Бюджетная субсидия унитарному предприятию
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетная субсидия унитарному предприятию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению муниципального унитарного предприятия, субсидии, полученные из бюджета, не включаются в налоговую базу по НДС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению муниципального унитарного предприятия, субсидии, полученные из бюджета, не включаются в налоговую базу по НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О признании доходов в виде субсидии, полученной унитарным предприятием на финансирование расходов, связанных с созданием амортизируемого имущества, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 25.11.2024 N 03-03-06/1/117618)Вопрос: О признании доходов в виде субсидии, полученной унитарным предприятием на финансирование расходов, связанных с созданием амортизируемого имущества, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 25.11.2024 N 03-03-06/1/117618)Вопрос: О признании доходов в виде субсидии, полученной унитарным предприятием на финансирование расходов, связанных с созданием амортизируемого имущества, в целях налога на прибыль.
Вопрос: Об учете имущества, приобретенного унитарным предприятием за счет субсидий и передаваемого в уставный фонд, а также расходов в виде лизинговых платежей в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.04.2024 N 03-03-06/3/33502)Вопрос: Об учете имущества, приобретенного унитарным предприятием за счет субсидий и передаваемого в уставный фонд, а также расходов в виде лизинговых платежей в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.04.2024 N 03-03-06/3/33502)Вопрос: Об учете имущества, приобретенного унитарным предприятием за счет субсидий и передаваемого в уставный фонд, а также расходов в виде лизинговых платежей в целях налога на прибыль.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, с учетом положений статьи 179.1 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, с учетом положений статьи 179.1 настоящего Кодекса.
Статья: К вопросу о законности монополизации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Инициаторами их ликвидации или реорганизации выступила Федеральная антимонопольная служба в связи с многочисленными фактами ухода заказчиков от применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <10> (далее - ФЗ о контрактной системе) путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий) <11>.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Инициаторами их ликвидации или реорганизации выступила Федеральная антимонопольная служба в связи с многочисленными фактами ухода заказчиков от применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <10> (далее - ФЗ о контрактной системе) путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий) <11>.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Согласно п. 1 ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением:
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Согласно п. 1 ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением:
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)"1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, взносы в уставные капиталы юридических лиц, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)"1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, взносы в уставные капиталы юридических лиц, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)В то же время принятие Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 4 июля 2024 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону" <13> (далее - Постановление КС РФ N 35-П) имеет важное значение для тех муниципальных унитарных предприятий, которые продолжают функционировать. Это Постановление призвано обозначить конституционно значимые ориентиры для муниципальных образований и антимонопольных органов в условиях новых законодательных установлений по одному из острейших вопросов - по вопросу о возможности и порядке предоставления субсидий унитарным предприятиям на содержание имущества, переданного им в хозяйственное ведение.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)В то же время принятие Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 4 июля 2024 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону" <13> (далее - Постановление КС РФ N 35-П) имеет важное значение для тех муниципальных унитарных предприятий, которые продолжают функционировать. Это Постановление призвано обозначить конституционно значимые ориентиры для муниципальных образований и антимонопольных органов в условиях новых законодательных установлений по одному из острейших вопросов - по вопросу о возможности и порядке предоставления субсидий унитарным предприятиям на содержание имущества, переданного им в хозяйственное ведение.
