Благоустройство 294-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство 294-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Непринятие муниципального НПА об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства признается незаконным бездействием администрации муниципального образования, в том числе без обращения в суд (в рамках прокурорского реагирования)
(КонсультантПлюс, 2025)Непринятие муниципального НПА об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства признается незаконным бездействием администрации муниципального образования, в том числе без обращения в суд (в рамках прокурорского реагирования)
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Доводы Администрации о том, что при осуществлении контроля соблюдения Правил благоустройства не подлежит применению Закон N 294-ФЗ коллегией судей отклоняются, поскольку в силу части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ названный закон распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"О состоянии системы государственного контроля в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2010"
(Плаксин С.М., Ковтун Е.В., Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Кукса Т.Л., Иванова О.С., Жулин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Довод Общества о нарушении Управлением при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ судом отклонен, поскольку при осуществлении административно-технического контроля в сфере благоустройства не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
(Плаксин С.М., Ковтун Е.В., Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Кукса Т.Л., Иванова О.С., Жулин А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Довод Общества о нарушении Управлением при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ судом отклонен, поскольку при осуществлении административно-технического контроля в сфере благоустройства не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Статья: Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения
(Мадьярова А.В.)
("Практика муниципального управления", 2015, NN 8, 9, 10)Более того, такое регулирование является избыточным, поскольку осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства в настоящее время уже относится к компетенции органов местного самоуправления. Так, в соответствии с ч. ч. 1 - 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) органы местного самоуправления уполномочены осуществлять контроль за соблюдением муниципальных правовых актов. Правовое регулирование вопросов благоустройства, включая принятие правил благоустройства, отнесено Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений и городских округов (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16).
(Мадьярова А.В.)
("Практика муниципального управления", 2015, NN 8, 9, 10)Более того, такое регулирование является избыточным, поскольку осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства в настоящее время уже относится к компетенции органов местного самоуправления. Так, в соответствии с ч. ч. 1 - 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) органы местного самоуправления уполномочены осуществлять контроль за соблюдением муниципальных правовых актов. Правовое регулирование вопросов благоустройства, включая принятие правил благоустройства, отнесено Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений и городских округов (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16).
Нормативные акты
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27.10.2009 по делу N 43-07/09
<О признании нарушением части 1 статьи 15, пункта 9 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по расторжению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан Челябинской области>
(вместе с "Предписанием об отмене и изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство")- 2.2.32 - контроль за восстановлением благоустройства после проведения земляных работ.
<О признании нарушением части 1 статьи 15, пункта 9 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по расторжению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан Челябинской области>
(вместе с "Предписанием об отмене и изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство")- 2.2.32 - контроль за восстановлением благоустройства после проведения земляных работ.
Решение Челябинского УФАС России от 10.06.2013 N 30-07-13 по делу N 30-07/13
Нарушение: ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Предписание не выдавать.Тогда как в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах ОМСУ организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Нарушение: ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Предписание не выдавать.Тогда как в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах ОМСУ организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
"Региональный и муниципальный контроль в Российской Федерации"
(Ковтун Е.В., Чаплинский А.В., Кнутов А.В., Плаксин С.М., Завьялова Л.Д., Ляшков С.В.)
("Высшая школа экономики", 2012)Необходимо отметить, что проблема нормативного закрепления на местном уровне контрольно-надзорных полномочий за муниципальными учреждениями не раз поднималась Министерством экономического развития Российской Федерации. В этой связи Правительственной комиссией по проведению административной реформы (далее - Комиссия) (абз. 3 п. 8 разд. VI протокола от 8 февраля 2011 г. N 113) было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести совместно с органами местного самоуправления работу по приведению в соответствие с Законом N 294-ФЗ муниципальных правовых актов, наделяющих муниципальные учреждения (унитарные предприятия), подведомственные органам местного самоуправления, полномочиями по проведению муниципального контроля, имея в виду осуществление указанных полномочий исключительно уполномоченными органами местного самоуправления, в том числе в сферах муниципального контроля за благоустройством, санитарным содержанием городских территорий, содержанием жилищного фонда, муниципального земельного контроля, и о результатах проведенной работы доложить в Комиссию до 1 октября 2011 г.
(Ковтун Е.В., Чаплинский А.В., Кнутов А.В., Плаксин С.М., Завьялова Л.Д., Ляшков С.В.)
