Больничный не принят фсс
Подборка наиболее важных документов по запросу Больничный не принят фсс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выплата пособия по временной нетрудоспособности по больничному листу с ошибками или исправлениями
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушение медицинским учреждением положений Порядка N 624н само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату пособия по временной нетрудоспособности при условии, что Фондом социального страхования не опровергнут факт наступления страхового случая и обязанность страхователя назначить и произвести выплату пособия застрахованному лицу.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушение медицинским учреждением положений Порядка N 624н само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату пособия по временной нетрудоспособности при условии, что Фондом социального страхования не опровергнут факт наступления страхового случая и обязанность страхователя назначить и произвести выплату пособия застрахованному лицу.
Перспективы и риски арбитражного спора: Взносы на страхование от несчастных случаев: СФР (ФСС РФ) доначислил взносы на социальное пособие, которое выплачено сверх нормы и (или) в зачете которого отказано
(КонсультантПлюс, 2025)Страхователь не исчислил взносы на страхование от несчастных случаев с социального пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и т.п.), которое выплачено сверх законодательно установленной нормы и (или) не принято к зачету ФСС РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Страхователь не исчислил взносы на страхование от несчастных случаев с социального пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и т.п.), которое выплачено сверх законодательно установленной нормы и (или) не принято к зачету ФСС РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые засады и сложные моменты работы с больничными: как не повторить ошибки коллег
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 6)Поскольку работодатель не вправе принимать больничный с ошибками, необходимо проверять раздел больничного, который заполнили в медицинской организации, до того, как отправили его на оплату в ФСС. Это касается и электронных больничных (п. 67 Порядка, утв. Приказом Минздрава от 23.11.2021 N 1089н). Если ошибку в ЭЛН обнаружили, то направьте сотрудника в медорганизацию, чтобы ему оформили дубликат документа. Такое решение принимает врачебная комиссия. После чего медорганизация аннулирует больничный с ошибкой, для этого его переведут в статус "090" - "Действия прекращены". Далее врачи оформят дубликат электронного больничного.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 6)Поскольку работодатель не вправе принимать больничный с ошибками, необходимо проверять раздел больничного, который заполнили в медицинской организации, до того, как отправили его на оплату в ФСС. Это касается и электронных больничных (п. 67 Порядка, утв. Приказом Минздрава от 23.11.2021 N 1089н). Если ошибку в ЭЛН обнаружили, то направьте сотрудника в медорганизацию, чтобы ему оформили дубликат документа. Такое решение принимает врачебная комиссия. После чего медорганизация аннулирует больничный с ошибкой, для этого его переведут в статус "090" - "Действия прекращены". Далее врачи оформят дубликат электронного больничного.
Статья: Процедура увольнения за поддельный больничный
(Никулина С.)
("Трудовое право", 2021, N 6)Далее нужно дождаться официального ответа, а до этого времени никаких кадровых решений не принимать. Если ответа из ФСС или медучреждения еще нет, а срок выплаты пособия уже подходит, лучше оплатить больничный. Иначе работник может потребовать компенсацию по статье 236 Трудового кодекса и пожаловаться в ГИТ. Если же окажется, что оплаченный больничный - фальшивый, работодатель сможет взыскать с работника незаконно полученные средства, удерживая из зарплаты не более 20% каждый месяц. При увольнении работника для взыскания долга придется обратиться в суд.
(Никулина С.)
("Трудовое право", 2021, N 6)Далее нужно дождаться официального ответа, а до этого времени никаких кадровых решений не принимать. Если ответа из ФСС или медучреждения еще нет, а срок выплаты пособия уже подходит, лучше оплатить больничный. Иначе работник может потребовать компенсацию по статье 236 Трудового кодекса и пожаловаться в ГИТ. Если же окажется, что оплаченный больничный - фальшивый, работодатель сможет взыскать с работника незаконно полученные средства, удерживая из зарплаты не более 20% каждый месяц. При увольнении работника для взыскания долга придется обратиться в суд.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)34. Непринятие фондом социального страхования к зачету расходов, произведенных обществом, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при исчислении пособия по беременности и родам за любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а не за годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам, признано судом правомерным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)34. Непринятие фондом социального страхования к зачету расходов, произведенных обществом, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при исчислении пособия по беременности и родам за любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а не за годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам, признано судом правомерным.
Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 16-О
"По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию"Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом (статья 183), однако такой федеральный закон, необходимость которого вытекает также из статей 1 и 3 Федерального закона от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования", до настоящего времени не принят.
"По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию"Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом (статья 183), однако такой федеральный закон, необходимость которого вытекает также из статей 1 и 3 Федерального закона от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования", до настоящего времени не принят.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Облагается ли НДФЛ доплата до фактического заработка в части, превышающей максимальный размер пособия по беременности и родам
(КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок расчета пособия. Средний дневной заработок определяется делением заработка за два года, предшествующие тому, в котором наступил страховой случай, на число календарных дней за указанные два года. При этом не учитываются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, а также период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если данная выплата освобождена от обложения страховыми взносами в ФСС РФ.
Облагается ли НДФЛ доплата до фактического заработка в части, превышающей максимальный размер пособия по беременности и родам
(КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок расчета пособия. Средний дневной заработок определяется делением заработка за два года, предшествующие тому, в котором наступил страховой случай, на число календарных дней за указанные два года. При этом не учитываются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, а также период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если данная выплата освобождена от обложения страховыми взносами в ФСС РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Для каждого страхового случая предусмотрены максимальные периоды нетрудоспособности в разрезе единичного случая и годового лимита. Если сроки нарушены, листок к оплате не примут.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Для каждого страхового случая предусмотрены максимальные периоды нетрудоспособности в разрезе единичного случая и годового лимита. Если сроки нарушены, листок к оплате не примут.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Это значит, что ошибки в листках временной нетрудоспособности и снятие расходов на соцстрах ведут к доначислению всех взносов (кроме "на травматизм") либо к судебным спорам.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Это значит, что ошибки в листках временной нетрудоспособности и снятие расходов на соцстрах ведут к доначислению всех взносов (кроме "на травматизм") либо к судебным спорам.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.10.2024 N Ф08-9009/2024 по делу N А63-18300/2023 <Ошибки в отчете не означают, что есть недоимка>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Резюме служителей Фемиды. Фирма порядок исчисления и уплаты взносов не нарушила. Фискалы в период выделения страхователю средств (177 751,28 рублей) страховые взносы не администрировали. Доказательств незаконности решения Фонда социального страхования РФ налоговики не представили. А значит, арбитры из первой и апелляционной инстанций обоснованно "забраковали" "приговор".
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Резюме служителей Фемиды. Фирма порядок исчисления и уплаты взносов не нарушила. Фискалы в период выделения страхователю средств (177 751,28 рублей) страховые взносы не администрировали. Доказательств незаконности решения Фонда социального страхования РФ налоговики не представили. А значит, арбитры из первой и апелляционной инстанций обоснованно "забраковали" "приговор".
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)2.4. На основании Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, и иных законодательных и нормативных правовых актов РФ по результатам настоящей проверки установлено, что непринятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке не выявлены.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)2.4. На основании Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, и иных законодательных и нормативных правовых актов РФ по результатам настоящей проверки установлено, что непринятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке не выявлены.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка расходования средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 2021 - 2022 годах"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)9.2.3. Сведения о НС, ПРП, возмещении вреда, выплате пособий по временной нетрудоспособности формируются в четырех разных функциональных компонентах ЕИИС "Соцстрах", не связанных между собой, что препятствует автоматизации внутреннего контроля.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)9.2.3. Сведения о НС, ПРП, возмещении вреда, выплате пособий по временной нетрудоспособности формируются в четырех разных функциональных компонентах ЕИИС "Соцстрах", не связанных между собой, что препятствует автоматизации внутреннего контроля.