74, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесены обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджет доходов и расходов
(Орлова О.Е.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2018, N 7)"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2018, N 7
(Орлова О.Е.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2018, N 7)"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2018, N 7
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, сдаче отчетности и исполнению (планированию) бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие штрафы предусмотрены за нарушения при составлении и утверждении проектов бюджетов, а также при их исполнении
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие штрафы предусмотрены за нарушения при составлении и утверждении проектов бюджетов, а также при их исполнении
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 N 326
(ред. от 10.07.2025)
"Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"13. Планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с распределением бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации, по мероприятиям (результатам) их структурных элементов и непрограммным направлениям деятельности.
(ред. от 10.07.2025)
"Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"13. Планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с распределением бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации, по мероприятиям (результатам) их структурных элементов и непрограммным направлениям деятельности.
Вопрос: Об обеспечении получателями средств федерального бюджета соответствия показателей проектов бюджетных смет планируемым объемам обоснований бюджетных ассигнований.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-11-09/47728)Вопрос: Об обеспечении получателями средств федерального бюджета соответствия показателей проектов бюджетных смет планируемым объемам обоснований бюджетных ассигнований.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-11-09/47728)Вопрос: Об обеспечении получателями средств федерального бюджета соответствия показателей проектов бюджетных смет планируемым объемам обоснований бюджетных ассигнований.
Статья: Планирование и обоснование бюджетных инвестиций в Великобритании
(Шаталов С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 12)"Финансовое право", 2022, N 12
(Шаталов С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 12)"Финансовое право", 2022, N 12
Готовое решение: Что такое Электронный бюджет
(КонсультантПлюс, 2025)бюджетное планирование;
(КонсультантПлюс, 2025)бюджетное планирование;
Статья: О соотношении экономической и бюджетной безопасности
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Бюджетная безопасность характеризуется не только количественными параметрами (достаточностью доходов для покрытия расходов, оптимальным уровнем дефицита и государственного долга), но и качественными характеристиками (эффективностью бюджетного планирования, прозрачностью бюджетного процесса, адаптивностью к изменяющимся экономическим условиям), что в совокупности обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности общества и создает условия для устойчивого экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Бюджетная безопасность характеризуется не только количественными параметрами (достаточностью доходов для покрытия расходов, оптимальным уровнем дефицита и государственного долга), но и качественными характеристиками (эффективностью бюджетного планирования, прозрачностью бюджетного процесса, адаптивностью к изменяющимся экономическим условиям), что в совокупности обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности общества и создает условия для устойчивого экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
Статья: Инновационные подходы в решении социальных проблем и трудовой миграции
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Профилактическая направленность социальной политики сталкивается с институциональными ограничениями из-за сложности измерения результатов превентивных программ, поскольку долгосрочный характер профилактических эффектов не соответствует краткосрочным политическим циклам и приоритетам бюджетного планирования - политикам проще показать построенный реабилитационный центр, чем объяснить избирателям количество предотвращенных случаев наркомании среди подростков. Политическая логика стимулирует инвестиции в видимые достижения вроде строительства новых объектов или увеличения пособий, тогда как результаты профилактической работы менее наглядны и требуют координации множества ведомств, что усложняет управление и размывает ответственность. В России накоплен положительный опыт профилактики социального сиротства, когда вместо изъятия детей из неблагополучных семей приоритет отдается комплексной работе с родителями - лечению от зависимостей, содействию в трудоустройстве, решению жилищных проблем, что требует больших первоначальных инвестиций, но оказывается значительно эффективнее в долгосрочной перспективе.
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Профилактическая направленность социальной политики сталкивается с институциональными ограничениями из-за сложности измерения результатов превентивных программ, поскольку долгосрочный характер профилактических эффектов не соответствует краткосрочным политическим циклам и приоритетам бюджетного планирования - политикам проще показать построенный реабилитационный центр, чем объяснить избирателям количество предотвращенных случаев наркомании среди подростков. Политическая логика стимулирует инвестиции в видимые достижения вроде строительства новых объектов или увеличения пособий, тогда как результаты профилактической работы менее наглядны и требуют координации множества ведомств, что усложняет управление и размывает ответственность. В России накоплен положительный опыт профилактики социального сиротства, когда вместо изъятия детей из неблагополучных семей приоритет отдается комплексной работе с родителями - лечению от зависимостей, содействию в трудоустройстве, решению жилищных проблем, что требует больших первоначальных инвестиций, но оказывается значительно эффективнее в долгосрочной перспективе.
