Бронирование места в самолете
Подборка наиболее важных документов по запросу Бронирование места в самолете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсация морального вреда потребителям услуг воздушной перевозки (по материалам судебной практики)
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Судебная практика распространяет на отношения потребителей услуг воздушной перевозки и организаций, оказывающих услуги по бронированию места в воздушном транспорте, правила относительно ограничения удовлетворения требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Следует отметить, что это прямо не предусмотрено в нормативных актах, посвященных особому порядку исполнения договора воздушной перевозки в связи с мероприятиями по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Так, Апелляционным определением Московского городского суда по делу N 33-7982/21 <22> оставлено без изменения решение Симоновского районного суда, в соответствии с которым истцу было отказано в удовлетворении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Истец дистанционным способом заключил договор купли-продажи авиабилетов на сайте expressavia.ru, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательство по бронированию и приобретению авиабилетов. В дальнейшем в связи с отменой рейса денежные средства были возвращены, но истец обратился с требованием о компенсации морального вреда. Суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае расторжение договора обусловлено возникновением угрозы распространения коронавирусной инфекции, что находилось за пределами ответственности исполнителя по договору, так как наступление указанных событий не зависело ни от воли, ни от действий сторон по договору.
(Карпеев О.В., Сторожкова Е.Ч.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Судебная практика распространяет на отношения потребителей услуг воздушной перевозки и организаций, оказывающих услуги по бронированию места в воздушном транспорте, правила относительно ограничения удовлетворения требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Следует отметить, что это прямо не предусмотрено в нормативных актах, посвященных особому порядку исполнения договора воздушной перевозки в связи с мероприятиями по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Так, Апелляционным определением Московского городского суда по делу N 33-7982/21 <22> оставлено без изменения решение Симоновского районного суда, в соответствии с которым истцу было отказано в удовлетворении требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда. Истец дистанционным способом заключил договор купли-продажи авиабилетов на сайте expressavia.ru, в соответствии с условиями которого ответчик принял на себя обязательство по бронированию и приобретению авиабилетов. В дальнейшем в связи с отменой рейса денежные средства были возвращены, но истец обратился с требованием о компенсации морального вреда. Суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае расторжение договора обусловлено возникновением угрозы распространения коронавирусной инфекции, что находилось за пределами ответственности исполнителя по договору, так как наступление указанных событий не зависело ни от воли, ни от действий сторон по договору.
Статья: Договор об оказании услуг по бронированию мест при воздушной перевозке пассажира
(Карпеев О.В., Мурашова Д.А.)
("Юрист", 2021, N 7)Общие правила посвящают бронированию отдельную главу и формулируют понятие бронирования: "закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату", особо подчеркивая, что оно "является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира...".
(Карпеев О.В., Мурашова Д.А.)
("Юрист", 2021, N 7)Общие правила посвящают бронированию отдельную главу и формулируют понятие бронирования: "закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату", особо подчеркивая, что оно "является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира...".
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)16. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик либо уполномоченный агент имеет право не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира.
(ред. от 25.12.2024)
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)16. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик либо уполномоченный агент имеет право не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Порядок проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте определяется Правительством Российской Федерации.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Порядок проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте определяется Правительством Российской Федерации.
Статья: Планы по командировке изменились: что с налогами и взносами
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)Или предположим, что работник опоздал на самолет по месту постоянной работы и вообще не полетел в место командирования, в таком случае с него можно взыскать деньги за билет на пропущенный рейс и невозвратную бронь за гостиницу. Правда, сделать это можно только через суд, если, конечно, работник не согласится добровольно компенсировать траты (в счет зарплаты или путем внесения денег в кассу лично), а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок <18>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)Или предположим, что работник опоздал на самолет по месту постоянной работы и вообще не полетел в место командирования, в таком случае с него можно взыскать деньги за билет на пропущенный рейс и невозвратную бронь за гостиницу. Правда, сделать это можно только через суд, если, конечно, работник не согласится добровольно компенсировать траты (в счет зарплаты или путем внесения денег в кассу лично), а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок <18>.