Статья: Антимонопольные последствия транспортной реформы в сфере перевозок транспортом общего пользования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)- выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения законодательства о контрактной системе путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий);
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)- выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения законодательства о контрактной системе путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий);
Статья: Правовая природа субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальным предприятиям на ремонт и содержание имущества
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Анализируя правовую природу субсидий как формы расходов бюджетов, С.С. Курбатова указывает, что субсидии представляют собой "публичный инструмент вовлечения в решение муниципальных задач иных субъектов экономической деятельности - получателей субсидий на основе заключения с ними соответствующего публичного соглашения (договора), имеющего содержанием целевое финансирование субъектов, поддерживающих в согласованных параметрах осуществление публично значимых функций" <14>. Соглашаясь в целом с позицией автора, необходимо отметить, что указанное характерно, прежде всего, для субсидий, предоставляемых субъектам хозяйствования на конкурентной основе с целью привлечения их к решению публичных задач, в то время как субсидии муниципальным унитарным предприятиям имеют иную цель - не заинтересовать и привлечь, а поддержать субъекта хозяйствования, деятельность которого направлена на решение проблем муниципального образования и который в силу объективных причин нуждается в такой поддержке. Думается, что указанные особенности должны быть учтены при правовой регламентации условий и порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям. В частности, использование конкурентных способов отбора получателей субсидии в данном случае представляется нецелесообразным. Так, на сегодняшний день согласно положениям ч. 3 ст. 78.5 БК РФ отбор получателей субсидий осуществляется на конкурентной основе следующими способами: запрос предложений и конкурс. Общий порядок проведения отбора получателей бюджетных субсидий регламентируется Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781 <15>. При этом в п. 1 этого акта прямо указано, что он устанавливает порядок отбора получателей субсидий на конкурентной основе, чем обусловлены требования к участникам такого отбора и порядок его проведения и которые не учитывают особенности субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества. В то же время с 1 января 2025 г. функционирование муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках не допускается, а указанные предприятия подлежат ликвидации или реорганизации (ч. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции") <16>. Думается, что с учетом правовой природы субсидий муниципальным предприятиям как особой формы финансирования, их поддерживающего, а не стимулирующего характера, а также деятельности муниципальных предприятий исключительно в условиях неконкурентных рынков (нередко - при отсутствии других субъектов хозяйствования, которые могут выполнить социально значимые задачи) осуществлять отбор получателей субсидий на ремонт и содержание имущества муниципальных предприятий необходимо на неконкурентной основе, исходя из заинтересованности муниципального образования в сохранении муниципальных предприятий и их способности удовлетворять публично значимые нужды (наличие производственной базы, квалифицированных работников, опыта успешного выполнения аналогичных работ и др.). С целью реализации изложенного представляется целесообразным исключить правоотношения по отбору получателей субсидий для муниципальных предприятий на ремонт и содержание имущества из предмета регулирования путем внесения соответствующих дополнений в п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781. Указанное позволит органам местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения о предоставлении бюджетных субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества без процедуры конкурентного отбора, которая, очевидно, не отвечает природе таких субсидий.
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Анализируя правовую природу субсидий как формы расходов бюджетов, С.С. Курбатова указывает, что субсидии представляют собой "публичный инструмент вовлечения в решение муниципальных задач иных субъектов экономической деятельности - получателей субсидий на основе заключения с ними соответствующего публичного соглашения (договора), имеющего содержанием целевое финансирование субъектов, поддерживающих в согласованных параметрах осуществление публично значимых функций" <14>. Соглашаясь в целом с позицией автора, необходимо отметить, что указанное характерно, прежде всего, для субсидий, предоставляемых субъектам хозяйствования на конкурентной основе с целью привлечения их к решению публичных задач, в то время как субсидии муниципальным унитарным предприятиям имеют иную цель - не заинтересовать и привлечь, а поддержать субъекта хозяйствования, деятельность которого направлена на решение проблем муниципального образования и который в силу объективных причин нуждается в такой поддержке. Думается, что указанные особенности должны быть учтены при правовой регламентации условий и порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям. В частности, использование конкурентных способов отбора получателей субсидии в данном случае представляется нецелесообразным. Так, на сегодняшний день согласно положениям ч. 3 ст. 78.5 БК РФ отбор получателей субсидий осуществляется на конкурентной основе следующими способами: запрос предложений и конкурс. Общий порядок проведения отбора получателей бюджетных субсидий регламентируется Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781 <15>. При этом в п. 1 этого акта прямо указано, что он устанавливает порядок отбора получателей субсидий на конкурентной основе, чем обусловлены требования к участникам такого отбора и порядок его проведения и которые не учитывают особенности субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества. В то же время с 1 января 2025 г. функционирование муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках не допускается, а указанные предприятия подлежат ликвидации или реорганизации (ч. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции") <16>. Думается, что с учетом правовой природы субсидий муниципальным предприятиям как особой формы финансирования, их поддерживающего, а не стимулирующего характера, а также деятельности муниципальных предприятий исключительно в условиях неконкурентных рынков (нередко - при отсутствии других субъектов хозяйствования, которые могут выполнить социально значимые задачи) осуществлять отбор получателей субсидий на ремонт и содержание имущества муниципальных предприятий необходимо на неконкурентной основе, исходя из заинтересованности муниципального образования в сохранении муниципальных предприятий и их способности удовлетворять публично значимые нужды (наличие производственной базы, квалифицированных работников, опыта успешного выполнения аналогичных работ и др.). С целью реализации изложенного представляется целесообразным исключить правоотношения по отбору получателей субсидий для муниципальных предприятий на ремонт и содержание имущества из предмета регулирования путем внесения соответствующих дополнений в п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781. Указанное позволит органам местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения о предоставлении бюджетных субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества без процедуры конкурентного отбора, которая, очевидно, не отвечает природе таких субсидий.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- получатели средств из бюджета, участники казначейского сопровождения, не являющиеся государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, а также государственные (муниципальные) учреждения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия, получающие субсидии, бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- получатели средств из бюджета, участники казначейского сопровождения, не являющиеся государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, а также государственные (муниципальные) учреждения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия, получающие субсидии, бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Статья: Судебные ориентиры для бухгалтера: ключевые позиции высших судов по налоговым спорам в I квартале 2025 г.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Вопрос амортизации основных средств, созданных унитарными предприятиями (УП) за счет бюджетных субсидий, получил важное уточнение. Конституционный суд (Определение от 16.01.2025 N 2-О) подтвердил, что сама по себе норма о праве УП амортизировать имущество, полученное от собственника (п. 1 ст. 256 НК РФ), не создает автоматического права на амортизацию объектов, созданных за счет средств целевого финансирования. Здесь ключевым является подп. 3 п. 2 той же статьи, прямо исключающий такую амортизацию.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 29)Вопрос амортизации основных средств, созданных унитарными предприятиями (УП) за счет бюджетных субсидий, получил важное уточнение. Конституционный суд (Определение от 16.01.2025 N 2-О) подтвердил, что сама по себе норма о праве УП амортизировать имущество, полученное от собственника (п. 1 ст. 256 НК РФ), не создает автоматического права на амортизацию объектов, созданных за счет средств целевого финансирования. Здесь ключевым является подп. 3 п. 2 той же статьи, прямо исключающий такую амортизацию.
Готовое решение: Как отражать средства целевого финансирования в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии унитарным предприятиям на капитальные вложения, в результате получения которых увеличивается уставный фонд получившей их организации. По экономическому содержанию это схоже с вкладом в уставный капитал;
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии унитарным предприятиям на капитальные вложения, в результате получения которых увеличивается уставный фонд получившей их организации. По экономическому содержанию это схоже с вкладом в уставный капитал;
Статья: Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)В общем плане потребности публично-правовых образований в тех или иных экономических благах возникают на конституционно-правовом уровне исходя из распределения государственных и муниципальных функций. Конкретизация публичных нужд и их финансовое обеспечение осуществляются в рамках бюджетного процесса; соответственно, на том же уровне строится механизм удовлетворения публичных нужд, поскольку расходы, связанные, к примеру, с пополнением состава публичного имущества новым объектом недвижимости, фиксируются в бюджете по-разному применительно к приобретению имущества в казну по договору купли-продажи, возмещению за изъятие для государственных нужд, плате концедента, бюджетной субсидии унитарному предприятию на строительство и пр. <6>.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)В общем плане потребности публично-правовых образований в тех или иных экономических благах возникают на конституционно-правовом уровне исходя из распределения государственных и муниципальных функций. Конкретизация публичных нужд и их финансовое обеспечение осуществляются в рамках бюджетного процесса; соответственно, на том же уровне строится механизм удовлетворения публичных нужд, поскольку расходы, связанные, к примеру, с пополнением состава публичного имущества новым объектом недвижимости, фиксируются в бюджете по-разному применительно к приобретению имущества в казну по договору купли-продажи, возмещению за изъятие для государственных нужд, плате концедента, бюджетной субсидии унитарному предприятию на строительство и пр. <6>.