Благоприятная городская среда
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоприятная городская среда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 215 "Право муниципальной собственности" ГК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 212, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 44 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", исходил из того, что администрация городского округа город Воронеж, являясь собственником очистных сооружений, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, не организовала надлежащую систему водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства; очистка вод, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в собственности муниципального образования, до установленных законодательством нормативов в целях предотвращения негативного воздействия на водные объекты, является составной частью процесса водоотведения, а также охраны окружающей среды, что в свою очередь соответствует полномочиям органов местного самоуправления городского округа, в связи с чем, учитывая, что вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а администрация городского округа город Воронеж, во исполнение возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, не предприняла своевременных и должных мер, направленных на организацию строительства очистных сооружений, пришел к выводу о том, что исковые требования об обязании администрации осуществить строительство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации, не допускающих попадание в водный объект - Воронежское водохранилище загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций в точках с географическими координатами N с.ш.,N в.д.; в точке с географическими координатами N с.ш., N в.д.; в точке с географическими координатами N с.ш., N в.д. подлежат удовлетворению."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 116 "Городские леса" ЛК РФ"Поскольку городские леса представляют собой сферу, где сталкиваются различные интересы (с одной стороны, такие леса гарантируют благоприятную окружающую среду для жителей, с другой - соответствующие территории могут рассматриваться как резерв для развития населенных пунктов), постольку сохранение баланса интересов в данном случае обеспечивается ключевой нормой лесного законодательства о недопустимости уменьшения общей площади городских лесов (часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)<60> В Постановлении АС Уральского округа от 14.02.2022 по делу N А50-23874/2020 делается вывод о том, что при принятии градостроительной документации, внесении в нее изменений орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории, созданию благоприятной городской среды.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)<60> В Постановлении АС Уральского округа от 14.02.2022 по делу N А50-23874/2020 делается вывод о том, что при принятии градостроительной документации, внесении в нее изменений орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории, созданию благоприятной городской среды.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В судебной практике, с одной стороны, отмечается, что процедура изменения ПЗЗ, ДПТ нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц; внесение изменений в ПЗЗ с целью обеспечения возможности строительства объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и (или) этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления; орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе обеспечением устойчивого развития территории города, создание благоприятной городской среды <1>. С другой - публичное образование, не обеспечившее содействие в выполнении работ, предусмотренных инвестиционным договором, не вправе возлагать на инвестора неблагоприятные имущественные последствия того, что договор не был исполнен; внеся оплату по инвестиционному договору в бюджет публичного образования, но не получив ожидаемого результата от его заключения, застройщик вправе требовать возврата уплаченных им средств; несогласованность позиций государственных органов, выступающих на стороне публичного образования, по вопросу о возможности использования земельного участка для целей, названных в инвестиционном договоре, не должна порождать негативные правовые последствия только для истца как инвестора, поскольку это нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В судебной практике, с одной стороны, отмечается, что процедура изменения ПЗЗ, ДПТ нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц; внесение изменений в ПЗЗ с целью обеспечения возможности строительства объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и (или) этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления; орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе обеспечением устойчивого развития территории города, создание благоприятной городской среды <1>. С другой - публичное образование, не обеспечившее содействие в выполнении работ, предусмотренных инвестиционным договором, не вправе возлагать на инвестора неблагоприятные имущественные последствия того, что договор не был исполнен; внеся оплату по инвестиционному договору в бюджет публичного образования, но не получив ожидаемого результата от его заключения, застройщик вправе требовать возврата уплаченных им средств; несогласованность позиций государственных органов, выступающих на стороне публичного образования, по вопросу о возможности использования земельного участка для целей, названных в инвестиционном договоре, не должна порождать негативные правовые последствия только для истца как инвестора, поскольку это нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения <2>.
Нормативные акты
"Паспорт федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"Количество городов с благоприятной городской средой Единица
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)В целях выявления актуальных проблем и перспективных направлений развития городов, конкурентных преимуществ и ограничений, препятствующих их развитию, распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 г. N 510-р утверждена Методика формирования индекса качества городской среды, позволяющая на основе совокупности значений индикаторов определять уровни качества городской среды. В частности, благоприятной городской средой согласно данной Методике признается состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города; неблагоприятной - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет менее 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города. Расчет индекса осуществляется на основании значений 36 индикаторов, характеризующих шесть типов пространств города: жилое, общественно-деловое, социально-досуговое, общегородское, озелененное и уличное.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)В целях выявления актуальных проблем и перспективных направлений развития городов, конкурентных преимуществ и ограничений, препятствующих их развитию, распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 г. N 510-р утверждена Методика формирования индекса качества городской среды, позволяющая на основе совокупности значений индикаторов определять уровни качества городской среды. В частности, благоприятной городской средой согласно данной Методике признается состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города; неблагоприятной - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет менее 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города. Расчет индекса осуществляется на основании значений 36 индикаторов, характеризующих шесть типов пространств города: жилое, общественно-деловое, социально-досуговое, общегородское, озелененное и уличное.