Статья: Вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки на стадии бронирования
(Селезнева Д.А.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Секундарное право, в отличие от права субъективного, нарушить законными способами нельзя. Как справедливо отмечает В.А. Белов, "юридический эффект реализации секундарного права наступит с фатальной неизбежностью, сколь бы активно и интенсивно против него не возражало бы лицо, подвергшееся действию этого эффекта" <9>. Д.С. Федотова полагает, что право, вытекающее из факта бронирования, следует рассматривать как субъективное, а не секундарное, поскольку его можно нарушить. Автор приводит случаи нарушения перевозчиком права пассажира, вытекающего из бронирования, к числу которых она относит овербукинг. "В таких случаях, - пишет Д.С. Федотова, - только придя на регистрацию, пассажир узнает, что забронированная за ним вместимость отдана другому лицу, а ему посадочного места на воздушном судне не хватило. В подобных случаях отсутствует неизбежность наступления желаемых для пассажира юридических последствий в силу только его односторонних действий, что называется, "по щелчку" <10>. Кроме того, в пользу возможности нарушить право пассажира, вытекающее из бронирования, автор приводит установленные п. 26 - 27 ФАП возможности аннулирования перевозчиком бронирования в случаях, когда пассажир не оплатил билет и не представил необходимые документы.
(Селезнева Д.А.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Секундарное право, в отличие от права субъективного, нарушить законными способами нельзя. Как справедливо отмечает В.А. Белов, "юридический эффект реализации секундарного права наступит с фатальной неизбежностью, сколь бы активно и интенсивно против него не возражало бы лицо, подвергшееся действию этого эффекта" <9>. Д.С. Федотова полагает, что право, вытекающее из факта бронирования, следует рассматривать как субъективное, а не секундарное, поскольку его можно нарушить. Автор приводит случаи нарушения перевозчиком права пассажира, вытекающего из бронирования, к числу которых она относит овербукинг. "В таких случаях, - пишет Д.С. Федотова, - только придя на регистрацию, пассажир узнает, что забронированная за ним вместимость отдана другому лицу, а ему посадочного места на воздушном судне не хватило. В подобных случаях отсутствует неизбежность наступления желаемых для пассажира юридических последствий в силу только его односторонних действий, что называется, "по щелчку" <10>. Кроме того, в пользу возможности нарушить право пассажира, вытекающее из бронирования, автор приводит установленные п. 26 - 27 ФАП возможности аннулирования перевозчиком бронирования в случаях, когда пассажир не оплатил билет и не представил необходимые документы.
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Ниже приводимые статистические данные, полученные Книс из различных авторитетных источников, дают, на наш взгляд, определенное представление об особенностях поведения немцев как потребителей туристических услуг. Так, начиная с 2022 г., среднестатистический немец начинает подготовку к отпуску, как правило, с онлайн-бронирования тура не иначе как со своего дивана, при этом заметно снижается число заказов через непосредственный контакт с турфирмами. Этот факт подтверждается данными статистики: в 2023 г. онлайн-бронирование туров продолжительностью более 5 дней использовали 51,3% немцев, личный контакт - 37,2%, телефон - 13,7%, e-mail - 13,7%, почтовое письмо или факс - 0,5%. Следует отметить и тот факт, что все большее число немцев (48%) стали отдавать предпочтение пакетным турам. Это означает, что всю организацию путешествия (приобретение билетов, бронирование гостиниц, оформление визы и страховки, подбор достопримечательностей, составление плана передвижений и т.п.) они склонны доверить специалистам туриндустрии, а не возложить на собственные плечи. При этом самым популярным поставщиком турпакетов является портал TUI (https://www.tuigroup.com), принадлежащий немецкой туристической компании Touristik Union International, штаб-квартира которой находится в г. Ганновере (земля Нижняя Саксония). Возрос интерес и к модульным турам, представляющим собой серию туров по стране или отдельному региону, которые бронируются последовательно. Для поездки на место отдыха большинство немцев в 2023 году предпочли самолет (46,8%), несмотря на угрызения совести по поводу вреда авиаперевозок для экологии. Наоборот, снизилось до 41% число граждан, предпочитающих для передвижения легковой автомобиль или кемпер (автодом). Автобусы предпочли 5% респондентов, а железную дорогу только 4,7%. Что касается мест проживания в период путешествия, то большая часть немцев (52,8%) после перенесенных в пандемию неудобств выбрала комфорт, т.