Болонский процесс
Подборка наиболее важных документов по запросу Болонский процесс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Болонская образовательная система в аспекте защиты суверенитета Российской Федерации
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В статье исследуется роль Болонского процесса как геополитического инструмента внешнего влияния на интересы Российской Федерации. Анализируется негативная роль имплементации принципов Болонского процесса в образовательную систему Российской Федерации при подготовке кадров, имеющих значение в обеспечении суверенитета и безопасности Российской Федерации.
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В статье исследуется роль Болонского процесса как геополитического инструмента внешнего влияния на интересы Российской Федерации. Анализируется негативная роль имплементации принципов Болонского процесса в образовательную систему Российской Федерации при подготовке кадров, имеющих значение в обеспечении суверенитета и безопасности Российской Федерации.
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Отличительной современной особенностью является глобализация и реформирование образования. С середины 1980-х гг. деятельность не только российских, но и зарубежных вузов претерпела серьезные изменения. Реализация Болонского процесса привела к усилению конкурентной среды. В результате в зарубежных странах существенно изменился баланс ответственности между вузами и государственными органами, значительно усилилась децентрализация ответственности вузов, расширились их возможности в выработке стратегий и принятии оперативных управленческих решений [1]. Подобные изменения требуют внедрения в систему управления вузами инструментария управленческого учета.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Отличительной современной особенностью является глобализация и реформирование образования. С середины 1980-х гг. деятельность не только российских, но и зарубежных вузов претерпела серьезные изменения. Реализация Болонского процесса привела к усилению конкурентной среды. В результате в зарубежных странах существенно изменился баланс ответственности между вузами и государственными органами, значительно усилилась децентрализация ответственности вузов, расширились их возможности в выработке стратегий и принятии оперативных управленческих решений [1]. Подобные изменения требуют внедрения в систему управления вузами инструментария управленческого учета.
Статья: Финансовые и правовые механизмы для привлекательности экспорта образования: необходимое условие современного этапа развития Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)После выхода из Болонского процесса Российской Федерации начался переход к созданию собственной системы вузовского образования на основе национального дореволюционного и советского опыта, а также лучших зарубежных практик, "введение" в действие которой должно состояться 1 сентября 2026 г., когда в России будет установлена новая система ступеней вузовского образования: "базовое высшее образование", "специализированное высшее образования" (программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки) и "профессиональное образование" (аспирантура) <5>. Такая система позволит и дальше развивать экономику предложений, "которая нацелена на создание современных индустриальных мощностей и отраслей, основанных на перспективных технологиях, для чего понадобится обновление инфраструктуры, наращивание производительных сил за счет квалифицированных кадров" <6>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)После выхода из Болонского процесса Российской Федерации начался переход к созданию собственной системы вузовского образования на основе национального дореволюционного и советского опыта, а также лучших зарубежных практик, "введение" в действие которой должно состояться 1 сентября 2026 г., когда в России будет установлена новая система ступеней вузовского образования: "базовое высшее образование", "специализированное высшее образования" (программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки) и "профессиональное образование" (аспирантура) <5>. Такая система позволит и дальше развивать экономику предложений, "которая нацелена на создание современных индустриальных мощностей и отраслей, основанных на перспективных технологиях, для чего понадобится обновление инфраструктуры, наращивание производительных сил за счет квалифицированных кадров" <6>.
Статья: Современные тенденции управления системой высшего образования и его регулирования в отдельных зарубежных странах
(Хазанов С.Д., Коцюрко Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)Разнообразные варианты систем управления высшего образования, представленные в мировой практике, могут быть условно разделены на два основных типа [2, с. 1120]. В первом типе система управления базируется на приоритете государственных органов или структур, финансируемых государством, что предполагает значимость таких средств административно-правового воздействия, как государственный контроль, лицензирование, государственная аккредитация. К данному типу управления, как правило, относятся страны континентальной Европы: Германия, Италия, Испания, Франция. Безусловно, системе высшего образования Европы присуща схожесть процессов регулирования и управления, обусловленных участием в Болонском процессе, в качестве ключевой цели которого и были обозначены сближение и гармонизация систем высшей школы в условиях формирования единого европейского пространства.
(Хазанов С.Д., Коцюрко Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)Разнообразные варианты систем управления высшего образования, представленные в мировой практике, могут быть условно разделены на два основных типа [2, с. 1120]. В первом типе система управления базируется на приоритете государственных органов или структур, финансируемых государством, что предполагает значимость таких средств административно-правового воздействия, как государственный контроль, лицензирование, государственная аккредитация. К данному типу управления, как правило, относятся страны континентальной Европы: Германия, Италия, Испания, Франция. Безусловно, системе высшего образования Европы присуща схожесть процессов регулирования и управления, обусловленных участием в Болонском процессе, в качестве ключевой цели которого и были обозначены сближение и гармонизация систем высшей школы в условиях формирования единого европейского пространства.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Образование в России не может быть не связано с мировой образовательной системой. В связи с этим в качестве одного из основных принципов назван принцип направленности государственной образовательной политики на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Участие нашего государства в общеевропейском образовательном интеграционном процессе (Болонский процесс) и двустороннем международном сотрудничестве направлено на увеличение образовательных возможностей граждан за счет стандартизации системы образовательных степеней, введения единой системы учета оценок с использованием зачетных единиц (кредитов), обеспечения академической мобильности (обучающихся и преподавателей).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Образование в России не может быть не связано с мировой образовательной системой. В связи с этим в качестве одного из основных принципов назван принцип направленности государственной образовательной политики на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Участие нашего государства в общеевропейском образовательном интеграционном процессе (Болонский процесс) и двустороннем международном сотрудничестве направлено на увеличение образовательных возможностей граждан за счет стандартизации системы образовательных степеней, введения единой системы учета оценок с использованием зачетных единиц (кредитов), обеспечения академической мобильности (обучающихся и преподавателей).
Статья: О месте и роли юридического образования в образовательной системе Российской Федерации
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)В течение всего периода участия России в Болонском процессе ректоры ведущих вузов страны неоднократно выступали против западных стандартов образования. В частности, ректор МГУ В.А. Садовничий заявлял, что "не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране... некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Евросоюза в качестве инструмента усиления евроинтеграции, и для России он малоэффективен" <6>.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)В течение всего периода участия России в Болонском процессе ректоры ведущих вузов страны неоднократно выступали против западных стандартов образования. В частности, ректор МГУ В.А. Садовничий заявлял, что "не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране... некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Евросоюза в качестве инструмента усиления евроинтеграции, и для России он малоэффективен" <6>.