Безвозмездная финпомощь из бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездная финпомощь из бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, проанализировав указанное Соглашение, суды установили, что дополнительная финансовая помощь... в виде дотации... выделена Республике... с целью обеспечения сбалансированности бюджета... Каких-либо положений о том, на приобретение каких товаров, материалов, работ, услуг должны быть направлены выделяемые средства дотации, Соглашение не содержит. Критерии эффективности и результативности, результаты и показатели результатов использования средств дотации в Соглашении также не определены.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, проанализировав указанное Соглашение, суды установили, что дополнительная финансовая помощь... в виде дотации... выделена Республике... с целью обеспечения сбалансированности бюджета... Каких-либо положений о том, на приобретение каких товаров, материалов, работ, услуг должны быть направлены выделяемые средства дотации, Соглашение не содержит. Критерии эффективности и результативности, результаты и показатели результатов использования средств дотации в Соглашении также не определены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидии в постсоветских государствах
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Определенная неясность в характеристике субсидий содержится в законодательстве Таджикистана. Так, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 723 "О государственных финансах Республики Таджикистан" (далее - Закон РТ) наряду с понятием "субвенция" содержится следующее определение субсидий: "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов" <13>. В остальных статьях Закона РТ субсидии упоминаются только при перечислении, например, текущих расходов, а в главе 7 "Межбюджетные отношения" вообще не упомянуты, в отличие от субвенций. Более того, исходя из положений Закона представляется довольно сложным разграничить характеристику субсидий и субвенций. Под последними в законодательстве Таджикистана понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов. В ст. 24 Закона РТ закреплено, что финансовая помощь местным бюджетам в форме субвенций предоставляется на финансирование отдельных целевых расходов. Таким образом, основные признаки данных форм расходов бюджета фактически идентичны.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Определенная неясность в характеристике субсидий содержится в законодательстве Таджикистана. Так, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 723 "О государственных финансах Республики Таджикистан" (далее - Закон РТ) наряду с понятием "субвенция" содержится следующее определение субсидий: "бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов" <13>. В остальных статьях Закона РТ субсидии упоминаются только при перечислении, например, текущих расходов, а в главе 7 "Межбюджетные отношения" вообще не упомянуты, в отличие от субвенций. Более того, исходя из положений Закона представляется довольно сложным разграничить характеристику субсидий и субвенций. Под последними в законодательстве Таджикистана понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов. В ст. 24 Закона РТ закреплено, что финансовая помощь местным бюджетам в форме субвенций предоставляется на финансирование отдельных целевых расходов. Таким образом, основные признаки данных форм расходов бюджета фактически идентичны.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1.2. На основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 976 <15> субъектам МСП пострадавших отраслей в 2020 г. предоставлялась субсидия из федерального бюджета на дезинфекцию в расчете 6 500 руб. x на количество работников + 15 000 руб. Максимальная сумма субсидии: 6 500 руб. x 250 чел. + 15 000 руб. = 1 640 000 руб. На безвозмездную финансовую помощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могли рассчитывать, например, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры. Субсидия предоставлялась на основании заявления, которое необходимо было подать в период с 15 июля 2020 г. до 17 августа 2020 г.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1.2. На основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 976 <15> субъектам МСП пострадавших отраслей в 2020 г. предоставлялась субсидия из федерального бюджета на дезинфекцию в расчете 6 500 руб. x на количество работников + 15 000 руб. Максимальная сумма субсидии: 6 500 руб. x 250 чел. + 15 000 руб. = 1 640 000 руб. На безвозмездную финансовую помощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могли рассчитывать, например, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры. Субсидия предоставлялась на основании заявления, которое необходимо было подать в период с 15 июля 2020 г. до 17 августа 2020 г.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"В случаях же, прямо не урегулированных Законом об основах охраны здоровья либо другими федеральными законами, источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи определяются с учетом положений программы государственных гарантий ее бесплатного оказания (часть 11 статьи 83). Например, источниками финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года N 2353), в том числе в части лекарственных средств, являются, как видно из ее раздела V, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"В случаях же, прямо не урегулированных Законом об основах охраны здоровья либо другими федеральными законами, источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи определяются с учетом положений программы государственных гарантий ее бесплатного оказания (часть 11 статьи 83). Например, источниками финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года N 2353), в том числе в части лекарственных средств, являются, как видно из ее раздела V, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон от 17.02.2023 N 16-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"Статья 5. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"Статья 5. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)где Дп - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года); Дс - собственные доходы бюджета.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)где Дп - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года); Дс - собственные доходы бюджета.
Статья: Правовой режим бюджетных вложений в инвестиционные проекты
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)2. По источнику финансирования. Бюджетные инвестиции могут быть финансированы за счет доходов федерального, регионального и местного бюджетов. Федеральные инвестиции могут быть направлены на реализацию национальных проектов и программ, обеспечивающих развитие страны в целом. Региональные инвестиции финансируются за счет доходов региональных бюджетов и направлены на развитие экономики и социальной сферы в конкретном регионе. Муниципальные инвестиции финансируются за счет доходов местных бюджетов и направлены на решение задач местного значения.
