Близкие родственники противодействие коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Близкие родственники противодействие коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""По смыслу положений статей 10, 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к числу выгодоприобретателей от коррупционной деятельности относятся, в том числе, граждане и организации, связанные с должностным лицом близким родством или свойством, имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Круг таких лиц не определяется действующим антикоррупционным законодательством Российской Федерации каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении коррупционного правонарушения."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 N 88-24855/2024 по делу N 2-3375/2023 (УИД 61RS0013-01-2023-003764-91)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обращении взыскания на имущество.
Обстоятельства: Ответчиком не представлены доказательства законности происхождения денежных средств, за счет которых было приобретено спорное имущество, имеются основания для обращения данного имущества, а также дохода от его использования в доход государства.
Решение: Удовлетворено.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 235 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Закон N 230-ФЗ), и, оценив собранные по делу доказательства, признал установленным, что ФИО10 и его близкими лицами не представлены доказательства законности происхождения денежных средств, за счет которых в 2015 - 2022 годах было приобретено имущество, зарегистрированное на указанных лиц, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ для обращения данного имущества, а также дохода от его использования в доход государства. При этом суд учел необходимые затраты на бытовые нужды, проживание, питание, оплату коммунальных услуг, приобретение одежды, расходы на обучение детей и т.д. Суд посчитал подлежащим удовлетворению требование о взыскании денежных средств с ответчиков ФИО4, ФИО3, ФИО1 в солидарном порядке, отметив, что денежные средства, законный источник происхождения которых ответчиками не подтвержден, хранились на счетах ФИО4 и ФИО1, были сняты ими для использования в личных целях. Требования об обращении в доход государства изъятых в ходе проведения обыска в доме ФИО3 денежных средств в сумме 98 000 рублей суд первой инстанции в соответствии со статьей 222 ГПК РФ оставил без рассмотрения, поскольку указанные денежные средства были изъяты в рамках проведения мероприятий по уголовному делу, их принадлежность и источник происхождения не установлены.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обращении взыскания на имущество.
Обстоятельства: Ответчиком не представлены доказательства законности происхождения денежных средств, за счет которых было приобретено спорное имущество, имеются основания для обращения данного имущества, а также дохода от его использования в доход государства.
Решение: Удовлетворено.Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 235 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Закон N 230-ФЗ), и, оценив собранные по делу доказательства, признал установленным, что ФИО10 и его близкими лицами не представлены доказательства законности происхождения денежных средств, за счет которых в 2015 - 2022 годах было приобретено имущество, зарегистрированное на указанных лиц, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ для обращения данного имущества, а также дохода от его использования в доход государства. При этом суд учел необходимые затраты на бытовые нужды, проживание, питание, оплату коммунальных услуг, приобретение одежды, расходы на обучение детей и т.д. Суд посчитал подлежащим удовлетворению требование о взыскании денежных средств с ответчиков ФИО4, ФИО3, ФИО1 в солидарном порядке, отметив, что денежные средства, законный источник происхождения которых ответчиками не подтвержден, хранились на счетах ФИО4 и ФИО1, были сняты ими для использования в личных целях. Требования об обращении в доход государства изъятых в ходе проведения обыска в доме ФИО3 денежных средств в сумме 98 000 рублей суд первой инстанции в соответствии со статьей 222 ГПК РФ оставил без рассмотрения, поскольку указанные денежные средства были изъяты в рамках проведения мероприятий по уголовному делу, их принадлежность и источник происхождения не установлены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Получение дохода от предпринимательской деятельности должностными лицами: уголовно-правовая квалификация и возможное применение нормы о легализации
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)Материалы уголовных дел показывают, что должностные лица могут использовать различные схемы для легализации доходов, включая создание фиктивных контрактов, использование офшорных счетов и распределение активов через близких родственников или доверенных лиц. Такие действия подтверждают возможность применения уголовного законодательства для борьбы с коррупцией и легализацией доходов должностными лицами, если будут установлены достаточные доказательства злоупотреблений.