Статья: Комплексное развитие территории как правовой инструмент государственно-частного партнерства
(Белицкая А.В., Кухаренко Л.В.)
("Юрист", 2023, N 2)Нельзя не упомянуть также некогда популярные в практике градостроительства инвестиционные договоры/контракты, по которым с использованием смешанных форм финансирования за счет государственных и частных средств инвестор строил дома, часть площадей в которых передавал государству. Инвестиционные договоры как самостоятельный правовой инструмент не были урегулированы законодательством, однако на практике были весьма многообразны, имея в основном природу смешанного договора, и включали в себя различные элементы как поименованных, так и непоименованных в законе договоров. Несмотря на то что данный инструмент был очень удобен для инвестора, неопределенность его правовой природы рождала судебные споры, пока Постановлением Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" <9> не была установлена правовая природа инвестиционных договоров и не было предложено разрешать споры по правилам гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации <10> (далее - ГК РФ) ("Купля-продажа"), гл. 37 ГК РФ ("Подряд"), гл. 55 ГК РФ ("Простое товарищество"). Отметим, что недостатком инвестиционных договоров в градостроительстве было то, что они использовались в основном для точечной застройки, что приводило к ее уплотнению и увеличению нагрузки на существующую инфраструктуру, а также к соседству новых домов с аварийными и ветхими, что препятствовало созданию благоприятной городской среды.
(Белицкая А.В., Кухаренко Л.В.)
("Юрист", 2023, N 2)Нельзя не упомянуть также некогда популярные в практике градостроительства инвестиционные договоры/контракты, по которым с использованием смешанных форм финансирования за счет государственных и частных средств инвестор строил дома, часть площадей в которых передавал государству. Инвестиционные договоры как самостоятельный правовой инструмент не были урегулированы законодательством, однако на практике были весьма многообразны, имея в основном природу смешанного договора, и включали в себя различные элементы как поименованных, так и непоименованных в законе договоров. Несмотря на то что данный инструмент был очень удобен для инвестора, неопределенность его правовой природы рождала судебные споры, пока Постановлением Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" <9> не была установлена правовая природа инвестиционных договоров и не было предложено разрешать споры по правилам гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации <10> (далее - ГК РФ) ("Купля-продажа"), гл. 37 ГК РФ ("Подряд"), гл. 55 ГК РФ ("Простое товарищество"). Отметим, что недостатком инвестиционных договоров в градостроительстве было то, что они использовались в основном для точечной застройки, что приводило к ее уплотнению и увеличению нагрузки на существующую инфраструктуру, а также к соседству новых домов с аварийными и ветхими, что препятствовало созданию благоприятной городской среды.
Статья: К вопросу совершенствования правового обеспечения качества городской среды в Российской Федерации
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)Существующая Методика формирования индекса качества городской среды не содержит дефиниции "комфортная городская среда", но включает в себя 36 индикаторов, на основании которых можно провести ее оценку и сделать вывод, является городская среда благоприятной либо неблагоприятной. По результатам распределения индикаторов с определенными составляющими комфортной городской среды установлено, что правовая и социально-экономическая составляющие являются абсолютно не обеспеченными индикаторами, а цифровая составляющая малообеспеченной. Следовательно, распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды" целесообразно дополнить индикаторами, которые будут отражать социально-экономические параметры общества (например, динамика численности населения, сведения о рождаемости и смертности, благосостояние граждан, уровень заболеваемости раком, сведения о наркомании и алкоголизме, уровень безработицы, кадровый потенциал и т.п.) и правовую обеспеченность элементов комфортной городской среды, а также дополнить перечень индикаторов, характеризующих цифровую составляющую. При этом с целью сохранения логики формирования индекса качества городской среды (6 пространств, 6 критериев, 36 индикаторов) целесообразно произвести замену некоторых индикаторов, косвенно влияющих на процесс формирования комфортной городской среды, либо индикаторов, численные значения которых затруднительно рассчитать.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)Существующая Методика формирования индекса качества городской среды не содержит дефиниции "комфортная городская среда", но включает в себя 36 индикаторов, на основании которых можно провести ее оценку и сделать вывод, является городская среда благоприятной либо неблагоприятной. По результатам распределения индикаторов с определенными составляющими комфортной городской среды установлено, что правовая и социально-экономическая составляющие являются абсолютно не обеспеченными индикаторами, а цифровая составляющая малообеспеченной. Следовательно, распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды" целесообразно дополнить индикаторами, которые будут отражать социально-экономические параметры общества (например, динамика численности населения, сведения о рождаемости и смертности, благосостояние граждан, уровень заболеваемости раком, сведения о наркомании и алкоголизме, уровень безработицы, кадровый потенциал и т.п.) и правовую обеспеченность элементов комфортной городской среды, а также дополнить перечень индикаторов, характеризующих цифровую составляющую. При этом с целью сохранения логики формирования индекса качества городской среды (6 пространств, 6 критериев, 36 индикаторов) целесообразно произвести замену некоторых индикаторов, косвенно влияющих на процесс формирования комфортной городской среды, либо индикаторов, численные значения которых затруднительно рассчитать.
Статья: Параметрирование строительства: модернизация регулирования и проблемы устранения избыточных ограничений
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Параметрирование строительства на муниципальном уровне следует отграничивать от обязательных требований, установленных на государственном уровне в целях обеспечения безопасности при строительстве. Ведь установление муниципальных параметров разрешенного строительства (например, этажность, плотность застройки, отступы от границ земельного участка и пр.) не способно преодолеть или поколебать обязательные технические и иные требования, подлежащие безусловному применению <2>. В то же время установление тех или иных муниципальных параметров разрешенного строительства не может быть оправдано соображениями технической безопасности, которая относится к прерогативе государственного регулирования. Другими словами, параметрирование строительства касается не безопасности, а представлений муниципалитета, выступающего в качестве регулятора, о допустимой застройке и должном облике населенного пункта в целях создания благоприятной городской среды.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Параметрирование строительства на муниципальном уровне следует отграничивать от обязательных требований, установленных на государственном уровне в целях обеспечения безопасности при строительстве. Ведь установление муниципальных параметров разрешенного строительства (например, этажность, плотность застройки, отступы от границ земельного участка и пр.) не способно преодолеть или поколебать обязательные технические и иные требования, подлежащие безусловному применению <2>. В то же время установление тех или иных муниципальных параметров разрешенного строительства не может быть оправдано соображениями технической безопасности, которая относится к прерогативе государственного регулирования. Другими словами, параметрирование строительства касается не безопасности, а представлений муниципалитета, выступающего в качестве регулятора, о допустимой застройке и должном облике населенного пункта в целях создания благоприятной городской среды.
Статья: Категория полезности в городском праве: к вопросу о практической значимости результатов деятельности городской власти
(Таболин В.В., Таболин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Другой важной особенностью полезности результатов деятельности городской власти является изменение в подходах к принятию решений по развитию города и оценке способов их реализации. В последнее десятилетие мы видим явный переход к комплексным (междисциплинарным) разработкам планов и программ социально-экономического и градостроительного развития городов, которые все чаще обращены не только на экономические выгоды, но и на формирование благоприятной городской среды, щадящие методы застройки природных территорий, комплексное обеспечение безопасности населения, культурологические аспекты жизни горожан и др. Активное привлечение граждан к обсуждению и реализации проектов также дает весьма позитивные оценки качества городской власти.
(Таболин В.В., Таболин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Другой важной особенностью полезности результатов деятельности городской власти является изменение в подходах к принятию решений по развитию города и оценке способов их реализации. В последнее десятилетие мы видим явный переход к комплексным (междисциплинарным) разработкам планов и программ социально-экономического и градостроительного развития городов, которые все чаще обращены не только на экономические выгоды, но и на формирование благоприятной городской среды, щадящие методы застройки природных территорий, комплексное обеспечение безопасности населения, культурологические аспекты жизни горожан и др. Активное привлечение граждан к обсуждению и реализации проектов также дает весьма позитивные оценки качества городской власти.
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В рамках второго спора <17> городская администрация (далее - истец) обратилась с иском к застройщику (далее - ответчик) об обязании последнего исполнить договорные обязательства путем безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Перми здания средней общеобразовательной школы и земельного участка, необходимого для ее обслуживания, а также детского сада (встроенно-пристроенного помещения на первом этаже многоквартирного жилого дома) с выделением земельного участка для прогулок лиц, посещающих такое учреждение. Ответчик предъявил встречный иск об обязании администрации возвратить обществу оплату по соглашению, признании соглашения о безвозмездном проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность г. Перми расторгнутым. Суды всех инстанций удовлетворили первоначальный иск администрации и отказали в удовлетворении встречного иска застройщика. При этом суд, в частности кассационной инстанции, указал следующее. Из материалов дела не следует, что передача имущества в муниципальную собственность обусловлена совершением истцом каких-либо действий, связанных с выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или с изменением проекта планировки территории, правил землепользования и застройки с целью изменения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий. Процедура получения таких разрешений или изменения правил землепользования и застройки, документации по планировке территории нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории города Перми, созданию благоприятной городской среды.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В рамках второго спора <17> городская администрация (далее - истец) обратилась с иском к застройщику (далее - ответчик) об обязании последнего исполнить договорные обязательства путем безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Перми здания средней общеобразовательной школы и земельного участка, необходимого для ее обслуживания, а также детского сада (встроенно-пристроенного помещения на первом этаже многоквартирного жилого дома) с выделением земельного участка для прогулок лиц, посещающих такое учреждение. Ответчик предъявил встречный иск об обязании администрации возвратить обществу оплату по соглашению, признании соглашения о безвозмездном проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность г. Перми расторгнутым. Суды всех инстанций удовлетворили первоначальный иск администрации и отказали в удовлетворении встречного иска застройщика. При этом суд, в частности кассационной инстанции, указал следующее. Из материалов дела не следует, что передача имущества в муниципальную собственность обусловлена совершением истцом каких-либо действий, связанных с выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или с изменением проекта планировки территории, правил землепользования и застройки с целью изменения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий. Процедура получения таких разрешений или изменения правил землепользования и застройки, документации по планировке территории нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории города Перми, созданию благоприятной городской среды.