Бухгалтерский учет музейных фондов
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет музейных фондов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отражается в учете некоммерческой организации получение в качестве пожертвования имущества, предназначенного для ведения уставной деятельности, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев?..
(Консультация эксперта, 2025)Пожертвованием признается осуществляемое в общеполезных целях дарение вещи или права. Пожертвования могут делаться, в частности, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Пожертвованием признается осуществляемое в общеполезных целях дарение вещи или права. Пожертвования могут делаться, в частности, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Статья: Финансирование музеев. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Павлова О., Козлова Н., Коваленко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Системные проблемы были в учете особо ценного движимого имущества музеев и бухгалтерском учете музейных предметов и коллекций. Перечни особо ценного движимого имущества в части музейных предметов не соответствовали областному порядку, музейные предметы не включались в реестр областной собственности. Получение в дар предметов, в последующем включаемых в музейный фонд, не отражалось в бухгалтерском учете. После проверки учреждения привели перечни особо ценного движимого имущества в соответствие с установленными требованиями, направили информацию о музейных предметах и коллекциях для включения в реестр областной собственности.
(Павлова О., Козлова Н., Коваленко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Системные проблемы были в учете особо ценного движимого имущества музеев и бухгалтерском учете музейных предметов и коллекций. Перечни особо ценного движимого имущества в части музейных предметов не соответствовали областному порядку, музейные предметы не включались в реестр областной собственности. Получение в дар предметов, в последующем включаемых в музейный фонд, не отражалось в бухгалтерском учете. После проверки учреждения привели перечни особо ценного движимого имущества в соответствие с установленными требованиями, направили информацию о музейных предметах и коллекциях для включения в реестр областной собственности.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)включения объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или национального библиотечного фонда;
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)включения объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или национального библиотечного фонда;
Приказ Росстата от 23.12.2024 N 675
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"В строке 14 отражаются такие виды основных фондов, как библиотечный фонд, произведения искусства, не относящиеся к оригинальным, то есть копии, кино-фото-фондо-документы, спортивное, охотничье оружие, огнестрельное оружие двойного назначения и прочие. Поскольку группировка "Другие основные средства" в бухгалтерском учете, как правило, не соответствует другим видам основных фондов в статистическом учете, следовательно, в строку 14 не переносятся данные по соответствующей группировке бухгалтерского учета, а отражаются те виды основных фондов, которые не учтены в составе строк 02 - 13 раздела I формы.
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"В строке 14 отражаются такие виды основных фондов, как библиотечный фонд, произведения искусства, не относящиеся к оригинальным, то есть копии, кино-фото-фондо-документы, спортивное, охотничье оружие, огнестрельное оружие двойного назначения и прочие. Поскольку группировка "Другие основные средства" в бухгалтерском учете, как правило, не соответствует другим видам основных фондов в статистическом учете, следовательно, в строку 14 не переносятся данные по соответствующей группировке бухгалтерского учета, а отражаются те виды основных фондов, которые не учтены в составе строк 02 - 13 раздела I формы.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Так, в соответствии с установленными требованиями <84> учет движения музейных ценностей должен производиться на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование". Основанием для отражения операций по движению музейных ценностей являются акты выдачи и возврата музейных предметов во временное пользование.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Так, в соответствии с установленными требованиями <84> учет движения музейных ценностей должен производиться на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование". Основанием для отражения операций по движению музейных ценностей являются акты выдачи и возврата музейных предметов во временное пользование.
Статья: Финансирование музеев. Мнения
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Полагаем, что системные замечания к организации формирования, реализации и контроля расходования средств и текущего выполнения госзадания, некорректность данных учета и недостаточность методического обеспечения процесса во многом связаны с процессом внедрения изменений, внесенных Минфином России в базовые принципы учета музейных предметов - введением бухгалтерского учета музейных предметов. Это привело к перегибам на местах, нарушению сложившейся системы учета (фактическое ведение тройного учета), дублированию учетных функций музея, обеспечивающих как комплектование, учет и сверку наличия музейных предметов, так и проведение выставочных мероприятий и организацию реставрации музейных предметов. При этом происходит вымывание смыслов основной деятельности музея с потерей целей и качества государственного учета музейных предметов, проведения сверок фактического наличия и сохранности музейных предметов и государственного контроля за сохранением Музейного фонда Российской Федерации в целом. Крайне необходимо нормативно установить баланс (разделение процедур) двухступенчатого, с использованием Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, государственного учета музейных предметов и бухгалтерского учета особо ценного имущества.
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Полагаем, что системные замечания к организации формирования, реализации и контроля расходования средств и текущего выполнения госзадания, некорректность данных учета и недостаточность методического обеспечения процесса во многом связаны с процессом внедрения изменений, внесенных Минфином России в базовые принципы учета музейных предметов - введением бухгалтерского учета музейных предметов. Это привело к перегибам на местах, нарушению сложившейся системы учета (фактическое ведение тройного учета), дублированию учетных функций музея, обеспечивающих как комплектование, учет и сверку наличия музейных предметов, так и проведение выставочных мероприятий и организацию реставрации музейных предметов. При этом происходит вымывание смыслов основной деятельности музея с потерей целей и качества государственного учета музейных предметов, проведения сверок фактического наличия и сохранности музейных предметов и государственного контроля за сохранением Музейного фонда Российской Федерации в целом. Крайне необходимо нормативно установить баланс (разделение процедур) двухступенчатого, с использованием Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, государственного учета музейных предметов и бухгалтерского учета особо ценного имущества.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Таким образом, в рамках обеспечения государственного учета музейных предметов и коллекций государственные (муниципальные) музеи осуществляют экспертизу поступающих к ним культурных ценностей, регистрируют их в инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда), а сведения о них попадают в государственный каталог Музейного фонда РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Таким образом, в рамках обеспечения государственного учета музейных предметов и коллекций государственные (муниципальные) музеи осуществляют экспертизу поступающих к ним культурных ценностей, регистрируют их в инвентарных книгах (книгах поступлений основного фонда), а сведения о них попадают в государственный каталог Музейного фонда РФ.
Статья: ОЦДИ в учреждениях образования и науки в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.