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)Материалы уголовных дел показывают, что должностные лица могут использовать различные схемы для легализации доходов, включая создание фиктивных контрактов, использование офшорных счетов и распределение активов через близких родственников или доверенных лиц. Такие действия подтверждают возможность применения уголовного законодательства для борьбы с коррупцией и легализацией доходов должностными лицами, если будут установлены достаточные доказательства злоупотреблений.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Довод истца об отсутствии конфликта интересов суд нашел несостоятельным, указав, что в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав. В случае признания супруги истца победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у супруги истца возникли бы имущественные права на земельный участок. Следовательно, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность М.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Довод истца об отсутствии конфликта интересов суд нашел несостоятельным, указав, что в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав. В случае признания супруги истца победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у супруги истца возникли бы имущественные права на земельный участок. Следовательно, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность М.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
Статья: Становление и развитие службы конвоирования уголовно-исполнительной системы Российского государства
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)<7> См.: Ковалев О.Г. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в УИС // Право и управление. 2024. N 4. С. 348 - 352.
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)<7> См.: Ковалев О.Г. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в УИС // Право и управление. 2024. N 4. С. 348 - 352.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)В качестве предупредительных мер Закон определяет меры по ограничению государственных служащих в отношении совместительства, ограничения для граждан после прекращения их деятельности на государственной службе, совместной работы близких лиц.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)В качестве предупредительных мер Закон определяет меры по ограничению государственных служащих в отношении совместительства, ограничения для граждан после прекращения их деятельности на государственной службе, совместной работы близких лиц.
Статья: Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В соответствии с положениями российского законодательства в рамках обращения в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, обязанность по доказыванию законности происхождения имущества и доходов возлагается на должностное лицо, а доказывание незаконности их происхождения - на органы прокуратуры. При таких обстоятельствах нельзя говорить о механизме объективного вменения вины в процессе анализа гражданско-правового (имущественного) положения должностного лица и его близких родственников, поскольку каждая из сторон доказывает те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование законности или, напротив, незаконности происхождения соответствующего имущества и (или) доходов.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В соответствии с положениями российского законодательства в рамках обращения в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, обязанность по доказыванию законности происхождения имущества и доходов возлагается на должностное лицо, а доказывание незаконности их происхождения - на органы прокуратуры. При таких обстоятельствах нельзя говорить о механизме объективного вменения вины в процессе анализа гражданско-правового (имущественного) положения должностного лица и его близких родственников, поскольку каждая из сторон доказывает те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование законности или, напротив, незаконности происхождения соответствующего имущества и (или) доходов.
Статья: Проблемы формулирования юридических дефиниций на примере антикоррупционного законодательства
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Для того чтобы упростить формулировку личной заинтересованности, целесообразнее изложить данную норму в следующей редакции: "Под личной заинтересованностью в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве, а также гражданами или организациями, с которыми указанные лица связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями". При этом ст. 10 Закона о противодействии коррупции необходимо дополнить ч. 2.1 "К лицам, состоящим в близком родстве с лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, относятся его родители, супруги, дети, братья и сестры" и ч. 2.2 "К лицам, состоящим в свойстве с лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, относятся братья, сестры, родители, дети супруга данного лица и супруги его детей".
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Для того чтобы упростить формулировку личной заинтересованности, целесообразнее изложить данную норму в следующей редакции: "Под личной заинтересованностью в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве, а также гражданами или организациями, с которыми указанные лица связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями". При этом ст. 10 Закона о противодействии коррупции необходимо дополнить ч. 2.1 "К лицам, состоящим в близком родстве с лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, относятся его родители, супруги, дети, братья и сестры" и ч. 2.2 "К лицам, состоящим в свойстве с лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, относятся братья, сестры, родители, дети супруга данного лица и супруги его детей".
Статья: Проблемы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Несмотря на закрепление законодателем названных терминов, в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 гг. перед Правительством РФ поставлена задача проанализировать правоприменительную практику и уточнить понятия "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве" и "иные близкие отношения" <2>.
(Фокина М.М.)
