Бланкетный характер
Подборка наиболее важных документов по запросу Бланкетный характер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 222.1 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств" УК РФ"Отмечает, что диспозиции ч. 1 ст. 222 и ч. 1 ст. 222.1 УК РФ имеют бланкетный характер, однако приговор не содержит указание, какие конкретно правила, определенные правовыми актами, Федеральным законом "Об оружии", нарушены."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" УК РФ"Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируется не только Федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Статья 256 УК РФ носит бланкетный характер, конкретные правовые нормы, которые были нарушены в результате совершения преступления, должны быть отражены в приговоре."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)1.1. Бланкетный характер ст. 200.4 УК РФ и установление
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)1.1. Бланкетный характер ст. 200.4 УК РФ и установление
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2024 года"Статья 171 "Незаконное предпринимательство" УК Российской Федерации устанавливает в качестве одного из признаков незаконного предпринимательства его осуществление без обязательной лицензии, имеет бланкетный характер, отсылая, в частности, к положениям Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который определил виды деятельности, подлежащие лицензированию, и отнес к ним эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В свою очередь Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты мукомольного производства относит к категории III класса опасности, в связи с чем организация, эксплуатирующая такой производственный объект, обязана в том числе иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Обзор практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В связи с тем, что особенностью статьи 260 УК РФ является ее бланкетный характер, установление в действиях лица признаков состава преступления и его надлежащая квалификация возможны лишь с учетом положений нормативных правовых актов, конкретизирующих правила поведения в сфере лесопользования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В связи с тем, что особенностью статьи 260 УК РФ является ее бланкетный характер, установление в действиях лица признаков состава преступления и его надлежащая квалификация возможны лишь с учетом положений нормативных правовых актов, конкретизирующих правила поведения в сфере лесопользования.
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: основные направления реформирования
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Законодательство о перевозках отличается известной самостоятельностью. Нормы гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют, как правило, бланкетный характер, придавая ключевое значение транспортным уставам и кодексам. Для перевозок железнодорожным транспортом - это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации <1> (далее - УЖДТ РФ), который определяет основные условия организации и осуществления перевозок, оказания инфраструктурных и иных связанных с перевозками услуг.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Законодательство о перевозках отличается известной самостоятельностью. Нормы гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют, как правило, бланкетный характер, придавая ключевое значение транспортным уставам и кодексам. Для перевозок железнодорожным транспортом - это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации <1> (далее - УЖДТ РФ), который определяет основные условия организации и осуществления перевозок, оказания инфраструктурных и иных связанных с перевозками услуг.
Статья: О предмете преступления неправомерного оборота электронных средств платежей
(Сатликова К.М.)
("Ex jure", 2025, N 2)Норма носит бланкетный характер, что требует обращения к позитивным отраслям права. Тем не менее доктриной сформулировано понимание предмета анализируемого состава преступления, а точнее предметов: в первой части диспозиции исследуемой статьи (до слов "а также") перечислены те предметы, что не вызывают затруднений в правоприменительной деятельности: поддельные платежные карты, распоряжения о переводе денежных средств, документы или средства оплаты. По указанной причине мы не будем на них останавливаться подробнее. Хотелось бы обратить внимание только на подарочные сертификаты с разным номиналом, подделка которых, изготовление или сбыт, как отмечают многие исследователи, не могут быть квалифицированы по статье 187 УК РФ <3>.
(Сатликова К.М.)
("Ex jure", 2025, N 2)Норма носит бланкетный характер, что требует обращения к позитивным отраслям права. Тем не менее доктриной сформулировано понимание предмета анализируемого состава преступления, а точнее предметов: в первой части диспозиции исследуемой статьи (до слов "а также") перечислены те предметы, что не вызывают затруднений в правоприменительной деятельности: поддельные платежные карты, распоряжения о переводе денежных средств, документы или средства оплаты. По указанной причине мы не будем на них останавливаться подробнее. Хотелось бы обратить внимание только на подарочные сертификаты с разным номиналом, подделка которых, изготовление или сбыт, как отмечают многие исследователи, не могут быть квалифицированы по статье 187 УК РФ <3>.