("Высшая школа экономики", 2012)Необходимо отметить, что проблема нормативного закрепления на местном уровне контрольно-надзорных полномочий за муниципальными учреждениями не раз поднималась Министерством экономического развития Российской Федерации. В этой связи Правительственной комиссией по проведению административной реформы (далее - Комиссия) (абз. 3 п. 8 разд. VI протокола от 8 февраля 2011 г. N 113) было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести совместно с органами местного самоуправления работу по приведению в соответствие с Законом N 294-ФЗ муниципальных правовых актов, наделяющих муниципальные учреждения (унитарные предприятия), подведомственные органам местного самоуправления, полномочиями по проведению муниципального контроля, имея в виду осуществление указанных полномочий исключительно уполномоченными органами местного самоуправления, в том числе в сферах муниципального контроля за благоустройством, санитарным содержанием городских территорий, содержанием жилищного фонда, муниципального земельного контроля, и о результатах проведенной работы доложить в Комиссию до 1 октября 2011 г.
Статья: Современные проблемы управления земельно-имущественными комплексами муниципальных образований
(Бабун Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2013, N 9)4) внести изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": установить, что предусмотренные этим законом процедуры не распространяются на муниципальный земельный контроль, лесной контроль, проверки в сфере благоустройства и санитарного состояния территории муниципального образования, а также на размещение рекламных конструкций. Перечисленные мероприятия не являются проверками хозяйственной деятельности конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Зачастую установить собственника или пользователя соответствующего объекта не представляется возможным;
(Бабун Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2013, N 9)4) внести изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": установить, что предусмотренные этим законом процедуры не распространяются на муниципальный земельный контроль, лесной контроль, проверки в сфере благоустройства и санитарного состояния территории муниципального образования, а также на размещение рекламных конструкций. Перечисленные мероприятия не являются проверками хозяйственной деятельности конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Зачастую установить собственника или пользователя соответствующего объекта не представляется возможным;
"Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012"
(Бакаев В.В., Зуев А.Г., Киржиманов М.Г., Кнутов А.В., Ковтун Е.В., Максимова С.И., Плаксин С.М., Полесский Е.А., Толстых Н.И., Ханова Е.П., Чаплинский А.В.)
("МАКС Пресс", 2013)При обобщении практики рассмотрения дел Пермским краевым судом сформулирована правовая позиция по вопросу о применимости к проводимым проверкам соблюдения товариществами собственников жилья и управляющими компаниями Правил благоустройства и содержания территории на городских и муниципальных территориях. В соответствии с ней такие проверки не подпадают под действие Федерального закона N 294-ФЗ, так как в ходе них не возникает взаимодействия с проверяемыми организациями (Обзор практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2011 г. и первое полугодие 2012 г. (утв. на заседании президиума Пермского краевого суда 6 июля 2012 г.)).
(Бакаев В.В., Зуев А.Г., Киржиманов М.Г., Кнутов А.В., Ковтун Е.В., Максимова С.И., Плаксин С.М., Полесский Е.А., Толстых Н.И., Ханова Е.П., Чаплинский А.В.)
("МАКС Пресс", 2013)При обобщении практики рассмотрения дел Пермским краевым судом сформулирована правовая позиция по вопросу о применимости к проводимым проверкам соблюдения товариществами собственников жилья и управляющими компаниями Правил благоустройства и содержания территории на городских и муниципальных территориях. В соответствии с ней такие проверки не подпадают под действие Федерального закона N 294-ФЗ, так как в ходе них не возникает взаимодействия с проверяемыми организациями (Обзор практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2011 г. и первое полугодие 2012 г. (утв. на заседании президиума Пермского краевого суда 6 июля 2012 г.)).
Статья: Об аренде аптекой помещения, обязанности установления пандуса и судебных баталиях
(Миленина Н.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 8)К сведению. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(Миленина Н.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 8)К сведению. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статья: О Законе Нижегородской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области"
(Рыжов А.Б.)
("Административное право", 2011, N 3)В настоящее время комитет Законодательного Собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, возглавляемый Олегом Борисовичем Шавиным, завершил подготовку к принятию закона Нижегородской области "О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" (направленного на установление составов административных правонарушений в сфере обеспечения чистоты и порядка), а также закона Нижегородской области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" (направленного на повышение эффективности государственного надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
(Рыжов А.Б.)
("Административное право", 2011, N 3)В настоящее время комитет Законодательного Собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, возглавляемый Олегом Борисовичем Шавиным, завершил подготовку к принятию закона Нижегородской области "О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" (направленного на установление составов административных правонарушений в сфере обеспечения чистоты и порядка), а также закона Нижегородской области "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" (направленного на повышение эффективности государственного надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").