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Заметим, что нормативное правовое регулирование деятельности другого государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования - осуществлялось несколько иным образом. Данный фонд был образован на основании Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822 <16> и в соответствии с п. 1 этого нормативного правового акта, так же как и ПФР, признавался финансово-кредитным учреждением Российской Федерации. Позднее было принято Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 <17>, утвердившее Положение о ФСС. Согласно п. 1 и 2 указанного Положения ФСС признавался финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования. Следовательно, долгое время правовое положение ФСС определялось на подзаконном уровне. В дальнейшем были приняты федеральные законы, регулирующие отдельные виды страхования, входящие в сферу ответственности ФСС <18>. И если Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ просто констатировал тот факт, что ФСС является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то статья 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ не только признавала рассматриваемый государственный внебюджетный фонд страховщиком по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но также содержала положение, согласно которому правовой статус ФСС определяется отдельным законом. Соответствующий закон так и не был принят. Таким образом, более 12 лет с того момента, когда начала действовать названная норма <19>, законодатель не предпринимал никаких действий по разработке соответствующей нормативной правовой базы, определявшей правовой статус ФСС. Более того, расширительное толкование ч. 3 ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что деятельность каждого государственного внебюджетного фонда должна регулироваться отдельным законом. Полагаем, что это в полной мере оправдано тем значением, которое соответствующие фонды имеют для организации системы обязательного государственного социального страхования. Между тем до недавнего времени правовое регулирование деятельности ПФР и ФСС носило обрывочный, несистематизированный характер: как уже говорилось, правовой статус данных органов определялся подзаконными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами упраздненного Верховного Совета РСФСР (в части, не противоречащей действующему законодательству и нормативным правовым актам первой группы), а также БК РФ, регулирующим правовое положение государственных внебюджетных фондов как участников бюджетного процесса и как его объекта (т.е. как фонда денежных средств), и федеральными законами, определявшими правовое положение данных фондов как страховщиков по отдельным видам обязательного социального страхования. Такое положение дел не соответствовало ни правилам юридической техники, ни потребностям правоприменительной практики.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Заметим, что нормативное правовое регулирование деятельности другого государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования - осуществлялось несколько иным образом. Данный фонд был образован на основании Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822 <16> и в соответствии с п. 1 этого нормативного правового акта, так же как и ПФР, признавался финансово-кредитным учреждением Российской Федерации. Позднее было принято Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 <17>, утвердившее Положение о ФСС. Согласно п. 1 и 2 указанного Положения ФСС признавался финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования. Следовательно, долгое время правовое положение ФСС определялось на подзаконном уровне. В дальнейшем были приняты федеральные законы, регулирующие отдельные виды страхования, входящие в сферу ответственности ФСС <18>. И если Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ просто констатировал тот факт, что ФСС является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то статья 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ не только признавала рассматриваемый государственный внебюджетный фонд страховщиком по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но также содержала положение, согласно которому правовой статус ФСС определяется отдельным законом. Соответствующий закон так и не был принят. Таким образом, более 12 лет с того момента, когда начала действовать названная норма <19>, законодатель не предпринимал никаких действий по разработке соответствующей нормативной правовой базы, определявшей правовой статус ФСС. Более того, расширительное толкование ч. 3 ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что деятельность каждого государственного внебюджетного фонда должна регулироваться отдельным законом. Полагаем, что это в полной мере оправдано тем значением, которое соответствующие фонды имеют для организации системы обязательного государственного социального страхования. Между тем до недавнего времени правовое регулирование деятельности ПФР и ФСС носило обрывочный, несистематизированный характер: как уже говорилось, правовой статус данных органов определялся подзаконными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами упраздненного Верховного Совета РСФСР (в части, не противоречащей действующему законодательству и нормативным правовым актам первой группы), а также БК РФ, регулирующим правовое положение государственных внебюджетных фондов как участников бюджетного процесса и как его объекта (т.е. как фонда денежных средств), и федеральными законами, определявшими правовое положение данных фондов как страховщиков по отдельным видам обязательного социального страхования. Такое положение дел не соответствовало ни правилам юридической техники, ни потребностям правоприменительной практики.
Статья: Изменение условий трудового договора по просьбе работника. Какие риски и как действовать?
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 4)В современном мире работа в декрете - частая практика. Компания не хочет терять связь со специалистом, а сотрудница - квалификацию. Поскольку выполнять трудовую функцию в первое время после рождения не всегда возможно, выходить из отпуска по уходу за ребенком не потребуется. Компания и сотрудница вправе заключить гражданско-правовой договор. Споры в таких случаях возникают редко. Стороны имеют возможность согласовать работы и оплату заранее. Риски появляются при подаче документов в ФСС.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 4)В современном мире работа в декрете - частая практика. Компания не хочет терять связь со специалистом, а сотрудница - квалификацию. Поскольку выполнять трудовую функцию в первое время после рождения не всегда возможно, выходить из отпуска по уходу за ребенком не потребуется. Компания и сотрудница вправе заключить гражданско-правовой договор. Споры в таких случаях возникают редко. Стороны имеют возможность согласовать работы и оплату заранее. Риски появляются при подаче документов в ФСС.