Бюджетная отчетность 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетная отчетность 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Возврат субсидий (общие правила)
(КонсультантПлюс, 2025)Замечания распорядителя бюджетных средств, связанные с оформлением отчетности, а не с нарушениями целей и порядка использования субсидии, не являются основанием для ее возврата
(КонсультантПлюс, 2025)Замечания распорядителя бюджетных средств, связанные с оформлением отчетности, а не с нарушениями целей и порядка использования субсидии, не являются основанием для ее возврата
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эволюция бюджетного процесса Российской Федерации в условиях трансформации бюджетного законодательства
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Кроме того, был расширен перечень сведений, представляемых в рамках бюджетной отчетности: в частности, начиная с 2020 г. необходимо, помимо всего прочего, представлять отчетность по операциям системы казначейских платежей (ст. 264.2-1 БК РФ). Поменялся и порядок представления бюджетной отчетности - теперь по общему правилу это происходит через упомянутую систему "Электронный бюджет". Таким образом, сказанное позволяет еще раз подтвердить принципиальную важность внедрения цифровых технологий в бюджетный процесс.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Кроме того, был расширен перечень сведений, представляемых в рамках бюджетной отчетности: в частности, начиная с 2020 г. необходимо, помимо всего прочего, представлять отчетность по операциям системы казначейских платежей (ст. 264.2-1 БК РФ). Поменялся и порядок представления бюджетной отчетности - теперь по общему правилу это происходит через упомянутую систему "Электронный бюджет". Таким образом, сказанное позволяет еще раз подтвердить принципиальную важность внедрения цифровых технологий в бюджетный процесс.
Статья: Анализ структуры и содержания ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация"
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)5. Арбатская Т.Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 2. С. 96 - 110. URL: https://www.finjournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2020/2/statii/06_2_2020_v12.pdf.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)5. Арбатская Т.Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 2. С. 96 - 110. URL: https://www.finjournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2020/2/statii/06_2_2020_v12.pdf.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций с отчетности за январь 2017 года до 22 марта 2020 года
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций с отчетности за январь 2017 года до 22 марта 2020 года
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
Статья: ФСБУ 5/2019 "Запасы": анализ концептуальных изменений
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" <9>. Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Продолжается начавшееся в 2015 г. реформирование бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, связанное с переходом на федеральные стандарты для организаций государственного сектора (ФСГС), в рамках которого с 1 января 2020 г. при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями применяется Стандарт "Запасы" <9>. Методические рекомендации по применению нового Стандарта в государственном (муниципальном) секторе раскрываются в работах ряда ученых: И.А. Варпаевой [4], Э.С. Дружиловской [5, 6], Т.И. Кришталевой и А.А. Платовой [7], Т.С. Масловой [8], Т.С. Масловой и С.А. Кемаевой [9], С. Мухина [10], М. Никитенко [11], А. Репина [12], Л. Семиной [13], Г. Селищевой [14], Т. Сильвестровой [15].
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)По официальной информации, представленной Министерством финансов Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах в более чем 86% регионов Российской Федерации развиваются практики так называемого инициативного (партисипаторного) бюджетирования. Как отмечает Сергей Романов, директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, пандемия и цифровизация вносят свои коррективы в процесс эффективной реализации инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Первая, как это и понятно, обусловливает сложности, связанные с организацией процесса обсуждения, вторая - с наполнением и использованием единой информационной среды <1>.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)По официальной информации, представленной Министерством финансов Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах в более чем 86% регионов Российской Федерации развиваются практики так называемого инициативного (партисипаторного) бюджетирования. Как отмечает Сергей Романов, директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, пандемия и цифровизация вносят свои коррективы в процесс эффективной реализации инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Первая, как это и понятно, обусловливает сложности, связанные с организацией процесса обсуждения, вторая - с наполнением и использованием единой информационной среды <1>.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)<4> КМ по проверке исполнения Федерального закона о федеральном бюджете и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 - 2022 годы в Министерстве культуры Российской Федерации, ФГБУК "Государственный Эрмитаж"; КМ "Проверка расходования средств федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объект капитального строительства "Реконструкция и реставрация с приспособлением для современного использования объекта федерального государственного учреждения культуры "Политехнический музей" в 2019 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года".
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)<4> КМ по проверке исполнения Федерального закона о федеральном бюджете и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 - 2022 годы в Министерстве культуры Российской Федерации, ФГБУК "Государственный Эрмитаж"; КМ "Проверка расходования средств федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объект капитального строительства "Реконструкция и реставрация с приспособлением для современного использования объекта федерального государственного учреждения культуры "Политехнический музей" в 2019 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года".
Статья: Специфика правовой идентификации финансов: видовые противоречия
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2020, N 12)<5> Так, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (ред. от 26.10.2020) к задачам данной программы относит: "создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, повышения эффективности управления общественными финансами; цифровизация и повышение качества процессов формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетной отчетности, системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; повышение конкурентоспособности и прозрачности налоговой и таможенной системы Российской Федерации, повышение эффективности государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации; эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации, обеспечение взаимодействия Российской Федерации в сфере международных финансово-экономических отношений с иностранными государствами и их объединениями, форумами, группами, международными организациями; формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики, повышение доверия к финансовому сектору и защита прав потребителей финансовых услуг, повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней".
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2020, N 12)<5> Так, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (ред. от 26.10.2020) к задачам данной программы относит: "создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, повышения эффективности управления общественными финансами; цифровизация и повышение качества процессов формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетной отчетности, системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; повышение конкурентоспособности и прозрачности налоговой и таможенной системы Российской Федерации, повышение эффективности государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации; эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации, обеспечение взаимодействия Российской Федерации в сфере международных финансово-экономических отношений с иностранными государствами и их объединениями, форумами, группами, международными организациями; формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики, повышение доверия к финансовому сектору и защита прав потребителей финансовых услуг, повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней".
Вопрос: О представлении отчета о реализации плана мероприятий в рамках мониторинга достижения результатов предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.
(Письмо Минфина России от 02.05.2023 N 02-12-10/40127)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 3 апреля 2023 г. по вопросу применения положений приказа Минфина России от 29 сентября 2021 г. N 138н <1> при проведении предусмотренного подпунктом "а1" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 <2> мониторинга достижения результатов предоставления субсидий с учетом отраслевых особенностей в сельском хозяйстве и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 02.05.2023 N 02-12-10/40127)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 3 апреля 2023 г. по вопросу применения положений приказа Минфина России от 29 сентября 2021 г. N 138н <1> при проведении предусмотренного подпунктом "а1" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 <2> мониторинга достижения результатов предоставления субсидий с учетом отраслевых особенностей в сельском хозяйстве и сообщает следующее.
Статья: Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)11. Арбатская Т.Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 2. С. 96 - 110. URL: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-2-96-110.
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)11. Арбатская Т.Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. N 2. С. 96 - 110. URL: https://doi.org/10.31107/2075-1990-2020-2-96-110.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете организации отражается получение субсидий на возмещение недополученных доходов или финансирование расходов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы"), финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы"), финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
Статья: Параметры бюджетно-правового пространства: проблемы измерения и идентификации
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<30> См. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2377 "Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023 - 2025 годы".
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<30> См. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2377 "Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности на 2023 - 2025 годы".
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На основании упомянутого п. 6 ст. 81 БК РФ Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. N 1846 утверждено Положение об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 489) <235>, которое согласно его п. 1 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. N 2248 <236>) определяет порядок подготовки и исполнения решений Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ в текущем финансовом году, а также применяется в целях подготовки отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На основании упомянутого п. 6 ст. 81 БК РФ Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. N 1846 утверждено Положение об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 489) <235>, которое согласно его п. 1 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. N 2248 <236>) определяет порядок подготовки и исполнения решений Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ в текущем финансовом году, а также применяется в целях подготовки отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.