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)2. По источнику финансирования. Бюджетные инвестиции могут быть финансированы за счет доходов федерального, регионального и местного бюджетов. Федеральные инвестиции могут быть направлены на реализацию национальных проектов и программ, обеспечивающих развитие страны в целом. Региональные инвестиции финансируются за счет доходов региональных бюджетов и направлены на развитие экономики и социальной сферы в конкретном регионе. Муниципальные инвестиции финансируются за счет доходов местных бюджетов и направлены на решение задач местного значения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)На региональном и местном уровнях представительные органы также наделяются контрольными полномочиями в области публичных финансов. Например, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 19.02.2010 N 1-ОЗ "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Свердловской области" к контрольным полномочиям Законодательного Собрания Свердловской области относится контроль за исполнением областного бюджета и бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, за утверждением и исполнением территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)На региональном и местном уровнях представительные органы также наделяются контрольными полномочиями в области публичных финансов. Например, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 19.02.2010 N 1-ОЗ "О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Свердловской области" к контрольным полномочиям Законодательного Собрания Свердловской области относится контроль за исполнением областного бюджета и бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, за утверждением и исполнением территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статья: Правовое регулирование межбюджетных субсидий как доходов бюджета
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Более удачную группировку доходов в рамках данной классификации предложил А.Г. Пауль, который разделяет доходы на первичные (основные) и вторичные (производные). Первые связаны с распределением источников доходов, а ко вторым относятся межбюджетные трансферты <2>. В рамках данного исследования интерес представляет вторая группа доходов. При этом следует отметить, что, отнеся безвозмездные поступления к первичным доходам, ученый убрал из данной категории межбюджетные трансферты. Это является оправданным, поскольку на примере отдельных видов межбюджетных субсидий можно убедиться в том, что не все межбюджетные трансферты носят безвозмездный характер. Вторичные доходы определены как доходы, направляемые в бюджет из другого бюджета, для которого они являются расходами, как правило, целевые и предусмотренные в твердой сумме. Также примечательно то, что А.Г. Пауль разделяет межбюджетные трансферты на нисходящие и восходящие (централизуемые). По мнению данного автора, межбюджетные субсидии отнесены сразу к двум этим видам. Они являются нисходящими, поскольку направлены на решение вопросов, отнесенных к ведению бюджета получателя (финансовая помощь). Отнесение субсидий к восходящим трансфертам обусловлено тем, что они могут направляться из нижестоящих бюджетов в вышестоящие и разделены на принудительные и добровольные <3>.
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Более удачную группировку доходов в рамках данной классификации предложил А.Г. Пауль, который разделяет доходы на первичные (основные) и вторичные (производные). Первые связаны с распределением источников доходов, а ко вторым относятся межбюджетные трансферты <2>. В рамках данного исследования интерес представляет вторая группа доходов. При этом следует отметить, что, отнеся безвозмездные поступления к первичным доходам, ученый убрал из данной категории межбюджетные трансферты. Это является оправданным, поскольку на примере отдельных видов межбюджетных субсидий можно убедиться в том, что не все межбюджетные трансферты носят безвозмездный характер. Вторичные доходы определены как доходы, направляемые в бюджет из другого бюджета, для которого они являются расходами, как правило, целевые и предусмотренные в твердой сумме. Также примечательно то, что А.Г. Пауль разделяет межбюджетные трансферты на нисходящие и восходящие (централизуемые). По мнению данного автора, межбюджетные субсидии отнесены сразу к двум этим видам. Они являются нисходящими, поскольку направлены на решение вопросов, отнесенных к ведению бюджета получателя (финансовая помощь). Отнесение субсидий к восходящим трансфертам обусловлено тем, что они могут направляться из нижестоящих бюджетов в вышестоящие и разделены на принудительные и добровольные <3>.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В силу части 11 статьи 36 Закона N 326-ФЗ стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС, установленный законом о бюджете территориального фонда.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В силу части 11 статьи 36 Закона N 326-ФЗ стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС, установленный законом о бюджете территориального фонда.
Вопрос: Об НДС при реализации товаров (работ, услуг) и получении субсидий на возмещение затрат на их приобретение.
(Письмо Минфина России от 02.04.2025 N 03-07-11/32490)Пунктом 1 статьи 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
(Письмо Минфина России от 02.04.2025 N 03-07-11/32490)Пунктом 1 статьи 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Достижение указанных целей обеспечивается в том числе обязанностью муниципальных дошкольных образовательных организаций принимать несовершеннолетних для получения бесплатного дошкольного образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования. Каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня (см. Постановление Конституционного Суда от 15.05.2006 N 5-П).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Достижение указанных целей обеспечивается в том числе обязанностью муниципальных дошкольных образовательных организаций принимать несовершеннолетних для получения бесплатного дошкольного образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования. Каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня (см. Постановление Конституционного Суда от 15.05.2006 N 5-П).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)8. В соответствии с ч. 11 источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В данном случае имеются в виду федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, законы субъектов РФ о территориальных фондах обязательного медицинского страхования, принятые на период один год и двухгодичный финансовый период, что совпадает с периодом, в рамках которого действует программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)8. В соответствии с ч. 11 источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В данном случае имеются в виду федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, законы субъектов РФ о территориальных фондах обязательного медицинского страхования, принятые на период один год и двухгодичный финансовый период, что совпадает с периодом, в рамках которого действует программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.