Беззаявительный характер
Подборка наиболее важных документов по запросу Беззаявительный характер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 88А-2076/2024 (УИД 07RS0004-01-2023-001922-72)
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Налоговый орган ссылается на неисполнение собственником объектов недвижимого имущества обязанности по уплате налога.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Вместе с тем судами не учтено, что, несмотря на заявительный характер налоговых льгот, применяемых, в том числе в силу пункта 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае установлен проактивный (беззаявительный) порядок, что обусловлено спецификой субъектного состава их получателей и целями введения, в частности в тех случаях, когда это возможно если налогоплательщиком не выражена воля на применение льготы и (или) не представлены документы, подтверждающие право на нее, а у налогового органа имеются соответствующие сведения.
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Налоговый орган ссылается на неисполнение собственником объектов недвижимого имущества обязанности по уплате налога.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Вместе с тем судами не учтено, что, несмотря на заявительный характер налоговых льгот, применяемых, в том числе в силу пункта 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае установлен проактивный (беззаявительный) порядок, что обусловлено спецификой субъектного состава их получателей и целями введения, в частности в тех случаях, когда это возможно если налогоплательщиком не выражена воля на применение льготы и (или) не представлены документы, подтверждающие право на нее, а у налогового органа имеются соответствующие сведения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах производства компенсационных выплат военнослужащим и членам их семей в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) или гибели (смерти) в связи с выполнением задач специальной военной операции
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Таким образом, с 23 июля 2023 г. получение ранеными военнослужащими единовременной выплаты стало носить беззаявительный характер.
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Таким образом, с 23 июля 2023 г. получение ранеными военнослужащими единовременной выплаты стало носить беззаявительный характер.
Статья: Беззаявительный и автоматический порядок назначения социального обеспечения как новый тренд развития социально-обеспечительных процедурных правоотношений в условиях цифровизации экономики
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Реализовать изменения процедурного характера с введением беззаявительного порядка назначения ряда денежных видов социального обеспечения позволили широкомасштабные изменения в государстве, связанные с цифровизацией экономики, что коснулось и предоставления государственных услуг населению, включая социальное обеспечение.
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Реализовать изменения процедурного характера с введением беззаявительного порядка назначения ряда денежных видов социального обеспечения позволили широкомасштабные изменения в государстве, связанные с цифровизацией экономики, что коснулось и предоставления государственных услуг населению, включая социальное обеспечение.
Нормативные акты
"Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в Белгородской, Брянской и Курской областях"
(утв. Президентом РФ)д) обеспечить беззаявительный характер оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
(утв. Президентом РФ)д) обеспечить беззаявительный характер оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2025 N 830-р
<Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года>Ежегодно, с 1 августа, осуществляется перерасчет страховой пенсии работающих пенсионеров, который носит индивидуальный характер и зависит от уровня заработной платы работавшего в прошедшем году пенсионера и, соответственно, суммы внесенных за него работодателем страховых взносов.
<Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года>Ежегодно, с 1 августа, осуществляется перерасчет страховой пенсии работающих пенсионеров, который носит индивидуальный характер и зависит от уровня заработной платы работавшего в прошедшем году пенсионера и, соответственно, суммы внесенных за него работодателем страховых взносов.
Статья: Система социального рейтинга (скоринга) как инструмент влияния на поведение человека
(Ковалева Н.Н., Жирнова Н.А.)
("Закон", 2024, N 12)Однако сегодня получение всех этих мер поддержки и льгот носит заявительный характер, на что прямо указано в Законе <27>. Изменение данного принципа на принцип безусловного и беззаявительного предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительно высвободит личное время и позволит предоставлять услуги нуждающимся в них лицам не с момента обращения, а с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
(Ковалева Н.Н., Жирнова Н.А.)
("Закон", 2024, N 12)Однако сегодня получение всех этих мер поддержки и льгот носит заявительный характер, на что прямо указано в Законе <27>. Изменение данного принципа на принцип безусловного и беззаявительного предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительно высвободит личное время и позволит предоставлять услуги нуждающимся в них лицам не с момента обращения, а с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Вопрос: О продлении сроков уплаты налога за 2021 г. и авансового платежа за I квартал 2022 г. при УСН.
(Письмо Минфина России от 24.09.2024 N 03-11-11/91871)В связи с Постановлением перенос сроков уплаты налога за 2021 год и авансового платежа за I квартал 2022 года по упрощенной системе налогообложения осуществлен в автоматизированном режиме и в беззаявительном порядке.
(Письмо Минфина России от 24.09.2024 N 03-11-11/91871)В связи с Постановлением перенос сроков уплаты налога за 2021 год и авансового платежа за I квартал 2022 года по упрощенной системе налогообложения осуществлен в автоматизированном режиме и в беззаявительном порядке.
Статья: Тенденции развития социально-обеспечительных процедур под влиянием всеобщей информатизации и цифровизации
(Зеленина А.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Первоначально такое перераспределение обязанностей было обусловлено внедрением практики беззаявительных механизмов реализации социально-обеспечительных прав, затем такое же перераспределение затронуло иные процедуры, сохраняющие заявительный характер: если раньше управомоченному субъекту для реализации своего права в области социального обеспечения нужно было обратиться в соответствующий орган с заявлением и подтвердить свое право, то теперь во многих случаях достаточно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, который самостоятельно, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, получает необходимые сведения и информацию в целях проверки наличия основания и условий для назначения определенного вида социального обеспечения.
