Близкие родственники госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Близкие родственники госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для проведения проверки послужило письмо ГУ МВД... с информацией о фактах получения денежных средств в виде дивидендов в качестве акционеров ЗАО... близкими родственниками государственных гражданских служащих департамента, в том числе... О.
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для проведения проверки послужило письмо ГУ МВД... с информацией о фактах получения денежных средств в виде дивидендов в качестве акционеров ЗАО... близкими родственниками государственных гражданских служащих департамента, в том числе... О.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об институте и категории "государственная служба" в административном праве
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Из данного определения прослеживается тенденция, что служебное право призвано регулировать служебные отношения внутри самой службы. Как нам представляется, служебное право, если оно все же есть, должно выходить за границы государственной службы и регулировать более широкий круг общественных отношений, в частности те, которые связаны со служебными отношениями, но служебными данные отношения в прямом смысле не являются. Например, некоторые нормы служебного законодательства и законодательства о противодействии коррупции продолжают действовать в отношении лица, которое уже уволилось с государственной службы, также некоторые предписания служебного законодательства могут касаться близких родственников государственного служащего, хотя данные лица не имеют никакого отношения к государственной службе.
(Саидов З.А., Куракин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Из данного определения прослеживается тенденция, что служебное право призвано регулировать служебные отношения внутри самой службы. Как нам представляется, служебное право, если оно все же есть, должно выходить за границы государственной службы и регулировать более широкий круг общественных отношений, в частности те, которые связаны со служебными отношениями, но служебными данные отношения в прямом смысле не являются. Например, некоторые нормы служебного законодательства и законодательства о противодействии коррупции продолжают действовать в отношении лица, которое уже уволилось с государственной службы, также некоторые предписания служебного законодательства могут касаться близких родственников государственного служащего, хотя данные лица не имеют никакого отношения к государственной службе.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)В данном случае может быть уместна в качестве примера следующая ситуация: государственный гражданский служащий, замещающий высшую должность государственной службы категории "руководители" в федеральном органе исполнительной власти и проходящий государственную гражданскую службу в центральном аппарате ведомства в Москве, получает в наследство квартиру в одном из отдаленных региональных городов; в данном городе проживает его близкий родственник (брат), и государственный гражданский служащий, не имея намерений и финансовой необходимости в данной квартире, принимает решение передать эту квартиру своему родственнику, отдавая доверенность на совершение всех необходимых регистрационных действий, и будучи в полной уверенности в перерегистрации квартиры на нового собственника, не подает сведения о квартире во время очередной декларационной кампании. Родственник в свою очередь не успевает вовремя перерегистрировать квартиру, а проверка прокуратурой сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера выявляет неполноту сведений. Формально данная ситуация вполне с учетом стоимости квартиры может быть квалифицирована как серьезное коррупционное правонарушение со всеми неблагоприятными последствиями для государственного служащего.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)В данном случае может быть уместна в качестве примера следующая ситуация: государственный гражданский служащий, замещающий высшую должность государственной службы категории "руководители" в федеральном органе исполнительной власти и проходящий государственную гражданскую службу в центральном аппарате ведомства в Москве, получает в наследство квартиру в одном из отдаленных региональных городов; в данном городе проживает его близкий родственник (брат), и государственный гражданский служащий, не имея намерений и финансовой необходимости в данной квартире, принимает решение передать эту квартиру своему родственнику, отдавая доверенность на совершение всех необходимых регистрационных действий, и будучи в полной уверенности в перерегистрации квартиры на нового собственника, не подает сведения о квартире во время очередной декларационной кампании. Родственник в свою очередь не успевает вовремя перерегистрировать квартиру, а проверка прокуратурой сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера выявляет неполноту сведений. Формально данная ситуация вполне с учетом стоимости квартиры может быть квалифицирована как серьезное коррупционное правонарушение со всеми неблагоприятными последствиями для государственного служащего.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2) если близкие родственники федерального государственного служащего являются лицами:
(ред. от 31.07.2025)
"О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2) если близкие родственники федерального государственного служащего являются лицами:
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868
(ред. от 21.07.2025)
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)26(2)) обеспечивает государственную защиту сотрудников федеральной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований, федеральных государственных гражданских служащих, их близких родственников и иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(ред. от 21.07.2025)
