Бухучет в МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухучет в МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.10.2025 по делу N 66а-746/2025 (УИД 22OS0000-01-2024-001160-05)
Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 06.06.2025, которым отказано в признании недействующим решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2023 N 521 "Об установлении тарифов на техническую воду в сфере холодного водоснабжения, предоставляемую Муниципальным унитарным предприятием "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края потребителям муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2024 - 2028 годы".Также судом правильно оценены и не приняты во внимание доводы МУП "Рубцовский водоканал" о неверном определении фактической численности персонала за 2022 год, исходя из разных учетных политик предприятия. Так, к заявлению об установлении тарифов предприятием была представлена учетная политика, утвержденная приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 30 декабря 2020 года N 340, исходя из которой был произведен расчет расходов самим заявителем и органом регулирования с учетом указанного в ней распределения процентов по видам деятельности. Проанализировав положения пунктов 16, 17 Правил регулирования тарифов, регламентирующих вопросы содержания предложения об установлении тарифов, суд первой инстанции верно указал на то, что предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, а бремя неблагоприятных последствий непредставления в орган регулирования документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, лежит на регулируемой организации, а не на тарифном органе, в связи с чем то обстоятельство, что приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 24 декабря 2021 года N 537 утверждена новая учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, где по иному распределены проценты по видам деятельности, о неверности расчетов управления по тарифам не свидетельствует, поскольку названная учетная политика не была представлена в материалы тарифного дела.
Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 06.06.2025, которым отказано в признании недействующим решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2023 N 521 "Об установлении тарифов на техническую воду в сфере холодного водоснабжения, предоставляемую Муниципальным унитарным предприятием "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края потребителям муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2024 - 2028 годы".Также судом правильно оценены и не приняты во внимание доводы МУП "Рубцовский водоканал" о неверном определении фактической численности персонала за 2022 год, исходя из разных учетных политик предприятия. Так, к заявлению об установлении тарифов предприятием была представлена учетная политика, утвержденная приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 30 декабря 2020 года N 340, исходя из которой был произведен расчет расходов самим заявителем и органом регулирования с учетом указанного в ней распределения процентов по видам деятельности. Проанализировав положения пунктов 16, 17 Правил регулирования тарифов, регламентирующих вопросы содержания предложения об установлении тарифов, суд первой инстанции верно указал на то, что предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, а бремя неблагоприятных последствий непредставления в орган регулирования документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, лежит на регулируемой организации, а не на тарифном органе, в связи с чем то обстоятельство, что приказом МУП "Рубцовский водоканал" от 24 декабря 2021 года N 537 утверждена новая учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, где по иному распределены проценты по видам деятельности, о неверности расчетов управления по тарифам не свидетельствует, поскольку названная учетная политика не была представлена в материалы тарифного дела.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2024 N 07АП-4877/20(13) по делу N А45-33822/2017
Требование: Об отмене определения об отказе в признании незаконными действий арбитражного управляющего по подаче деклараций по налогу на прибыль организации.
Решение: Определение оставлено без изменения.На странице 6 абзац 6 Отчета указано: "2. В бухгалтерском учете не отражены, и, как следствие, не учтены в налоговых доходах, взаимозачеты с покупателями и заказчиками. Не учтены в доходе денежные средства от МУП РКЦ, списанные с расчетного счета МУП РКЦ по постановлениям судебных приставов на выплату заработной платы по искам Комиссии по трудовым спорам в размере 12 124 145,34 рублей (информация представлена главным бухгалтером, подтверждающих документов нет), которые частично могут быть доходом МУП "ЖЭО". Доходы для целей налогового учета не подтверждаются данными учета, не ведутся налоговые регистры. Поэтому установить сумму начислений налогов и санкций за перечисленные периоды не представляется возможным без восстановления учета. Применить процедуру пересчета было бы нецелесообразно, так как невозможно восстановить все доходы при отсутствии первичных документов...".
Требование: Об отмене определения об отказе в признании незаконными действий арбитражного управляющего по подаче деклараций по налогу на прибыль организации.