(Зеленина А.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Первоначально такое перераспределение обязанностей было обусловлено внедрением практики беззаявительных механизмов реализации социально-обеспечительных прав, затем такое же перераспределение затронуло иные процедуры, сохраняющие заявительный характер: если раньше управомоченному субъекту для реализации своего права в области социального обеспечения нужно было обратиться в соответствующий орган с заявлением и подтвердить свое право, то теперь во многих случаях достаточно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, который самостоятельно, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, получает необходимые сведения и информацию в целях проверки наличия основания и условий для назначения определенного вида социального обеспечения.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Проактивный порядок предоставления услуг и суперсервисы "социального казначейства". В июне 2021 г. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил проактивный (без подачи заявлений) механизм выплаты пенсий, который подразумевает беззаявительный характер предоставления государственных услуг ПФР. Проактивное начисление пенсий вошло в утвержденный Правительством РФ план по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения, рассчитанной до 2025 г. <2> Основное внимание уделено вопросам повышения качества жизни и финансового благополучия пенсионеров, содействию их занятости, а также повышению качества и доступности медицинской помощи. По словам Председателя Правительства РФ, применение проактивного механизма назначения и выплаты пенсий, а также социальных доплат к ним, при котором бы "люди старшего возраста не беспокоились и не тратили время на хождение по инстанциям, заполнение бумаг, подачу заявлений", относится к первоочередным задачам реформирования ПФР <3>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Проактивный порядок предоставления услуг и суперсервисы "социального казначейства". В июне 2021 г. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил проактивный (без подачи заявлений) механизм выплаты пенсий, который подразумевает беззаявительный характер предоставления государственных услуг ПФР. Проактивное начисление пенсий вошло в утвержденный Правительством РФ план по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения, рассчитанной до 2025 г. <2> Основное внимание уделено вопросам повышения качества жизни и финансового благополучия пенсионеров, содействию их занятости, а также повышению качества и доступности медицинской помощи. По словам Председателя Правительства РФ, применение проактивного механизма назначения и выплаты пенсий, а также социальных доплат к ним, при котором бы "люди старшего возраста не беспокоились и не тратили время на хождение по инстанциям, заполнение бумаг, подачу заявлений", относится к первоочередным задачам реформирования ПФР <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Такое действие носит чисто технический, беззаявительный характер, перевод производится на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Гражданин в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости должен быть извещен о назначении ему страховой пенсии по старости. При этом размер страховой пенсии по старости не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, установленного по состоянию на день, с которого была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности. Однако надо иметь в виду, что эта гарантия действует лишь при условии, что гражданин являлся получателем страховой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Такое действие носит чисто технический, беззаявительный характер, перевод производится на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Гражданин в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости должен быть извещен о назначении ему страховой пенсии по старости. При этом размер страховой пенсии по старости не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, установленного по состоянию на день, с которого была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности. Однако надо иметь в виду, что эта гарантия действует лишь при условии, что гражданин являлся получателем страховой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет.
Вопрос: Какие будут последствия для налогового агента и налогоплательщика в случае предоставления налоговым агентом вычета в беззаявительном порядке на основании недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком, или при непредоставлении информации об изменении оснований для получения стандартного налогового вычета?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).
Статья: Актуальные аспекты проактивного предоставления государственных услуг в контексте их правового регулирования
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Аналитики отмечают, что в законодательном плане на данный момент типологизация по характеру взаимодействия определена нормативно. В соответствии с названным критерием выделяют проактивное информирование и проактивные услуги. Типологизация по степени проактивности государственных услуг (полностью проактивные и условно проактивные) интересна для развития "нормативной компетенции проактивного режима оказания госуслуг... и разработки предложений по правовому регулированию" [2, с. 11].
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Аналитики отмечают, что в законодательном плане на данный момент типологизация по характеру взаимодействия определена нормативно. В соответствии с названным критерием выделяют проактивное информирование и проактивные услуги. Типологизация по степени проактивности государственных услуг (полностью проактивные и условно проактивные) интересна для развития "нормативной компетенции проактивного режима оказания госуслуг... и разработки предложений по правовому регулированию" [2, с. 11].
Статья: О формах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: историко-правовой аспект
(Васильева А.С.)
("Администратор суда", 2023, N 4)До настоящего времени сложившимся (и достаточно устойчивым) являлось представление о трехзвенной структуре правоотношения по социальному обеспечению (с учетом его динамики - "от материального к процедурному и далее к процессуальному") <12>, так как по своей правовой природе право на социальное обеспечение (его реализация) носило преимущественно заявительный характер.
(Васильева А.С.)
("Администратор суда", 2023, N 4)До настоящего времени сложившимся (и достаточно устойчивым) являлось представление о трехзвенной структуре правоотношения по социальному обеспечению (с учетом его динамики - "от материального к процедурному и далее к процессуальному") <12>, так как по своей правовой природе право на социальное обеспечение (его реализация) носило преимущественно заявительный характер.