("Законность", 2023, N 12)Несмотря на закрепление законодателем названных терминов, в Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 гг. перед Правительством РФ поставлена задача проанализировать правоприменительную практику и уточнить понятия "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве" и "иные близкие отношения" <2>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> предписывает перечисленным в ст. 12.3 категориям лиц передавать принадлежащие им ценные бумагами (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. При этом отсутствуют какие-либо подзаконные акты, устанавливающие специальный унифицированный порядок передачи ценных бумаг в доверительное управление в целях противодействия коррупции государственными гражданскими служащими (имеются только отдельные нормативные акты, регулирующие эту процедуру в отношении некоторых категорий государственных служащих), т.е. законодательно не определена процедура передачи государственными гражданскими служащими ценных бумаг в доверительное управление, не определен вопрос о возможном запрете или разрешении передачи активов в доверительное управление близким родственникам (так, передача активов близким родственникам не всегда может достигать самой цели предотвращения конфликта интересов), а значит, отсутствует необходимая и достаточная основа для эффективной правореализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Закона о противодействии коррупции, в силу отсутствия необходимых условий для их качественного исполнения.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> предписывает перечисленным в ст. 12.3 категориям лиц передавать принадлежащие им ценные бумагами (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. При этом отсутствуют какие-либо подзаконные акты, устанавливающие специальный унифицированный порядок передачи ценных бумаг в доверительное управление в целях противодействия коррупции государственными гражданскими служащими (имеются только отдельные нормативные акты, регулирующие эту процедуру в отношении некоторых категорий государственных служащих), т.е. законодательно не определена процедура передачи государственными гражданскими служащими ценных бумаг в доверительное управление, не определен вопрос о возможном запрете или разрешении передачи активов в доверительное управление близким родственникам (так, передача активов близким родственникам не всегда может достигать самой цели предотвращения конфликта интересов), а значит, отсутствует необходимая и достаточная основа для эффективной правореализации положений, предусмотренных ст. 12.3 Закона о противодействии коррупции, в силу отсутствия необходимых условий для их качественного исполнения.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Кроме того, указанным Законом введены ограничения антикоррупционного характера, определяющие круг лиц - родственников должностного лица. Ранее такие ограничения распространялись только на тех близких родственников либо свойственников служащего, которые осуществляли общую с ним хозяйственную деятельность либо проживали с ним на одной жилой площади.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Кроме того, указанным Законом введены ограничения антикоррупционного характера, определяющие круг лиц - родственников должностного лица. Ранее такие ограничения распространялись только на тех близких родственников либо свойственников служащего, которые осуществляли общую с ним хозяйственную деятельность либо проживали с ним на одной жилой площади.
Статья: О доверительном управлении имуществом как способе предотвращения конфликта интересов, предусмотренном для служащих Центрального банка Российской Федерации и иных категорий граждан
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Продолжая исследовать установленный порядок передачи имущества в доверительное управление, напомним, что учредитель доверительного управления чаще всего - собственник имущества, но иногда им могут стать и иные лица или органы (ст. 1026 ГК РФ). В нашем случае, очевидно, это всегда собственник, хотя следует отметить, что Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", как и большая часть законов, содержащих сходные нормы, не оперирует понятием "собственность" напрямую, заменяя его выражением "принадлежащее им имущество", являются ли эти понятия идентичными по смыслу (т.е. синонимами) - вопрос весьма дискуссионный, но тем не менее в данном контексте они использованы как синонимы. В этой связи возникает вопрос, который, по нашему мнению, следует обсудить. Действующие нормы о сущности конфликта интересов и личной заинтересованности указывают, среди прочего, на то, что под последней понимается возможность получения доходов (в различном виде) либо самим служащим, либо его близкими родственниками или свойственниками <17>.
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Продолжая исследовать установленный порядок передачи имущества в доверительное управление, напомним, что учредитель доверительного управления чаще всего - собственник имущества, но иногда им могут стать и иные лица или органы (ст. 1026 ГК РФ). В нашем случае, очевидно, это всегда собственник, хотя следует отметить, что Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", как и большая часть законов, содержащих сходные нормы, не оперирует понятием "собственность" напрямую, заменяя его выражением "принадлежащее им имущество", являются ли эти понятия идентичными по смыслу (т.е. синонимами) - вопрос весьма дискуссионный, но тем не менее в данном контексте они использованы как синонимы. В этой связи возникает вопрос, который, по нашему мнению, следует обсудить. Действующие нормы о сущности конфликта интересов и личной заинтересованности указывают, среди прочего, на то, что под последней понимается возможность получения доходов (в различном виде) либо самим служащим, либо его близкими родственниками или свойственниками <17>.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)<2> О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон"): Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 // СЗ РФ. 2022. N 18. Ст. 3053.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)<2> О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон"): Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 // СЗ РФ. 2022. N 18. Ст. 3053.