Решение: Определение оставлено без изменения.На странице 6 абзац 6 Отчета указано: "2. В бухгалтерском учете не отражены, и, как следствие, не учтены в налоговых доходах, взаимозачеты с покупателями и заказчиками. Не учтены в доходе денежные средства от МУП РКЦ, списанные с расчетного счета МУП РКЦ по постановлениям судебных приставов на выплату заработной платы по искам Комиссии по трудовым спорам в размере 12 124 145,34 рублей (информация представлена главным бухгалтером, подтверждающих документов нет), которые частично могут быть доходом МУП "ЖЭО". Доходы для целей налогового учета не подтверждаются данными учета, не ведутся налоговые регистры. Поэтому установить сумму начислений налогов и санкций за перечисленные периоды не представляется возможным без восстановления учета. Применить процедуру пересчета было бы нецелесообразно, так как невозможно восстановить все доходы при отсутствии первичных документов...".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Расчеты с собственником в государственных и муниципальных унитарных предприятиях >>>
Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-10/96509)Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-10/96509)Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
Нормативные акты
Информационное сообщение Минфина РФ N 3
"В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"Исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
"В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"Исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
"Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:
Готовое решение: Как учитывать основные средства, полученные в хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)Пример отражения в бухгалтерском учете получения объекта ОС в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда и последующего изъятия его собственником
(КонсультантПлюс, 2025)Пример отражения в бухгалтерском учете получения объекта ОС в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда и последующего изъятия его собственником
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ) <165> стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ) <165> стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Статья: Субъекты криминального банкротства: оценка законодательных новелл и прогноз их правоприменения
(Субачев А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)И хотя озвученные выше нарушения правил криминализации общественно опасных деяний носят характер существенных, при формулировании ч. 4 ст. 195 УК РФ законодатель решил пойти еще дальше. Чего-то нового по сравнению с ч. 1.1, 2.1 ст. 195 УК РФ в содержание диспозиции соответствующей нормы включено не было. Речь по-прежнему идет о совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 195 УК РФ, лицом с использованием своего служебного положения, а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица. Однако рассматриваемая новелла не согласуется по содержанию с признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 195 УК РФ. Дело в том, что объективная сторона основного состава преступления предусматривает незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации в случаях, если названные субъекты антикризисных отношений наделены функциями руководителя должника, а равно и в случае, если в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, введена процедура, применяемая в деле о банкротстве. Изложенное недвусмысленно свидетельствует о возможности совершения соответствующего преступления либо после прекращения полномочий органов управления организации, либо должником - физическим лицом после введения в отношении его процедуры несостоятельности (если быть точным, процедуры реализации имущества гражданина). По этой причине незаконно воспрепятствовать деятельности арбитражного управляющего или временной администрации с использованием своего служебного положения (с учетом приведенного выше толкования соответствующего признака применительно к криминальным банкротствам) попросту невозможно. Руководитель, чьи полномочия прекращены, уже не может их использовать для совершения преступления, это нонсенс. Но есть одно "но". Коль скоро изменения в уголовный закон внесены, то без внимания практики они вряд ли останутся. Среди множества разъяснений высшей судебной инстанции по вопросам использования лицом своего служебного положения как способа совершения преступления наибольшую помощь сотрудникам правоприменительных органов окажет рекомендация, содержащаяся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" <22>, в соответствии с которой использование своего служебного положения возможно также лицами, которым оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей <23>. Поскольку руководитель юридического лица выступает лицом, ответственным за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <24>), иных документов организации (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <25>, п. 2 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 2 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <26> и др.), а также ее имущества (п. 3 ст. 53, п. 1 ст. 53.1 ГК РФ), мы можем спрогнозировать, что при квалификации деяния по ч. 4 ст. 195 УК РФ по признаку служебного положения практика будет исходить из того, что названному субъекту документы и имущество вверены персонально и на время осуществления им полномочий по управлению деятельностью организации. Тем самым вопрос о возможности привлечения единоличного исполнительного органа юридического лица с учетом соответствующего квалифицирующего признака будет решен положительно.
(Субачев А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)И хотя озвученные выше нарушения правил криминализации общественно опасных деяний носят характер существенных, при формулировании ч. 4 ст. 195 УК РФ законодатель решил пойти еще дальше. Чего-то нового по сравнению с ч. 1.1, 2.1 ст. 195 УК РФ в содержание диспозиции соответствующей нормы включено не было. Речь по-прежнему идет о совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 195 УК РФ, лицом с использованием своего служебного положения, а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица. Однако рассматриваемая новелла не согласуется по содержанию с признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 195 УК РФ. Дело в том, что объективная сторона основного состава преступления предусматривает незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации в случаях, если названные субъекты антикризисных отношений наделены функциями руководителя должника, а равно и в случае, если в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, введена процедура, применяемая в деле о банкротстве. Изложенное недвусмысленно свидетельствует о возможности совершения соответствующего преступления либо после прекращения полномочий органов управления организации, либо должником - физическим лицом после введения в отношении его процедуры несостоятельности (если быть точным, процедуры реализации имущества гражданина). По этой причине незаконно воспрепятствовать деятельности арбитражного управляющего или временной администрации с использованием своего служебного положения (с учетом приведенного выше толкования соответствующего признака применительно к криминальным банкротствам) попросту невозможно. Руководитель, чьи полномочия прекращены, уже не может их использовать для совершения преступления, это нонсенс. Но есть одно "но". Коль скоро изменения в уголовный закон внесены, то без внимания практики они вряд ли останутся. Среди множества разъяснений высшей судебной инстанции по вопросам использования лицом своего служебного положения как способа совершения преступления наибольшую помощь сотрудникам правоприменительных органов окажет рекомендация, содержащаяся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" <22>, в соответствии с которой использование своего служебного положения возможно также лицами, которым оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей <23>. Поскольку руководитель юридического лица выступает лицом, ответственным за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <24>), иных документов организации (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <25>, п. 2 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 2 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <26> и др.), а также ее имущества (п. 3 ст. 53, п. 1 ст. 53.1 ГК РФ), мы можем спрогнозировать, что при квалификации деяния по ч. 4 ст. 195 УК РФ по признаку служебного положения практика будет исходить из того, что названному субъекту документы и имущество вверены персонально и на время осуществления им полномочий по управлению деятельностью организации. Тем самым вопрос о возможности привлечения единоличного исполнительного органа юридического лица с учетом соответствующего квалифицирующего признака будет решен положительно.
Корреспонденция счетов: Организация (унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения) получила от собственника (сверх суммы уставного фонда) бывший в употреблении объект основных средств. Как отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете организации?..
(Консультация эксперта, 2025)Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Статья: Уменьшение уставного капитала
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)<3> Этот Порядок распространяется также и на государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)<3> Этот Порядок распространяется также и на государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.Государственные и муниципальные унитарные предприятия на счете 80 учитывают величину уставного фонда, сформированного в установленном порядке (абз. 1, 3 п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Инструкция по применению Плана счетов).
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)9. Маслова Т.С. Основы организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. N 22 (526). С. 10 - 17.
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)9. Маслова Т.С. Основы организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. N 22 (526). С. 10 - 17.