Благоустройство территории это
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"При этом законодательный орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства территории городского округа и решая вопросы местного значения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Как установил суд, у ответчиков отсутствуют какие-либо права на территорию, огороженную забором. Приказы МУГИСО по смыслу пункта 4 статьи 39.33 ЗК РФ являются разрешением на эксплуатацию территории, ее благоустройство, однако не могут являются основанием для ограничения в доступе к этой территории иным лицам, на что было прямо указано в пункте 3.7 приказов. Кроме того, на момент рассмотрения спора указанные приказы отменены именно по причине возведения ответчиком ограждений, не предусмотренных приказом, и нарушения тем самым условий выданных разрешений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Что понимать под благоустройством территории
(КонсультантПлюс, 2025)Что понимать под благоустройством территории
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)36) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
(ред. от 31.07.2025)36) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 36 ст. 1 ГсК РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на: 1) обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан; 2) поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории; 3) содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 36 ст. 1 ГсК РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на: 1) обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан; 2) поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории; 3) содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако существуют и другие определения благоустройства территории. Согласно п. 3.2 СП 82.0013330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако существуют и другие определения благоустройства территории. Согласно п. 3.2 СП 82.0013330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Так, согласно СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденному Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.2 СП 82.13330.2016).
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Так, согласно СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденному Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.2 СП 82.13330.2016).
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Одной из фундаментальных правовых проблем, характерных в той или иной степени для всех стран мира, является вопрос о поиске оптимального баланса частных и публичных интересов, что проявляется в определении допустимого уровня ограничений прав частных собственников. Локальным вариантом данной проблемы является вопрос о возложении дополнительных обязанностей на частных собственников земельных участков в рамках реализации органами местного самоуправления функции по благоустройству территории муниципалитета. Проблема состоит в том, какие дополнительные обязанности будут являться обоснованными и правомерными, а в каких случаях орган местного самоуправления выходит за рамки своих полномочий, налагая на частных собственников необоснованные затраты. Данная проблема уже попадала в поле зрения исследователей. Так, А.Ю. Чикильдина отмечала, что благоустройство территории - это комплексная многоаспектная задача, направленная на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования, осуществляемая органами публичной власти, физическими и юридическими лицами <1>. Не вызывает возражений и тезис о том, что отношения по благоустройству включают в себя несколько смежных областей регулирования - градостроительных, экологических, санитарных, жилищных, при этом четкое определение места благоустройства в системе права отсутствует <2>.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Одной из фундаментальных правовых проблем, характерных в той или иной степени для всех стран мира, является вопрос о поиске оптимального баланса частных и публичных интересов, что проявляется в определении допустимого уровня ограничений прав частных собственников. Локальным вариантом данной проблемы является вопрос о возложении дополнительных обязанностей на частных собственников земельных участков в рамках реализации органами местного самоуправления функции по благоустройству территории муниципалитета. Проблема состоит в том, какие дополнительные обязанности будут являться обоснованными и правомерными, а в каких случаях орган местного самоуправления выходит за рамки своих полномочий, налагая на частных собственников необоснованные затраты. Данная проблема уже попадала в поле зрения исследователей. Так, А.Ю. Чикильдина отмечала, что благоустройство территории - это комплексная многоаспектная задача, направленная на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования, осуществляемая органами публичной власти, физическими и юридическими лицами <1>. Не вызывает возражений и тезис о том, что отношения по благоустройству включают в себя несколько смежных областей регулирования - градостроительных, экологических, санитарных, жилищных, при этом четкое определение места благоустройства в системе права отсутствует <2>.
Статья: Наем на сезон: лучше временные работники или самозанятые?
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 15)Посевные работы или сбор урожая, высадка деревьев и цветов на благоустраиваемой территории или защита лесов от пожаров - это все сезонные работы, для выполнения которых в сезон требуется привлечение рабочей силы в большем объеме, чем вне сезона. Поэтому компаниям и предпринимателям приходится задумываться, кого лучше нанять - сезонных работников или людей по гражданскому договору, чаще всего - самозанятых.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 15)Посевные работы или сбор урожая, высадка деревьев и цветов на благоустраиваемой территории или защита лесов от пожаров - это все сезонные работы, для выполнения которых в сезон требуется привлечение рабочей силы в большем объеме, чем вне сезона. Поэтому компаниям и предпринимателям приходится задумываться, кого лучше нанять - сезонных работников или людей по гражданскому договору, чаще всего - самозанятых.