Статья: Подходы к разработке федерального закона о стратегическом управлении социально-экономическим развитием
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В узком смысле проблема - в недостаточном увязывании стратегического и бюджетного планирования, а также управления на этапе реализации документов стратегического планирования и исполнения соответствующих бюджетов. Так, часть показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. не были увязаны с другими основными документами стратегического развития государства <14>, а Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. не предшествовали подготовке проекта федерального бюджета, а были представлены одновременно с ним <15>. В более широком - в отсутствии обеспечения финансирования реализации документов стратегического планирования не только за счет средств бюджетной системы РФ, но и за счет приведения денежно-кредитной политики в соответствие с целями и задачами, сформулированными в документах стратегического планирования (для чего и требуется включение в систему субъектов стратегического управления Центрального Банка) <16>. Также проблема - в обеспечении финансирования стратегического управления корпоративным сектором <17>. И в еще более широком - в увязывании стратегического планирования и управления не только с финансовым обеспечением, но и с управлением иным государственным и муниципальным имуществом (шире - публичной собственностью). В последнем случае можно говорить не только о бюджетном и - шире - финансовом, но и о ресурсном обеспечении стратегического управления.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В узком смысле проблема - в недостаточном увязывании стратегического и бюджетного планирования, а также управления на этапе реализации документов стратегического планирования и исполнения соответствующих бюджетов. Так, часть показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. не были увязаны с другими основными документами стратегического развития государства <14>, а Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. не предшествовали подготовке проекта федерального бюджета, а были представлены одновременно с ним <15>. В более широком - в отсутствии обеспечения финансирования реализации документов стратегического планирования не только за счет средств бюджетной системы РФ, но и за счет приведения денежно-кредитной политики в соответствие с целями и задачами, сформулированными в документах стратегического планирования (для чего и требуется включение в систему субъектов стратегического управления Центрального Банка) <16>. Также проблема - в обеспечении финансирования стратегического управления корпоративным сектором <17>. И в еще более широком - в увязывании стратегического планирования и управления не только с финансовым обеспечением, но и с управлением иным государственным и муниципальным имуществом (шире - публичной собственностью). В последнем случае можно говорить не только о бюджетном и - шире - финансовом, но и о ресурсном обеспечении стратегического управления.
Статья: Концессии в ЖКХ. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Минфин России сообщил <1>, что в статьи 85, 86 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения <2>, вступающие в силу с 1 января 2025 года. Эти изменения направлены на обеспечение долгосрочной долговой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также на регулирование их бюджетного планирования.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Минфин России сообщил <1>, что в статьи 85, 86 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения <2>, вступающие в силу с 1 января 2025 года. Эти изменения направлены на обеспечение долгосрочной долговой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также на регулирование их бюджетного планирования.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Подводя итог рассмотрению вопросов цифровизации публичного финансового контроля в бюджетной сфере, следует отметить, что благодаря цифровым технологиям создается новый механизм бюджетного контроля, формируется цифровой профиль государства, субъектов РФ, муниципальных образований, всех участников бюджетного процесса, обеспечивая и повышая роль контроля со стороны общества за использованием бюджетных средств. С 2020 г. Федеральное казначейство нацелено "на поиск лучших практик организации внутреннего государственного и муниципального финансового контроля" <2>. Программные продукты стали инструментом, который позволяет собирать, систематизировать, анализировать, обрабатывать и хранить значительные объемы информации в более оперативном режиме как при бюджетном планировании, так и в рамках исполнения бюджета, формируя историю каждого субъекта, а соответственно, точечного и оперативного проведения дополнительных контрольных мероприятий и предотвращения совершения бюджетных правонарушений, т.е. эффективную реализацию превентивных мер.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Подводя итог рассмотрению вопросов цифровизации публичного финансового контроля в бюджетной сфере, следует отметить, что благодаря цифровым технологиям создается новый механизм бюджетного контроля, формируется цифровой профиль государства, субъектов РФ, муниципальных образований, всех участников бюджетного процесса, обеспечивая и повышая роль контроля со стороны общества за использованием бюджетных средств. С 2020 г. Федеральное казначейство нацелено "на поиск лучших практик организации внутреннего государственного и муниципального финансового контроля" <2>. Программные продукты стали инструментом, который позволяет собирать, систематизировать, анализировать, обрабатывать и хранить значительные объемы информации в более оперативном режиме как при бюджетном планировании, так и в рамках исполнения бюджета, формируя историю каждого субъекта, а соответственно, точечного и оперативного проведения дополнительных контрольных мероприятий и предотвращения совершения бюджетных правонарушений, т.е. эффективную реализацию превентивных мер.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)4.1. Бюджетное прогнозирование и планирование
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)4.1. Бюджетное прогнозирование и планирование
Статья: К вопросу о содержании понятия "публичные финансы"
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Говоря о развитии информационных средств и технической инфраструктуры в рамках цифровизации системы публичных финансов, в первую очередь необходимо отметить запуск в 2015 г. государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", предназначенной для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности публичных органов, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами <23>. В структуру "Электронного бюджета" вошли подсистемы: бюджетного планирования, управления расходами, управления доходами, управления денежными средствами, управления закупками, управления государственным долгом и финансовыми активами, управления нефинансовыми активами, управления оплатой труда, финансового контроля, ведения нормативной справочной информации, учета и отчетности, информационно-аналитического обеспечения, управления национальными проектами, управления государственными программами.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Говоря о развитии информационных средств и технической инфраструктуры в рамках цифровизации системы публичных финансов, в первую очередь необходимо отметить запуск в 2015 г. государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", предназначенной для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности публичных органов, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами <23>. В структуру "Электронного бюджета" вошли подсистемы: бюджетного планирования, управления расходами, управления доходами, управления денежными средствами, управления закупками, управления государственным долгом и финансовыми активами, управления нефинансовыми активами, управления оплатой труда, финансового контроля, ведения нормативной справочной информации, учета и отчетности, информационно-аналитического обеспечения, управления национальными проектами, управления государственными программами.