Статья: Непредсказуемость в сфере создания и применения уголовного закона: проблемы типологии и оценки
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Аналогичный подход к оценке степени определенности правовых норм демонстрирует и Конституционный Суд РФ: "...требования к нормам, устанавливающим уголовную ответственность, должны быть особенно высоки, что предопределяет повышенный стандарт обеспечения определенности правового регулирования". В то же время "отсутствие в системе правового регулирования специально установленных законодателем критериев, обеспечивающих однозначный и предсказуемый выбор между нормами, само по себе еще не свидетельствует об их неконституционности, поскольку соответствующая степень определенности может обеспечиваться в правоприменительной практике, в том числе за счет толкования, даваемого судами" <31>. С этих позиций Конституционный Суд РФ легитимирует как не нарушающее принцип правовой определенности использование в законе юридических конструкций бланкетного характера, которые для уяснения используемых в нем терминов и понятий требуют обращения к нормативному материалу иных правовых актов <32>, а также использование в правовых нормах оценочных понятий, которое преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций <33>.
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Аналогичный подход к оценке степени определенности правовых норм демонстрирует и Конституционный Суд РФ: "...требования к нормам, устанавливающим уголовную ответственность, должны быть особенно высоки, что предопределяет повышенный стандарт обеспечения определенности правового регулирования". В то же время "отсутствие в системе правового регулирования специально установленных законодателем критериев, обеспечивающих однозначный и предсказуемый выбор между нормами, само по себе еще не свидетельствует об их неконституционности, поскольку соответствующая степень определенности может обеспечиваться в правоприменительной практике, в том числе за счет толкования, даваемого судами" <31>. С этих позиций Конституционный Суд РФ легитимирует как не нарушающее принцип правовой определенности использование в законе юридических конструкций бланкетного характера, которые для уяснения используемых в нем терминов и понятий требуют обращения к нормативному материалу иных правовых актов <32>, а также использование в правовых нормах оценочных понятий, которое преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций <33>.
Статья: Уголовно-правовая охрана порядка содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых либо отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы (ст. 321.1 УК РФ)
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Вместе с тем ввиду ссылочно-бланкетного характера диспозиции ст. 321.1 УК РФ отдельные ее положения нуждаются в комментариях. В связи с тем что место совершения предусмотренного ею деяния является обязательным признаком состава, необходимо определить, что считать учреждениями УИС применительно к данной статье. В базовом Законе к ним относятся учреждения, исполняющие наказания <4>. Из перечисленных в ст. 16 УИК РФ <5> учреждений УИС по смыслу ст. 321.1 УК РФ к ним следует относить только исправительные учреждения, виды которых перечислены в ч. 1 ст. 74 УИК РФ. В иных учреждениях УИС пользование средствами мобильной связи и иными средствами коммуникации не запрещено, поэтому они не могут рассматриваться как место совершения деяния, предусмотренного ст. 321.1 УК РФ.
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Вместе с тем ввиду ссылочно-бланкетного характера диспозиции ст. 321.1 УК РФ отдельные ее положения нуждаются в комментариях. В связи с тем что место совершения предусмотренного ею деяния является обязательным признаком состава, необходимо определить, что считать учреждениями УИС применительно к данной статье. В базовом Законе к ним относятся учреждения, исполняющие наказания <4>. Из перечисленных в ст. 16 УИК РФ <5> учреждений УИС по смыслу ст. 321.1 УК РФ к ним следует относить только исправительные учреждения, виды которых перечислены в ч. 1 ст. 74 УИК РФ. В иных учреждениях УИС пользование средствами мобильной связи и иными средствами коммуникации не запрещено, поэтому они не могут рассматриваться как место совершения деяния, предусмотренного ст. 321.1 УК РФ.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)На особый правовой механизм предоставления прав в отношении объектов недропользования указывается и в правовых предписаниях ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <8>, имеющих бланкетный характер и отсылающих к Закону "О недрах" в части специального порядка заключения сделок по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности. Указанное положение законодательного акта свидетельствует о гражданско-правовом характере действий хозяйствующих субъектов, направленных на предоставление имущественных прав в сфере недропользования, специфика которых обусловлена участием государства в соответствующих правоотношениях. Как верно отмечено в юридической литературе, "нормы обоих вышеназванных Законов направлены на защиту конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности в отраслях недропользования, эффективное использование недр" <9>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)На особый правовой механизм предоставления прав в отношении объектов недропользования указывается и в правовых предписаниях ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <8>, имеющих бланкетный характер и отсылающих к Закону "О недрах" в части специального порядка заключения сделок по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности. Указанное положение законодательного акта свидетельствует о гражданско-правовом характере действий хозяйствующих субъектов, направленных на предоставление имущественных прав в сфере недропользования, специфика которых обусловлена участием государства в соответствующих правоотношениях. Как верно отмечено в юридической литературе, "нормы обоих вышеназванных Законов направлены на защиту конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности в отраслях недропользования, эффективное использование недр" <9>.