Бюджет муниципального обрАзования не принят
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджет муниципального обрАзования не принят (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 245 "Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости" КАС РФ"Ссылки в апелляционной жалобе администрации на то, что в результате пересмотра кадастровой стоимости уменьшится поступление платежей в бюджет муниципального образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242.2 "Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" БК РФ"Довод подателя жалобы относительно неприменения судом первой инстанции положений пункта 1 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 БК РФ, устанавливающих порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, не может быть принят во внимание, поскольку предусмотренный указанными нормами БК РФ порядок касается исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В настоящем деле предметом иска явилось требование о взыскании долга по договору подряда и на исполнение принятого по делу судебного акта не распространяется порядок, предусмотренный нормами БК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 25.08.2023 N СД-4-3/10888 <Признание для целей налогообложения прибыли организаций расходов унитарных предприятий по перечислению в бюджет средств от сдачи имущества в аренду>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Резюме специалистов Федеральной налоговой службы России. Вышеупомянутые расходы унитарного предприятия по перечислению в бюджет муниципального образования 70% средств, полученных от аренды, МУП не вправе принять в целях налогообложения прибыли.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Резюме специалистов Федеральной налоговой службы России. Вышеупомянутые расходы унитарного предприятия по перечислению в бюджет муниципального образования 70% средств, полученных от аренды, МУП не вправе принять в целях налогообложения прибыли.
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Характеризуя вменяемое лицу неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него обязанностей, сторона обвинения оперирует такими категориями, как "своевременно не организовывал", "не обеспечил проведение достаточного количества рейдовых мероприятий", "свидетельствует о формальном, малоэффективном подходе к организации и контролю за проведением рейдовых мероприятий в установленные заказчиком сроки", "не позволило в полной мере достигнуть целей программы", "не принял достаточных мер по исключению фактов нападений животных (собак) без владельцев", "нецелесообразно распорядился денежными средствами, предоставленными местному бюджету".
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Характеризуя вменяемое лицу неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него обязанностей, сторона обвинения оперирует такими категориями, как "своевременно не организовывал", "не обеспечил проведение достаточного количества рейдовых мероприятий", "свидетельствует о формальном, малоэффективном подходе к организации и контролю за проведением рейдовых мероприятий в установленные заказчиком сроки", "не позволило в полной мере достигнуть целей программы", "не принял достаточных мер по исключению фактов нападений животных (собак) без владельцев", "нецелесообразно распорядился денежными средствами, предоставленными местному бюджету".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)При этом установлено, что у администрации муниципального района есть правовая возможность претендовать на выделение субсидии для ликвидации места несанкционированного размещения отходов. Вместе с тем администрация муниципального района не принимает меры, направленные на участие в отборе муниципальных образований субъекта Российской Федерации для предоставления соответствующих субсидий местным бюджетам.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)При этом установлено, что у администрации муниципального района есть правовая возможность претендовать на выделение субсидии для ликвидации места несанкционированного размещения отходов. Вместе с тем администрация муниципального района не принимает меры, направленные на участие в отборе муниципальных образований субъекта Российской Федерации для предоставления соответствующих субсидий местным бюджетам.
"Обзор практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Разрешая гражданский иск и принимая решение о взыскании причиненного ущерба в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства, суд не принял во внимание, что платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ подлежат зачислению в бюджет муниципального образования по месту причинения вреда окружающей среде. Кроме того, согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" в полномочия Республиканского агентства лесного хозяйства не входит получение денежных средств в счет возмещения ущерба за незаконную рубку лесных насаждений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Разрешая гражданский иск и принимая решение о взыскании причиненного ущерба в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства, суд не принял во внимание, что платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ подлежат зачислению в бюджет муниципального образования по месту причинения вреда окружающей среде. Кроме того, согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" в полномочия Республиканского агентства лесного хозяйства не входит получение денежных средств в счет возмещения ущерба за незаконную рубку лесных насаждений.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Законопроектом устанавливаются всего 27 неотъемлемых полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Большая часть таких полномочий относится к формально-правовой стороне и с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения как раз не связана (например, принятие устава муниципального образования; издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; исполнение бюджета муниципального образования; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования; осуществление муниципального контроля; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и т.п.).
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Законопроектом устанавливаются всего 27 неотъемлемых полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Большая часть таких полномочий относится к формально-правовой стороне и с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения как раз не связана (например, принятие устава муниципального образования; издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; исполнение бюджета муниципального образования; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования; осуществление муниципального контроля; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума; осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и т.п.).
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)На основании ст. 136 Бюджетного кодекса РФ соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)На основании ст. 136 Бюджетного кодекса РФ соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.
Статья: Проблемы регулирования и пути стимулирования уплаты инициативных платежей
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В то же время необходимо отметить отдельные проблемы, связанные с правовым регулированием финансового обеспечения реализации инициативных проектов. Во-первых, на данный момент не наблюдается унификация подходов в закреплении указанного института в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В Саратовской области для регулирования вопросов инициативного бюджетирования на территории региона было принято Постановление правительства Саратовской области от 17 июля 2017 г. N 362-П "О реализации на территории Саратовской области инициативных проектов с использованием средств областного бюджета". В этот акт были внесены изменения в 2021 г. для того, чтобы избежать коллизий с федеральным законодательством. В Самарской области был принят отдельный Закон "Об основах инициативного бюджетирования в Самарской области". В некоторых регионах отдельные нормативные правовые акты не были приняты. Так обстоит дело, например, в Ульяновской и Тамбовской областях.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В то же время необходимо отметить отдельные проблемы, связанные с правовым регулированием финансового обеспечения реализации инициативных проектов. Во-первых, на данный момент не наблюдается унификация подходов в закреплении указанного института в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В Саратовской области для регулирования вопросов инициативного бюджетирования на территории региона было принято Постановление правительства Саратовской области от 17 июля 2017 г. N 362-П "О реализации на территории Саратовской области инициативных проектов с использованием средств областного бюджета". В этот акт были внесены изменения в 2021 г. для того, чтобы избежать коллизий с федеральным законодательством. В Самарской области был принят отдельный Закон "Об основах инициативного бюджетирования в Самарской области". В некоторых регионах отдельные нормативные правовые акты не были приняты. Так обстоит дело, например, в Ульяновской и Тамбовской областях.
