Больничный с апреля 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Больничный с апреля 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Пособие по временной нетрудоспособности в периоды простоя, карантина и во время отпуска
(КонсультантПлюс, 2025)Карантин работника Управления начался в период ежегодного оплачиваемого отпуска (с 03.04.2020 по 13.04.2020) и продолжался после его окончания (с 14.04.2020 по 17.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Карантин работника Управления начался в период ежегодного оплачиваемого отпуска (с 03.04.2020 по 13.04.2020) и продолжался после его окончания (с 14.04.2020 по 17.04.2020).
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15.1 "Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством""Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что 13.04.2020 на момент выплаты пособия по временной нетрудоспособности фонд располагал сведениями о внесении обществом 09.04.2020, после отправки первоначального реестра, исправлений с указанием ставки "0,1", соответственно, причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным фонду вредом в виде излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности отсутствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как продлить ежегодный отпуск по больничному листу
(КонсультантПлюс, 2025)Продление отпуска в связи с больничным по карантину на основании ст. 124 ТК РФ, по мнению Минтруда России, не производится. Поскольку в период ежегодного оплачиваемого отпуска работник не утрачивает заработок, то за период карантина, приходящегося на оплачиваемые дни отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности из-за карантина не предусмотрена. Обязанность работодателя продлевать такой отпуск на число совпавших с ним календарных дней нетрудоспособности возникает, только если работник получил больничный вследствие заболевания или травмы (Письмо от 09.04.2020 N 14-2/В-393).
(КонсультантПлюс, 2025)Продление отпуска в связи с больничным по карантину на основании ст. 124 ТК РФ, по мнению Минтруда России, не производится. Поскольку в период ежегодного оплачиваемого отпуска работник не утрачивает заработок, то за период карантина, приходящегося на оплачиваемые дни отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности из-за карантина не предусмотрена. Обязанность работодателя продлевать такой отпуск на число совпавших с ним календарных дней нетрудоспособности возникает, только если работник получил больничный вследствие заболевания или травмы (Письмо от 09.04.2020 N 14-2/В-393).
Статья: Нестандартные случаи расчета больничного
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)Пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые с 1 апреля 2020 года, нужно считать по особым правилам.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)Пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые с 1 апреля 2020 года, нужно считать по особым правилам.
Нормативные акты
Справочная информация: "Пособие по временной нетрудоспособности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности с 01.04.2020 по 31.12.2020 (архив)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности с 01.04.2020 по 31.12.2020 (архив)
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Готовое решение: Как перенести ежегодный отпуск в связи с больничным работника
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, перенос отпуска, совпавшего с больничным, который пришелся на период карантина, нормативно не предусмотрен. Этот больничный не является основанием для переноса отпуска в соответствии со ст. 124 ТК РФ. Так как в период ежегодного оплачиваемого отпуска работник не утрачивает заработок, то за период карантина, приходящегося на оплачиваемые дни отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином не предусмотрена. Обязанность работодателя продлить такой отпуск на число совпавших с ним календарных дней нетрудоспособности возникает только в случае временной нетрудоспособности самого работника вследствие заболевания или травмы (Письмо Минтруда России от 09.04.2020 N 14-2/В-393).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, перенос отпуска, совпавшего с больничным, который пришелся на период карантина, нормативно не предусмотрен. Этот больничный не является основанием для переноса отпуска в соответствии со ст. 124 ТК РФ. Так как в период ежегодного оплачиваемого отпуска работник не утрачивает заработок, то за период карантина, приходящегося на оплачиваемые дни отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином не предусмотрена. Обязанность работодателя продлить такой отпуск на число совпавших с ним календарных дней нетрудоспособности возникает только в случае временной нетрудоспособности самого работника вследствие заболевания или травмы (Письмо Минтруда России от 09.04.2020 N 14-2/В-393).
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим также, что некоторые социальные выплаты, не соотнесенные прямо с прожиточным минимумом, в настоящее время более активно "привязываются" к МРОТ. Такое соотнесение может быть прямым, как в случае с пособием по временной нетрудоспособности, которое начиная с 1 апреля 2020 г. в расчете за полный календарный месяц не может составлять менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Примером опосредованного соотнесения можно назвать пособие по безработице, максимальный размер которого начиная с 2019 г. (для лиц предпенсионного возраста, с 2020 г. - для всех) устанавливается в размере, который фактически равен МРОТ.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим также, что некоторые социальные выплаты, не соотнесенные прямо с прожиточным минимумом, в настоящее время более активно "привязываются" к МРОТ. Такое соотнесение может быть прямым, как в случае с пособием по временной нетрудоспособности, которое начиная с 1 апреля 2020 г. в расчете за полный календарный месяц не может составлять менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Примером опосредованного соотнесения можно назвать пособие по безработице, максимальный размер которого начиная с 2019 г. (для лиц предпенсионного возраста, с 2020 г. - для всех) устанавливается в размере, который фактически равен МРОТ.