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Впервые принцип определенности правовой нормы как критерий оценки ее конституционности был обоснован и сформулирован Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25.04.1995 N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" <3>. В этом Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что положение ч. 1 ст. 54 ЖК о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение "в установленном порядке" носит бланкетный характер. "Неопределенность его юридического содержания, - по мнению Суда, - не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что он означает по своему существу. Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен "устанавливать порядок" вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать его по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилища".
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Впервые принцип определенности правовой нормы как критерий оценки ее конституционности был обоснован и сформулирован Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25.04.1995 N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" <3>. В этом Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что положение ч. 1 ст. 54 ЖК о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение "в установленном порядке" носит бланкетный характер. "Неопределенность его юридического содержания, - по мнению Суда, - не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что он означает по своему существу. Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен "устанавливать порядок" вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать его по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилища".
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении, обеспечивающем изоляцию от общества, средств мобильной связи и иных средств коммуникации
(Плешаков А.М., Туманов А.С.)
("Российский следователь", 2025, N 8)В настоящее время административная преюдиция в ст. 321.1 УК РФ представляет собой криминообразующий признак состава преступления, который включает в себя совокупность объективных и субъективных обстоятельств бланкетного характера. Привлечение к уголовной ответственности возможно только в случае, если лицо ранее подвергалось административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 19.12 КоАП РФ. По существу диспозиция указанной статьи такая же, как и в ст. 321.1 УК РФ, только с указанием в том числе и на попытку передачи таких предметов.
(Плешаков А.М., Туманов А.С.)
("Российский следователь", 2025, N 8)В настоящее время административная преюдиция в ст. 321.1 УК РФ представляет собой криминообразующий признак состава преступления, который включает в себя совокупность объективных и субъективных обстоятельств бланкетного характера. Привлечение к уголовной ответственности возможно только в случае, если лицо ранее подвергалось административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 19.12 КоАП РФ. По существу диспозиция указанной статьи такая же, как и в ст. 321.1 УК РФ, только с указанием в том числе и на попытку передачи таких предметов.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Законопроект Минздрава России имеет бланкетный характер: он возлагает на Правительство РФ обязанность определить порядок функционирования резервного механизма. На текущий момент именно федеральное Правительство определяет объем фактического "наполнения" права на медицинскую помощь <53>, включая определение перечня лекарственных препаратов для терапии редких жизнеугрожающих заболеваний. Предложенный Министерством законопроект выдержан в рамках этого подхода. Таким образом, в случае его принятия де-юре ситуация сильно не изменится, так как ни Закон об основах охраны здоровья, ни постановления Правительства РФ во исполнение законопроекта не будут содержать конкретных требований или хотя бы целевых показателей для внедряемого резервного механизма. Существует вероятность, что создание резервного механизма не изменит ситуацию и де-факто, то есть может оказаться сугубо формальным. Неисполнение, несвоевременное или частичное исполнение уполномоченным органом обязанности обеспечить реализацию Постановления Конституционного Суда не связаны напрямую ни с мерами понуждения, ни с мерами ответственности.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Законопроект Минздрава России имеет бланкетный характер: он возлагает на Правительство РФ обязанность определить порядок функционирования резервного механизма. На текущий момент именно федеральное Правительство определяет объем фактического "наполнения" права на медицинскую помощь <53>, включая определение перечня лекарственных препаратов для терапии редких жизнеугрожающих заболеваний. Предложенный Министерством законопроект выдержан в рамках этого подхода. Таким образом, в случае его принятия де-юре ситуация сильно не изменится, так как ни Закон об основах охраны здоровья, ни постановления Правительства РФ во исполнение законопроекта не будут содержать конкретных требований или хотя бы целевых показателей для внедряемого резервного механизма. Существует вероятность, что создание резервного механизма не изменит ситуацию и де-факто, то есть может оказаться сугубо формальным. Неисполнение, несвоевременное или частичное исполнение уполномоченным органом обязанности обеспечить реализацию Постановления Конституционного Суда не связаны напрямую ни с мерами понуждения, ни с мерами ответственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Часть 3 комментируемой статьи содержит норму, которая имеет бланкетный характер. Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Таким органом является Министерство юстиции РФ (Минюст России).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Часть 3 комментируемой статьи содержит норму, которая имеет бланкетный характер. Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов принудительного исполнения, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Таким органом является Министерство юстиции РФ (Минюст России).
Статья: Проблемы отнесения фальсифицированных биологически активных добавок к предмету преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ
(Дзьоник Е.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Актуальность проблемы исследования определяется: 1) рядом тенденций современного фармацевтического рынка, среди которых следует особенно выделить высокий спрос на биологически активные добавки, основанный на интересе к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний в совокупности со стремлением производителей к увеличению прибыли; недостаточное регулирование в сфере производства и реализации БАД; распространение и доступность зарубежных и отечественных онлайн-сервисов в сфере реализации БАД; отсутствие стандартов и строгих мер контроля качества производства БАД и отдельных ингредиентов со стороны государства; сложности выявления отдельных компонентов, применяемых в фальсификации; 2) необходимостью усовершенствования методов и критериев идентификации поддельных или фальсифицированных БАД; 3) потребностью в разработке эффективных мер пресечения и противодействия преступности в рассматриваемой области. Автором проведен анализ законодательных и научных источников относительно раскрытия сущности юридической категории "фальсифицированные биологически активные добавки", предмета преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ; приведен краткий обзор соответствующей правоприменительной практики. Уточнен предмет преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ. Автор приходит к выводу о том, что бланкетный характер диспозиции ст. 238.1 УК РФ указывает на необходимость обращения к положениям специализированного законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность, что позволит избежать двойственности толкования отдельных норм и трудностей в их практическом применении. Исключение фальсифицированных биологически активных добавок из предмета преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ, способствовало бы разрешению соответствующих противоречий. Указанное положение нашло отражение в авторском проекте изменения уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 238.1 УК РФ.
(Дзьоник Е.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Актуальность проблемы исследования определяется: 1) рядом тенденций современного фармацевтического рынка, среди которых следует особенно выделить высокий спрос на биологически активные добавки, основанный на интересе к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний в совокупности со стремлением производителей к увеличению прибыли; недостаточное регулирование в сфере производства и реализации БАД; распространение и доступность зарубежных и отечественных онлайн-сервисов в сфере реализации БАД; отсутствие стандартов и строгих мер контроля качества производства БАД и отдельных ингредиентов со стороны государства; сложности выявления отдельных компонентов, применяемых в фальсификации; 2) необходимостью усовершенствования методов и критериев идентификации поддельных или фальсифицированных БАД; 3) потребностью в разработке эффективных мер пресечения и противодействия преступности в рассматриваемой области. Автором проведен анализ законодательных и научных источников относительно раскрытия сущности юридической категории "фальсифицированные биологически активные добавки", предмета преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ; приведен краткий обзор соответствующей правоприменительной практики. Уточнен предмет преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ. Автор приходит к выводу о том, что бланкетный характер диспозиции ст. 238.1 УК РФ указывает на необходимость обращения к положениям специализированного законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность, что позволит избежать двойственности толкования отдельных норм и трудностей в их практическом применении. Исключение фальсифицированных биологически активных добавок из предмета преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ, способствовало бы разрешению соответствующих противоречий. Указанное положение нашло отражение в авторском проекте изменения уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 238.1 УК РФ.