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)26(2)) обеспечивает государственную защиту сотрудников федеральной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований, федеральных государственных гражданских служащих, их близких родственников и иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Также пока нет информации, каким образом будет использоваться собранный массив информации, полученный новой системой, каким образом с ее помощью будут контролироваться доходы и расходы членов семей государственных служащих, их детей, близких родственников, возможно, друзей и иных лиц. Остается также открытым вопрос, что в "Посейдоне" будет противопоставлено нелегальным потокам криптовалюты - системе, большая часть которой находится вне зоны правового регулирования и зачастую не раскрывает владельцев криптовалюты.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Также пока нет информации, каким образом будет использоваться собранный массив информации, полученный новой системой, каким образом с ее помощью будут контролироваться доходы и расходы членов семей государственных служащих, их детей, близких родственников, возможно, друзей и иных лиц. Остается также открытым вопрос, что в "Посейдоне" будет противопоставлено нелегальным потокам криптовалюты - системе, большая часть которой находится вне зоны правового регулирования и зачастую не раскрывает владельцев криптовалюты.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В Законе о службе в органах принудительного исполнения по сравнению с Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ значительно сужен круг лиц, возможность получения материальной выгоды которых детерминирует утрату доверия. В соответствии с Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ к утрате доверия приводит возможность получения материальных выгод, помимо самого государственного служащего, состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицом (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), гражданами или организациями, с которыми лица, указанные выше, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В Законе о службе в органах принудительного исполнения по сравнению с Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ значительно сужен круг лиц, возможность получения материальной выгоды которых детерминирует утрату доверия. В соответствии с Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ к утрате доверия приводит возможность получения материальных выгод, помимо самого государственного служащего, состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицом (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), гражданами или организациями, с которыми лица, указанные выше, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Следующий этап развития института судейской этики обусловлен многочисленными изменениями федерального законодательства. Так, принятый Закон США о совершенствовании судебного механизма 1974 г. содержал конкретные и обязательные правила о дисквалификации (отводе) судей в ситуациях, когда у судьи есть интерес, влияющий на объективность рассмотрения дела, выраженный во владении акциями компании, участвующей в процессе, оказании ранее юридической услуги стороне процесса, участии в качестве свидетеля по делу; при наличии иной взаимосвязи со стороной дела или адвокатом таким образом, что возникает конфликт интересов <17>. Кроме того, в 1978 г. был принят Федеральный закон США об этике в государственном управлении, направленный на борьбу с коррупцией <18>. Закон установил обязанность публичного раскрытия финансовой информации, информации о предыдущей трудовой деятельности государственных служащих, а также их близких родственников. В разд. I Закона уточнялось, что включает в себя финансовая отчетность, требующая раскрытия, а именно: источники и суммы доходов, подарки, возмещения, идентификационные данные и приблизительная стоимость имущества, размер долгов, сделки с имуществом, товарами и ценными бумагами, а также финансовые интересы супруга или иждивенца. Кроме того, разд. I уточнял круг лиц, на которых распространяется соответствующая обязанность. В их число входили судебные должностные лица, судьи апелляционных судов, окружные судьи. Закон 1978 г. также утвердил процедуры для подачи и рассмотрения жалоб на неправомерные действия судей и уполномочил Судебные советы каждого округа применять дисциплинарные взыскания к судьям. Еще одним законодательным актом, провозглашающим самодисциплину в судейском сообществе, стал Закон о реформе советов судей и поведении судей 1980 г. Закон 1980 г. закрепил правила, регулирующие состав и обязанности судебных советов окружных судов, их полномочия в части проведения расследований в отношении судей, нарушающих требования этических кодексов <19>, и применения дисциплинарных наказаний (за исключением импичмента). В 1989 г. был принят Закон об этической реформе <20>, который расширил ограничения судей в части внешнего дохода, внешней занятости (в том числе преподавательской) и требования к раскрытию финансовой информации.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Следующий этап развития института судейской этики обусловлен многочисленными изменениями федерального законодательства. Так, принятый Закон США о совершенствовании судебного механизма 1974 г. содержал конкретные и обязательные правила о дисквалификации (отводе) судей в ситуациях, когда у судьи есть интерес, влияющий на объективность рассмотрения дела, выраженный во владении акциями компании, участвующей в процессе, оказании ранее юридической услуги стороне процесса, участии в качестве свидетеля по делу; при наличии иной взаимосвязи со стороной дела или адвокатом таким образом, что возникает конфликт интересов <17>. Кроме того, в 1978 г. был принят Федеральный закон США об этике в государственном управлении, направленный на борьбу с коррупцией <18>. Закон установил обязанность публичного раскрытия финансовой информации, информации о предыдущей трудовой деятельности государственных служащих, а также их близких родственников. В разд. I Закона уточнялось, что включает в себя финансовая отчетность, требующая раскрытия, а именно: источники и суммы доходов, подарки, возмещения, идентификационные данные и приблизительная стоимость имущества, размер долгов, сделки с имуществом, товарами и ценными бумагами, а также финансовые интересы супруга или иждивенца. Кроме того, разд. I уточнял круг лиц, на которых распространяется соответствующая обязанность. В их число входили судебные должностные лица, судьи апелляционных судов, окружные судьи. Закон 1978 г. также утвердил процедуры для подачи и рассмотрения жалоб на неправомерные действия судей и уполномочил Судебные советы каждого округа применять дисциплинарные взыскания к судьям. Еще одним законодательным актом, провозглашающим самодисциплину в судейском сообществе, стал Закон о реформе советов судей и поведении судей 1980 г. Закон 1980 г. закрепил правила, регулирующие состав и обязанности судебных советов окружных судов, их полномочия в части проведения расследований в отношении судей, нарушающих требования этических кодексов <19>, и применения дисциплинарных наказаний (за исключением импичмента). В 1989 г. был принят Закон об этической реформе <20>, который расширил ограничения судей в части внешнего дохода, внешней занятости (в том числе преподавательской) и требования к раскрытию финансовой информации.