е. размещение в отеле, гостинице или пансионате. Доля домов и квартир, сдаваемых в аренду в период отпусков, снизилась на 2%, их использовали только 23,3% путешественников. Кемпинг (проживание на открытом воздухе), который был очень популярен в период эпидемии коронавируса как возможность изоляции от контактов между людьми, предпочли лишь 5,7% граждан. Согласно данным аналитической ассоциации в области отдыха и путешествий Statista Consumer Insights в Германии самым популярным порталом для бронирования мест проживания является Booking.com (https://www.booking.com). По причине стремления немцев к высококачественному отдыху в период отпусков как компенсации за пережитое в пандемию, настоящий бум сегодня переживает рынок элитного туризма. Он доступен семьям, чей чистый доход превышает 5000 евро в месяц. Из этой категории населения в 2023 г. 15% туристов потратили на отпуск более 5000 евро на человека.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Ниже приводимые статистические данные, полученные Книс из различных авторитетных источников, дают, на наш взгляд, определенное представление об особенностях поведения немцев как потребителей туристических услуг. Так, начиная с 2022 г., среднестатистический немец начинает подготовку к отпуску, как правило, с онлайн-бронирования тура не иначе как со своего дивана, при этом заметно снижается число заказов через непосредственный контакт с турфирмами. Этот факт подтверждается данными статистики: в 2023 г. онлайн-бронирование туров продолжительностью более 5 дней использовали 51,3% немцев, личный контакт - 37,2%, телефон - 13,7%, e-mail - 13,7%, почтовое письмо или факс - 0,5%. Следует отметить и тот факт, что все большее число немцев (48%) стали отдавать предпочтение пакетным турам. Это означает, что всю организацию путешествия (приобретение билетов, бронирование гостиниц, оформление визы и страховки, подбор достопримечательностей, составление плана передвижений и т.п.) они склонны доверить специалистам туриндустрии, а не возложить на собственные плечи. При этом самым популярным поставщиком турпакетов является портал TUI (https://www.tuigroup.com), принадлежащий немецкой туристической компании Touristik Union International, штаб-квартира которой находится в г. Ганновере (земля Нижняя Саксония). Возрос интерес и к модульным турам, представляющим собой серию туров по стране или отдельному региону, которые бронируются последовательно. Для поездки на место отдыха большинство немцев в 2023 году предпочли самолет (46,8%), несмотря на угрызения совести по поводу вреда авиаперевозок для экологии. Наоборот, снизилось до 41% число граждан, предпочитающих для передвижения легковой автомобиль или кемпер (автодом). Автобусы предпочли 5% респондентов, а железную дорогу только 4,7%. Что касается мест проживания в период путешествия, то большая часть немцев (52,8%) после перенесенных в пандемию неудобств выбрала комфорт, т.е. размещение в отеле, гостинице или пансионате. Доля домов и квартир, сдаваемых в аренду в период отпусков, снизилась на 2%, их использовали только 23,3% путешественников. Кемпинг (проживание на открытом воздухе), который был очень популярен в период эпидемии коронавируса как возможность изоляции от контактов между людьми, предпочли лишь 5,7% граждан. Согласно данным аналитической ассоциации в области отдыха и путешествий Statista Consumer Insights в Германии самым популярным порталом для бронирования мест проживания является Booking.com (https://www.booking.com). По причине стремления немцев к высококачественному отдыху в период отпусков как компенсации за пережитое в пандемию, настоящий бум сегодня переживает рынок элитного туризма. Он доступен семьям, чей чистый доход превышает 5000 евро в месяц. Из этой категории населения в 2023 г. 15% туристов потратили на отпуск более 5000 евро на человека.
Статья: Отказ пассажира от воздушной перевозки на участке маршрута: проблемы правоприменения
(Рудых С.Н., Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Так, в ГК РФ и ВК РФ легального понятия "бронирование" не содержится. В Правилах воздушных перевозок бронирование определяется как закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату. Исходя из буквального толкования Правил (п. 8, 26, 125 и т.п.), а также места расположения в них п. 27 понятия "бронирование" и "оплата" имеют разное содержание, а спорный пункт применим к случаям бронирования (а не оплаты) билетов. По существу, поскольку анализируемый пункт закреплен в разд. II "Бронирование перевозки пассажира, багажа, груза", а не в разд. III "Оплата перевозки пассажира, багажа, груза", он должен применяться к случаям, когда место забронировано пассажиром, но еще не оплачено.