Статья: Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Соответственно, возникает вопрос о допустимости включения в договор о КРТ такого обязательства в ситуации, когда решение о КРТ не принимается. Иными словами, можно ли КРТ по инициативе правообладателей рассматривать в качестве правового механизма, имплицитно возлагающего на правообладателей обязанности по созданию всех объектов инфраструктуры на территории? На наш взгляд, нельзя, поскольку ч. 13 ст. 70 ГрК РФ предусматривает право на односторонний отказ правообладателей от договора о КРТ в ситуации, если в бюджете муниципального образования будут отсутствовать расходные обязательства по проектированию и строительству объектов инфраструктуры <34>. Очевидно, что если бы законодатель не предусматривал возможности создания инфраструктуры при этом виде КРТ за бюджетный счет, то он бы и не предусмотрел существования такого права.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Соответственно, возникает вопрос о допустимости включения в договор о КРТ такого обязательства в ситуации, когда решение о КРТ не принимается. Иными словами, можно ли КРТ по инициативе правообладателей рассматривать в качестве правового механизма, имплицитно возлагающего на правообладателей обязанности по созданию всех объектов инфраструктуры на территории? На наш взгляд, нельзя, поскольку ч. 13 ст. 70 ГрК РФ предусматривает право на односторонний отказ правообладателей от договора о КРТ в ситуации, если в бюджете муниципального образования будут отсутствовать расходные обязательства по проектированию и строительству объектов инфраструктуры <34>. Очевидно, что если бы законодатель не предусматривал возможности создания инфраструктуры при этом виде КРТ за бюджетный счет, то он бы и не предусмотрел существования такого права.
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В случае положительного решения местного референдума или схода граждан о введении самообложения требование о внесении в местный бюджет платежей распространяется не только на поддержавших решение о самообложении граждан, но и на тех, кто не участвовал в принятии решения или не поддержал его; уплата обязательна для всех жителей муниципального образования. Актом местного самоуправления устанавливается размер платежей в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (как правило, суммы небольшие - 100 - 200 рублей); при этом для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены льготы в виде уменьшения размера платежа или освобождения от уплаты (например, для лиц, не достигших возраста 18 лет) <41>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)В случае положительного решения местного референдума или схода граждан о введении самообложения требование о внесении в местный бюджет платежей распространяется не только на поддержавших решение о самообложении граждан, но и на тех, кто не участвовал в принятии решения или не поддержал его; уплата обязательна для всех жителей муниципального образования. Актом местного самоуправления устанавливается размер платежей в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (как правило, суммы небольшие - 100 - 200 рублей); при этом для отдельных категорий граждан могут быть предусмотрены льготы в виде уменьшения размера платежа или освобождения от уплаты (например, для лиц, не достигших возраста 18 лет) <41>.
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<22> См., напр.: Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования из областного бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Омской области: Постановление Правительства Омск. обл. от 27 нояб. 2019 г. N 382-п; О Правилах, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области, а также порядке определения и установления предельного уровня софинансирования Челябинской областью (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Челябинской области: Постановление Правительства Челяб. обл. от 25 дек. 2019 г. N 598-П; Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета: Постановление Правительства Воронеж. обл. от 8 нояб. 2019 г. N 1083 и др. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<22> См., напр.: Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования из областного бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Омской области: Постановление Правительства Омск. обл. от 27 нояб. 2019 г. N 382-п; О Правилах, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Челябинской области, а также порядке определения и установления предельного уровня софинансирования Челябинской областью (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Челябинской области: Постановление Правительства Челяб. обл. от 25 дек. 2019 г. N 598-П; Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета: Постановление Правительства Воронеж. обл. от 8 нояб. 2019 г. N 1083 и др. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)оспариваемые заявителями положения направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)оспариваемые заявителями положения направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)- Сунь Юй отмечает, что в Китае в госбюджет зачисляется 75% НДС, а в местный бюджет - 25%. В России этот налог полностью зачисляется в федеральный бюджет [28, с. 175]. Схожую меру (распределение НДС между федеральным центром и регионами в соотношении 85:15) предлагает Г.Т. Гафурова, аргументируя свою позицию практикой, успешно действовавшей в нашей стране до 2002 г. [29, с. 24]. Идея о передаче части НДС в регион не будет принята Правительством РФ, так как она противоречит императивам о сборе максимального объема средств в федеральном бюджете и недопустимости "кошмарить" бизнес (региональные власти в попытке забрать свои налоги будут "давить" на предприятия, в том числе проводя множество проверок);
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)- Сунь Юй отмечает, что в Китае в госбюджет зачисляется 75% НДС, а в местный бюджет - 25%. В России этот налог полностью зачисляется в федеральный бюджет [28, с. 175]. Схожую меру (распределение НДС между федеральным центром и регионами в соотношении 85:15) предлагает Г.Т. Гафурова, аргументируя свою позицию практикой, успешно действовавшей в нашей стране до 2002 г. [29, с. 24]. Идея о передаче части НДС в регион не будет принята Правительством РФ, так как она противоречит императивам о сборе максимального объема средств в федеральном бюджете и недопустимости "кошмарить" бизнес (региональные власти в попытке забрать свои налоги будут "давить" на предприятия, в том числе проводя множество проверок);