Близкие родственники противодействие коррупции



Подборка наиболее важных документов по запросу Близкие родственники противодействие коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""По смыслу положений статей 10, 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к числу выгодоприобретателей от коррупционной деятельности относятся, в том числе, граждане и организации, связанные с должностным лицом близким родством или свойством, имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Круг таких лиц не определяется действующим антикоррупционным законодательством Российской Федерации каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении коррупционного правонарушения."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 N 88-24855/2024 по делу N 2-3375/2023 (УИД 61RS0013-01-2023-003764-91)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обращении взыскания на имущество.
Обстоятельства: Ответчиком не представлены доказательства законности происхождения денежных средств, за счет которых было приобретено спорное имущество, имеются основания для обращения данного имущества, а также дохода от его использования в доход государства.
Решение: Удовлетворено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 235 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Закон N 230-ФЗ), и, оценив собранные по делу доказательства, признал установленным, что ФИО10 и его близкими лицами не представлены доказательства законности происхождения денежных средств, за счет которых в 2015 - 2022 годах было приобретено имущество, зарегистрированное на указанных лиц, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ для обращения данного имущества, а также дохода от его использования в доход государства. При этом суд учел необходимые затраты на бытовые нужды, проживание, питание, оплату коммунальных услуг, приобретение одежды, расходы на обучение детей и т.д. Суд посчитал подлежащим удовлетворению требование о взыскании денежных средств с ответчиков ФИО4, ФИО3, ФИО1 в солидарном порядке, отметив, что денежные средства, законный источник происхождения которых ответчиками не подтвержден, хранились на счетах ФИО4 и ФИО1, были сняты ими для использования в личных целях. Требования об обращении в доход государства изъятых в ходе проведения обыска в доме ФИО3 денежных средств в сумме 98 000 рублей суд первой инстанции в соответствии со статьей 222 ГПК РФ оставил без рассмотрения, поскольку указанные денежные средства были изъяты в рамках проведения мероприятий по уголовному делу, их принадлежность и источник происхождения не установлены.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Получение дохода от предпринимательской деятельности должностными лицами: уголовно-правовая квалификация и возможное применение нормы о легализации
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)
Материалы уголовных дел показывают, что должностные лица могут использовать различные схемы для легализации доходов, включая создание фиктивных контрактов, использование офшорных счетов и распределение активов через близких родственников или доверенных лиц. Такие действия подтверждают возможность применения уголовного законодательства для борьбы с коррупцией и легализацией доходов должностными лицами, если будут установлены достаточные доказательства злоупотреблений.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Довод истца об отсутствии конфликта интересов суд нашел несостоятельным, указав, что в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью на муниципальной службе понимается возможность получения в том числе состоящими с муниципальным служащим в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав. В случае признания супруги истца победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с ней был бы заключен соответствующий договор, на основании которого у супруги истца возникли бы имущественные права на земельный участок. Следовательно, при данных обстоятельствах имела место личная заинтересованность М.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"
Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
показать больше документов