(Рудых С.Н., Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Так, в ГК РФ и ВК РФ легального понятия "бронирование" не содержится. В Правилах воздушных перевозок бронирование определяется как закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату. Исходя из буквального толкования Правил (п. 8, 26, 125 и т.п.), а также места расположения в них п. 27 понятия "бронирование" и "оплата" имеют разное содержание, а спорный пункт применим к случаям бронирования (а не оплаты) билетов. По существу, поскольку анализируемый пункт закреплен в разд. II "Бронирование перевозки пассажира, багажа, груза", а не в разд. III "Оплата перевозки пассажира, багажа, груза", он должен применяться к случаям, когда место забронировано пассажиром, но еще не оплачено.
Статья: Предмет договора фрахтования: теория и практика
(Филимонов Г.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Суд пришел к выводу, что, приобретя авиабилеты, истец тем самым согласился и принял публичные условия договора перевозки пассажиров, забронировал за своими сотрудниками часть воздушного судна (два места для перелета) для воздушной перевозки пассажиров, существенные условия тем самым сторонами были согласованы. Однако, исходя из того что никаких специальных указаний относительно порядка заключения и формы договора фрахтования законодательство не содержит, суд счел, что отношения сторон регулируются нормами гл. 28 ГК РФ.
(Филимонов Г.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Суд пришел к выводу, что, приобретя авиабилеты, истец тем самым согласился и принял публичные условия договора перевозки пассажиров, забронировал за своими сотрудниками часть воздушного судна (два места для перелета) для воздушной перевозки пассажиров, существенные условия тем самым сторонами были согласованы. Однако, исходя из того что никаких специальных указаний относительно порядка заключения и формы договора фрахтования законодательство не содержит, суд счел, что отношения сторон регулируются нормами гл. 28 ГК РФ.
Вопрос: Почему на летний период/на праздничные новогодние (майские) дни подорожали авиабилеты?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Глубина продаж авиабилетов у перевозчиков составляет до года. С начала продаж перевозчиками выставляются все кресла во всех классах обслуживания, при этом предлагается несколько видов тарифов, начиная с минимального. По мере заполнения мест воздушного судна стоимость авиабилетов растет. Таким образом, заблаговременное бронирование авиабилетов дает возможность приобретения их по более дешевому тарифу.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Глубина продаж авиабилетов у перевозчиков составляет до года. С начала продаж перевозчиками выставляются все кресла во всех классах обслуживания, при этом предлагается несколько видов тарифов, начиная с минимального. По мере заполнения мест воздушного судна стоимость авиабилетов растет. Таким образом, заблаговременное бронирование авиабилетов дает возможность приобретения их по более дешевому тарифу.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 14.08.2023 N 03-04-05/76231 <Об НДФЛ при оплате расходов работника на проезд к месту командировки и обратно, а также в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 18)Расходы по проезду к месту командировки и обратно включают в себя:
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 18)Расходы по проезду к месту командировки и обратно включают в себя:
Статья: Способы обеспечения исполнения обязательств при овербукинге в договоре воздушной перевозки пассажиров в России и Казахстане
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Таким образом, при овербукинге дается возможность избыточного бронирования билетов; авиакомпании продают больше билетов, чем количество мест, доступных в самолете. Это позволяет им заполнять самолеты в случае отказа пассажиров от договора перевозки.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Таким образом, при овербукинге дается возможность избыточного бронирования билетов; авиакомпании продают больше билетов, чем количество мест, доступных в самолете. Это позволяет им заполнять самолеты в случае отказа пассажиров от договора перевозки.
Готовое решение: Как выдать деньги под отчет и отразить расчеты с подотчетными лицами в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)Работник направлен в командировку на три календарных дня с 03.09.2025 по 05.09.2025 в г. Самару. Для этого в гостинице забронирован номер на две ночи. Стоимость номера за сутки составляет 2 800 руб. К месту командировки и обратно работник летит на самолете. Билеты организация оплатила безналично.
(КонсультантПлюс, 2025)Работник направлен в командировку на три календарных дня с 03.09.2025 по 05.09.2025 в г. Самару. Для этого в гостинице забронирован номер на две ночи. Стоимость номера за сутки составляет 2 800 руб. К месту командировки и обратно работник летит на самолете. Билеты организация оплатила безналично.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.08.2023 N 03-03-06/2/72716 <Об НДФЛ, налоге на прибыль и взносах с компенсации расходов на проездной для работника к месту командировки>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)К расходам по проезду к месту командировки и обратно относятся:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)К расходам по проезду к месту командировки и обратно относятся: