Бухгалтерский учет имущества казны
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет имущества казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О начислении амортизации при передаче имущества муниципальной казны в аренду организации в целях бюджетного (бухгалтерского) учета.
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
(Письмо Минфина России от 20.03.2025 N 02-06-09/27761)Вопрос: В соответствии с п. 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. п. 22, 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется до их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется при вовлечении объекта в хозяйственный оборот. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны. На основании вышеизложенного в случае передачи имущества казны в аренду обществу с ограниченной ответственностью и отсутствия нормативного правового акта финансового органа муниципального образования, кто (арендодатель - орган местного самоуправления или арендатор) должен произвести единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а также и во время нахождения муниципального имущества в аренде у арендатора?
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)22. Счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)22. Счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Приказ Росстата от 23.12.2024 N 675
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"Основные средства и нематериальные активы, относящиеся к основным фондам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Виды затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных фондов, определены ФСГС "Основные средства" и ФСБУ 26/2020.
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"Основные средства и нематериальные активы, относящиеся к основным фондам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Виды затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных фондов, определены ФСГС "Основные средства" и ФСБУ 26/2020.
Статья: Передача имущества минуя казну при реорганизации КУ
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Учет передачи имущества минуя казну
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Учет передачи имущества минуя казну
Готовое решение: Как организации бюджетной сферы оценивают имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, имущество при признании в бухучете оценивают по справедливой стоимости. Оценка имущества казны проводится по видам имущества с учетом особенностей.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, имущество при признании в бухучете оценивают по справедливой стоимости. Оценка имущества казны проводится по видам имущества с учетом особенностей.
Статья: Учет недвижимого имущества казны в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Принятие к бухгалтерскому учету недвижимого имущества в составе имущества казны отражается на основании выписки из единого государственного реестра недвижимости так:
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Принятие к бухгалтерскому учету недвижимого имущества в составе имущества казны отражается на основании выписки из единого государственного реестра недвижимости так:
Статья: Корректировка записей по передаче из казны модульного детского сада
(Булыгина О.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В составе имущества казны согласно п. 38 Инструкции N 162н принятие к бухгалтерскому учету вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий отразится по первоначальной стоимости, сформированной при его создании по счету 0 108 00 000 и кредиту счета 0 106 00 000. Будут сформированы следующие записи:
(Булыгина О.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В составе имущества казны согласно п. 38 Инструкции N 162н принятие к бухгалтерскому учету вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий отразится по первоначальной стоимости, сформированной при его создании по счету 0 108 00 000 и кредиту счета 0 106 00 000. Будут сформированы следующие записи:
Статья: Разбор ситуации: принятие в казну жилья по кадастровой стоимости
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Поэтому в целях получения сведений о рыночных ценах на аналогичные объекты недвижимости, действующих на дату безвозмездного получения жилых помещений в состав имущества казны, и самостоятельного определения их справедливой стоимости учреждение вправе (п. 55, 59 СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", п. 25 Инструкции N 157н):
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Поэтому в целях получения сведений о рыночных ценах на аналогичные объекты недвижимости, действующих на дату безвозмездного получения жилых помещений в состав имущества казны, и самостоятельного определения их справедливой стоимости учреждение вправе (п. 55, 59 СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", п. 25 Инструкции N 157н):
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны, и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет. В разрабатываемый Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны, и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет. В разрабатываемый Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить в учете передачу имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить передачу имущества в казну в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить передачу имущества в казну в бухгалтерском (бюджетном) учете
Статья: Особенности применения СГС "Казна"
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Напомним, п. 141 Инструкции N 157н <2> установлено, что для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предназначен счет 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Напомним, п. 141 Инструкции N 157н <2> установлено, что для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предназначен счет 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
Вопрос: Какими документами необходимо обосновать размер амортизации объекта имущества, составляющего собственность муниципальной казны?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вопрос: Какими документами необходимо обосновать размер амортизации объекта имущества, составляющего собственность муниципальной казны?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вопрос: Какими документами необходимо обосновать размер амортизации объекта имущества, составляющего собственность муниципальной казны?
Статья: Отдельные категории и особенности имущественных отношений в сфере публичной финансовой деятельности
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Таким образом, с учетом понимания финансов как совокупности денежных фондов (в их материальном выражении), можно обозначить, что казна являет собой в некотором смысле имущественный фонд РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, согласно БК РФ, относятся к неналоговым доходам того или иного публично-правового образования. Применительно к государственному и муниципальному имуществу, учитывая основы бухгалтерского учета, хотелось бы сделать акцент на том, что оно является материальным, как правило долгосрочным, государственным (муниципальным) активом, приносящим доход в тот или иной бюджет. Некоторыми учеными отмечается, что одним из подходов к оценке недвижимости является доходный, т.е. основанный на расчете стоимости будущих доходов от использования объекта [16, с. 44]. Такой же подход наблюдается и при оценке имущества в налоге на имущество физических лиц, налоге на имущество организаций и др. Так, можно предположить, что от подходов к управлению и распоряжению государственной и муниципальной собственностью зависит объем получаемых публично-правовыми образованиями неналоговых доходов. В этой связи вспоминаются слова И.У. Патлаевского, который, отождествляя термины "финансы" и "государственное хозяйство", понимал под ними особый род деятельности органов государства, направленный на приобретение, сохранение и правильное употребление материальных средств [17, с. 1 - 2]. Думается, что некоторые направления деятельности публично-правовых образований по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом имеют признаки публичной финансовой деятельности, однако с характерными особенностями.
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Таким образом, с учетом понимания финансов как совокупности денежных фондов (в их материальном выражении), можно обозначить, что казна являет собой в некотором смысле имущественный фонд РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, согласно БК РФ, относятся к неналоговым доходам того или иного публично-правового образования. Применительно к государственному и муниципальному имуществу, учитывая основы бухгалтерского учета, хотелось бы сделать акцент на том, что оно является материальным, как правило долгосрочным, государственным (муниципальным) активом, приносящим доход в тот или иной бюджет. Некоторыми учеными отмечается, что одним из подходов к оценке недвижимости является доходный, т.е. основанный на расчете стоимости будущих доходов от использования объекта [16, с. 44]. Такой же подход наблюдается и при оценке имущества в налоге на имущество физических лиц, налоге на имущество организаций и др. Так, можно предположить, что от подходов к управлению и распоряжению государственной и муниципальной собственностью зависит объем получаемых публично-правовыми образованиями неналоговых доходов. В этой связи вспоминаются слова И.У. Патлаевского, который, отождествляя термины "финансы" и "государственное хозяйство", понимал под ними особый род деятельности органов государства, направленный на приобретение, сохранение и правильное употребление материальных средств [17, с. 1 - 2]. Думается, что некоторые направления деятельности публично-правовых образований по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом имеют признаки публичной финансовой деятельности, однако с характерными особенностями.