Бухучет аренды муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухучет аренды муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Учет имущества государственной (муниципальной) казны
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что... права и обязанности управления как лица, представляющего собственника муниципального имущества, и общества как лица, арендующего муниципальное имущество, обусловлены и нормативно предопределены договором аренды муниципального имущества... и муниципальным правовым актом, устанавливающим в том числе порядок зачета затрат арендодателя - решением Думы...
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что... права и обязанности управления как лица, представляющего собственника муниципального имущества, и общества как лица, арендующего муниципальное имущество, обусловлены и нормативно предопределены договором аренды муниципального имущества... и муниципальным правовым актом, устанавливающим в том числе порядок зачета затрат арендодателя - решением Думы...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Учет у арендатора при аренде государственного, муниципального имущества >>>
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)22. Счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)22. Счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Решение ВАС РФ от 02.08.2013 N ВАС-6446/13
<О признании второго предложения подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, не соответствующим статье 1 Гражданского кодекса РФ, статьям 6 и 23 Федерального закона от 26.06.2003 N 35-ФЗ>Общество указывает, что ограничение суммы арендной платы и необходимость выделения расходов на амортизацию и налога на имущество препятствует реализации полномочий органов местного самоуправления по заключению договоров аренды муниципального имущества и определению размера арендной платы, которые предусмотрены пунктом 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нормативными актами муниципальных образований.
<О признании второго предложения подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, не соответствующим статье 1 Гражданского кодекса РФ, статьям 6 и 23 Федерального закона от 26.06.2003 N 35-ФЗ>Общество указывает, что ограничение суммы арендной платы и необходимость выделения расходов на амортизацию и налога на имущество препятствует реализации полномочий органов местного самоуправления по заключению договоров аренды муниципального имущества и определению размера арендной платы, которые предусмотрены пунктом 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нормативными актами муниципальных образований.
Готовое решение: Как в бухгалтерском учете налогового агента отражается начисление, принятие к вычету и уплата НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Наиболее распространенными операциями, в отношении которых российские организации признаются налоговыми агентами по НДС, являются приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, реализация на территории РФ товаров (работ, услуг) в интересах таких лиц на основе посреднических договоров, а также аренда и приобретение федерального или муниципального имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)Наиболее распространенными операциями, в отношении которых российские организации признаются налоговыми агентами по НДС, являются приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, реализация на территории РФ товаров (работ, услуг) в интересах таких лиц на основе посреднических договоров, а также аренда и приобретение федерального или муниципального имущества.
Готовое решение: Как учреждению применять СГС "Аренда"
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты бухучета, которые возникают при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Исключение - передача такого имущества в оперативное управление (п. п. 9, 10 СГС "Аренда").
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты бухучета, которые возникают при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Исключение - передача такого имущества в оперативное управление (п. п. 9, 10 СГС "Аренда").
Вопрос: Как отражается в бухгалтерском учете первоначального арендатора продажа права аренды (перенаем)?
(Консультация эксперта, 2025)Бухгалтерский учет у первоначального арендатора
(Консультация эксперта, 2025)Бухгалтерский учет у первоначального арендатора
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке отражения в учете и отчетности имущества, переданного в аренду
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение требований НПА и иных документов, регулирующих данный вопрос, органы контроля могут рассматривать как нарушение. Например, им считают неправомерное предоставление государственного (муниципального) имущества в аренду, передачу недвижимости в пользование без согласия собственника.
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение требований НПА и иных документов, регулирующих данный вопрос, органы контроля могут рассматривать как нарушение. Например, им считают неправомерное предоставление государственного (муниципального) имущества в аренду, передачу недвижимости в пользование без согласия собственника.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом)...
(Консультация эксперта, 2025)В данном случае организация арендует имущество (здание), находящееся в муниципальной собственности и составляющее муниципальную казну. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. В связи с этим организация обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 24, п. 4 ст. 173 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10 по делу N А50-32345/2009, Письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931).
(Консультация эксперта, 2025)В данном случае организация арендует имущество (здание), находящееся в муниципальной собственности и составляющее муниципальную казну. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. В связи с этим организация обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 24, п. 4 ст. 173 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10 по делу N А50-32345/2009, Письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931).
Корреспонденция счетов: Как отражается в учете организации амортизация права пользования и плата за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (у муниципалитета), если часть земельного участка предназначена для строительства собственными силами объекта недвижимости?..
(Консультация эксперта, 2025)Как отражается в учете организации амортизация права пользования и плата за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (у муниципалитета), если часть земельного участка предназначена для строительства собственными силами объекта недвижимости?
(Консультация эксперта, 2025)Как отражается в учете организации амортизация права пользования и плата за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (у муниципалитета), если часть земельного участка предназначена для строительства собственными силами объекта недвижимости?
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)В группе счетов 20520 учитываются доходы от собственности. Порядок признания доходов в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы "Аренда". К данной группе счетов также относятся доходы в виде процентов от остатка средств на счетах и от предоставления в пользование продуктов интеллектуальной собственности (Стандарт "Нематериальные активы").
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)В группе счетов 20520 учитываются доходы от собственности. Порядок признания доходов в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы "Аренда". К данной группе счетов также относятся доходы в виде процентов от остатка средств на счетах и от предоставления в пользование продуктов интеллектуальной собственности (Стандарт "Нематериальные активы").
Статья: Переоценка обязательства по аренде при изменении арендной платы
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
Статья: Крупное предприятие: понятие, статус, критерии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) не допускается принятие руководителем на себя ведения бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) не допускается принятие руководителем на себя ведения бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете");
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации-арендатора амортизация права пользования и плата за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого для строительства объекта недвижимости?..
(Консультация эксперта, 2025)<*> Договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается в порядке, установленном ст. 39.6 ЗК РФ. В данной консультации затраты, связанные с заключением договора аренды земельного участка, не рассматриваются.
(Консультация эксперта, 2025)<*> Договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается в порядке, установленном ст. 39.6 ЗК РФ. В данной консультации затраты, связанные с заключением договора аренды земельного участка, не рассматриваются.