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для расшифровки этого понятия воспользуемся определением, содержащимся в абз. 2 п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на поддержку государственных программ формирования современной городской среды субъектов Российской Федерации и г. Байконура и муниципальных программ формирования современной городской среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила субсидирования программ формирования городской среды): под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для расшифровки этого понятия воспользуемся определением, содержащимся в абз. 2 п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на поддержку государственных программ формирования современной городской среды субъектов Российской Федерации и г. Байконура и муниципальных программ формирования современной городской среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила субсидирования программ формирования городской среды): под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Готовое решение: Как согласовать предмет договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Для согласования содержания работы в договоре необходимо указать наименование работ, которые будет производить подрядчик. Если содержание работы носит общий характер и включает в себя разные виды работ, то в договоре следует определить конкретный состав работ, подлежащих выполнению. Например, работы по благоустройству и озеленению территории - это обобщенное название комплекса различных работ. Поэтому в договоре следует перечислить все виды работ, которые подлежат выполнению (например, вырубка и вывоз с территории сухих, погибших деревьев, покраска заборов, создание клумб, посадка растений и т.п.).
(КонсультантПлюс, 2025)Для согласования содержания работы в договоре необходимо указать наименование работ, которые будет производить подрядчик. Если содержание работы носит общий характер и включает в себя разные виды работ, то в договоре следует определить конкретный состав работ, подлежащих выполнению. Например, работы по благоустройству и озеленению территории - это обобщенное название комплекса различных работ. Поэтому в договоре следует перечислить все виды работ, которые подлежат выполнению (например, вырубка и вывоз с территории сухих, погибших деревьев, покраска заборов, создание клумб, посадка растений и т.п.).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что с момента принятия Закона N 246-ФЗ положения земельного и градостроительного законодательства о комплексном освоении и комплексном развитии территорий значительно изменились, причем не только по содержанию, но были внесены также терминологические корректировки. Так, если ранее ст. 30.2 и 38.2 ЗК РФ предусматривали комплексное освоение в целях жилищного строительства, то современные положения ЗК РФ и ГрК РФ предусматривают различные виды комплексного освоения и комплексного развития территорий, каждый из которых направлен на строительство и благоустройство территорий. В связи с этим можно предположить, что под "комплексным освоением в целях строительства" можно понимать использование земельного участка в ходе реализации любого вида комплексного освоения территории. Однако следует обратить внимание на то, что комплексное освоение согласно действующему законодательству может осуществляться только на земельных участках, находящихся в публичной собственности, тогда как право собственности на искусственный земельный участок может возникнуть в том числе у частного лица, средства которого являлись источником финансирования работ по созданию искусственного земельного участка (исключение составляют случаи создания участков на основании концессионного соглашения). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли комплексное развитие искусственных земельных участков, которое предусматривает осуществление строительства и благоустройства, в том числе земельных участков, находящихся в частной собственности?
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что с момента принятия Закона N 246-ФЗ положения земельного и градостроительного законодательства о комплексном освоении и комплексном развитии территорий значительно изменились, причем не только по содержанию, но были внесены также терминологические корректировки. Так, если ранее ст. 30.2 и 38.2 ЗК РФ предусматривали комплексное освоение в целях жилищного строительства, то современные положения ЗК РФ и ГрК РФ предусматривают различные виды комплексного освоения и комплексного развития территорий, каждый из которых направлен на строительство и благоустройство территорий. В связи с этим можно предположить, что под "комплексным освоением в целях строительства" можно понимать использование земельного участка в ходе реализации любого вида комплексного освоения территории. Однако следует обратить внимание на то, что комплексное освоение согласно действующему законодательству может осуществляться только на земельных участках, находящихся в публичной собственности, тогда как право собственности на искусственный земельный участок может возникнуть в том числе у частного лица, средства которого являлись источником финансирования работ по созданию искусственного земельного участка (исключение составляют случаи создания участков на основании концессионного соглашения). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли комплексное развитие искусственных земельных участков, которое предусматривает осуществление строительства и благоустройства, в том числе земельных участков, находящихся в частной собственности?