Благоустройство территории поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом...
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Довод Администрации о том, что она не является надлежащим лицом, ответственным за бездоговорное потребление электрической энергии, правомерно отклонен судами... вопросы благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, относятся к вопросам местного значения... расходы на содержание и эксплуатацию наружного освещения возмещаются за счет бюджетных средств соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения..."
(КонсультантПлюс, 2025)Довод Администрации о том, что она не является надлежащим лицом, ответственным за бездоговорное потребление электрической энергии, правомерно отклонен судами... вопросы благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, относятся к вопросам местного значения... расходы на содержание и эксплуатацию наружного освещения возмещаются за счет бюджетных средств соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В юридической литературе в связи с этим указывается, что правила благоустройства территории всех муниципальных образований "должны учесть" положения Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов <24>, рекомендующие принимать концепции благоустройства территорий, предварительно обсудив их с жителями муниципалитета <25>.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В юридической литературе в связи с этим указывается, что правила благоустройства территории всех муниципальных образований "должны учесть" положения Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов <24>, рекомендующие принимать концепции благоустройства территорий, предварительно обсудив их с жителями муниципалитета <25>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Закон N 131-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) содержал определение понятия "благоустройство": благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В настоящее время Закон не содержит определения благоустройства.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Закон N 131-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) содержал определение понятия "благоустройство": благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В настоящее время Закон не содержит определения благоустройства.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, муниципальных округов, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур;
(ред. от 31.07.2025)3) создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, муниципальных округов, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур;
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Примечательно, что полномочия ОМСУ в лесной сфере реализуются и в рамках благоустройства муниципальных образований. Так, в нормах Федерального закона N 131 закреплено, что в правилах благоустройства территории поселения, городского и муниципального округов необходимо обязательно прописывать организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов ООПТ, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Ввиду этого принят и Приказ Минстроя России от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", где прописано, что лесопарковые зоны, городские леса относятся к объектам благоустройства и в правилах необходимо предусматривать мероприятия по их благоустройству и уходу.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Примечательно, что полномочия ОМСУ в лесной сфере реализуются и в рамках благоустройства муниципальных образований. Так, в нормах Федерального закона N 131 закреплено, что в правилах благоустройства территории поселения, городского и муниципального округов необходимо обязательно прописывать организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов ООПТ, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Ввиду этого принят и Приказ Минстроя России от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", где прописано, что лесопарковые зоны, городские леса относятся к объектам благоустройства и в правилах необходимо предусматривать мероприятия по их благоустройству и уходу.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, должны быть установлены минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения таких территориальных единиц. Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния данной территории. Соответственно, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, должны быть установлены минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения таких территориальных единиц. Под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния данной территории. Соответственно, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)В соответствии с ГрК РФ благоустройство территорий также является одним из видов градостроительной деятельности. Но нормами ГрК РФ этот вид деятельности не регулируется. Эта деятельность устанавливается правилами благоустройства территории муниципального образования, содержание которых регламентируется Федеральным законом N 131-ФЗ и которые разрабатываются в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ) от 13 апреля 2017 г. N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов" <12>. В Методических рекомендациях Минстроя России подчеркивается, что в муниципально-правовых актах в качестве одной из задач должно быть прописано создание универсального механизма вовлечения граждан в соответствии с сформулированными в них принципами и подходами к вовлечению граждан в процесс планирования и реализации мероприятия по созданию и благоустройству общественных пространств. Прописаны формы общественного участия: совместное определение целей и задач благоустройства, инвентаризация проблем и потенциалов, определение основных видов функциональных зон, выбор оборудования и малых архитектурных форм, типов покрытия и озеленения, согласование проектов и общественный контроль, а также перечислены инструменты вовлечения.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)В соответствии с ГрК РФ благоустройство территорий также является одним из видов градостроительной деятельности. Но нормами ГрК РФ этот вид деятельности не регулируется. Эта деятельность устанавливается правилами благоустройства территории муниципального образования, содержание которых регламентируется Федеральным законом N 131-ФЗ и которые разрабатываются в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ) от 13 апреля 2017 г. N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов" <12>. В Методических рекомендациях Минстроя России подчеркивается, что в муниципально-правовых актах в качестве одной из задач должно быть прописано создание универсального механизма вовлечения граждан в соответствии с сформулированными в них принципами и подходами к вовлечению граждан в процесс планирования и реализации мероприятия по созданию и благоустройству общественных пространств. Прописаны формы общественного участия: совместное определение целей и задач благоустройства, инвентаризация проблем и потенциалов, определение основных видов функциональных зон, выбор оборудования и малых архитектурных форм, типов покрытия и озеленения, согласование проектов и общественный контроль, а также перечислены инструменты вовлечения.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)В соответствии с п. 3.1.21 Свода правил СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.01.2020 N 33/пр) под социальной инфраструктурой понимается комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, необходимых для бытовой, досуговой деятельности людей, их развития и поддержания здоровья: объекты образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, торговли и услуг, гостиницы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)В соответствии с п. 3.1.21 Свода правил СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.01.2020 N 33/пр) под социальной инфраструктурой понимается комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, необходимых для бытовой, досуговой деятельности людей, их развития и поддержания здоровья: объекты образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, торговли и услуг, гостиницы.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Реализуя данную возможность, законодательство субъектов РФ и местные нормативные акты в сфере благоустройства территорий возлагают бремя содержания (уборки, ремонта и т.п.) муниципальных территорий общего пользования, прилегающих к земельным участкам или зданиям иных субъектов, главным образом частных собственников и иных частных пользователей, на этих последних за их собственный счет. Правовым основанием для этого одно время была норма п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131), в соответствии с которой "утверждение правил благоустройства территории поселения" и, в частности, "установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения" <1> относились (относятся и теперь) к вопросам местного значения (здесь и далее в цитатах курсив мой. - Д.Т.), а следовательно, к компетенции органов местного самоуправления.
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)Реализуя данную возможность, законодательство субъектов РФ и местные нормативные акты в сфере благоустройства территорий возлагают бремя содержания (уборки, ремонта и т.п.) муниципальных территорий общего пользования, прилегающих к земельным участкам или зданиям иных субъектов, главным образом частных собственников и иных частных пользователей, на этих последних за их собственный счет. Правовым основанием для этого одно время была норма п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131), в соответствии с которой "утверждение правил благоустройства территории поселения" и, в частности, "установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения" <1> относились (относятся и теперь) к вопросам местного значения (здесь и далее в цитатах курсив мой. - Д.Т.), а следовательно, к компетенции органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур.