Безвозмездная финансовая помощь НДФЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездная финансовая помощь НДФЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Учредитель общества в качестве безвозмездной финансовой помощи перечислил обществу денежные средства, часть из которых была направлена обществом на выплату заработной платы работникам. При этом данная часть финансовой помощи была перечислена учредителем общества напрямую на лицевые счета работников, НДФЛ обществом с данных сумм уплачен не был. Признавая доначисление НДФЛ с данных выплат законным, суд указал, что нормами НК РФ не предусмотрено освобождение от обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ с суммы выплаченной заработной платы физических лиц в зависимости от источника выплаты дохода, а потому в отсутствие извещения обществом налогового органа о невозможности удержания НДФЛ общество обязано было перечислить суммы НДФЛ в бюджет как налоговый агент. Кроме того, суд отметил, что из представленных обществом документов следовало, что заработная плата была выплачена за вычетом НДФЛ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Учредитель общества в качестве безвозмездной финансовой помощи перечислил обществу денежные средства, часть из которых была направлена обществом на выплату заработной платы работникам. При этом данная часть финансовой помощи была перечислена учредителем общества напрямую на лицевые счета работников, НДФЛ обществом с данных сумм уплачен не был. Признавая доначисление НДФЛ с данных выплат законным, суд указал, что нормами НК РФ не предусмотрено освобождение от обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ с суммы выплаченной заработной платы физических лиц в зависимости от источника выплаты дохода, а потому в отсутствие извещения обществом налогового органа о невозможности удержания НДФЛ общество обязано было перечислить суммы НДФЛ в бюджет как налоговый агент. Кроме того, суд отметил, что из представленных обществом документов следовало, что заработная плата была выплачена за вычетом НДФЛ.
Подборка судебных решений за 2015 год: Статья 43 "Ограничения на выплату дивидендов" Федерального закона "Об акционерных обществах"
(ООО "Юринформ В")Правомерно отказывая в признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДФЛ, пени и штрафа, поскольку, установив, что обществом принято решение о выплате дивидендов за счет необоснованного завышения стоимости чистых активов путем неправомерного отражения в регистрах бухгалтерского учета сумм безвозмездной финансовой помощи, фактически полученной в другом отчетном периоде, поскольку из протокола общего собрания акционеров не следует, что на выплату дивидендов направлялась чистая прибыль, определенная по результатам отчетного периода, арбитражные суды пришли к выводу, что стоимость чистых активов на момент принятия решения имела отрицательные показатели, следовательно, общество в силу ограничений, установленных в статье 43 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", не вправе было принимать решение о выплате дивидендов в условиях отсутствия чистой прибыли.
(ООО "Юринформ В")Правомерно отказывая в признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДФЛ, пени и штрафа, поскольку, установив, что обществом принято решение о выплате дивидендов за счет необоснованного завышения стоимости чистых активов путем неправомерного отражения в регистрах бухгалтерского учета сумм безвозмездной финансовой помощи, фактически полученной в другом отчетном периоде, поскольку из протокола общего собрания акционеров не следует, что на выплату дивидендов направлялась чистая прибыль, определенная по результатам отчетного периода, арбитражные суды пришли к выводу, что стоимость чистых активов на момент принятия решения имела отрицательные показатели, следовательно, общество в силу ограничений, установленных в статье 43 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", не вправе было принимать решение о выплате дивидендов в условиях отсутствия чистой прибыли.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Физлицо (единственный участник ООО) оказало безвозмездную финансовую помощь денежными средствами, которая была учтена ООО как добавочный капитал. Участником принято решение об увеличении уставного капитала за счет добавочного. Возникает ли у участника доход, облагаемый НДФЛ, при увеличении уставного капитала?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Доход участника общества в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью его доли участника общества подлежит обложению НДФЛ в общем порядке.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Доход участника общества в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью его доли участника общества подлежит обложению НДФЛ в общем порядке.
Типовая ситуация: Финансовая и иная помощь учредителя: учет и налоги
(Издательство "Главная книга", 2025)Проводка у учредителя при оказании финансовой помощи: Д 91.02 (58.01) - К 51; при безвозмездной передаче ОС или другого имущества: Д 91.02 (58.01) - К 01 (10, 41, 43) (Рекомендация БМЦ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Проводка у учредителя при оказании финансовой помощи: Д 91.02 (58.01) - К 51; при безвозмездной передаче ОС или другого имущества: Д 91.02 (58.01) - К 01 (10, 41, 43) (Рекомендация БМЦ).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС РФ от 28.12.2009 N ШС-22-3/978@
"О налогообложении целевой финансовой помощи"Согласно вышеуказанным разъяснениям, статья 217 НК РФ не содержит положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц финансовой помощи безработным гражданам на организацию собственного дела или на самозанятость.
"О налогообложении целевой финансовой помощи"Согласно вышеуказанным разъяснениям, статья 217 НК РФ не содержит положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц финансовой помощи безработным гражданам на организацию собственного дела или на самозанятость.
<Письмо> УМНС РФ по г. Москве от 01.10.2001 N 08-11/44516
<О субсидиях на покупку жилья>Вопрос: Облагаются ли налогом на доходы физических лиц субсидии, выплачиваемые военнослужащим в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих"?
<О субсидиях на покупку жилья>Вопрос: Облагаются ли налогом на доходы физических лиц субсидии, выплачиваемые военнослужащим в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих"?
Статья: О налогообложении субсидии на организацию самозанятости
(Белова О.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 11)Налогоплательщики, которые получили безвозмездную финансовую помощь, предоставляемую безработным гражданам для организации ими предпринимательской деятельности, обязаны при применении общего режима налогообложения удержать с полученных сумм НДФЛ, так как ст. 217 Налогового кодекса РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение от налогообложения указанных доходов. Это касается средств, полученных до 31 декабря 2008 г.
(Белова О.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 11)Налогоплательщики, которые получили безвозмездную финансовую помощь, предоставляемую безработным гражданам для организации ими предпринимательской деятельности, обязаны при применении общего режима налогообложения удержать с полученных сумм НДФЛ, так как ст. 217 Налогового кодекса РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение от налогообложения указанных доходов. Это касается средств, полученных до 31 декабря 2008 г.
Вопрос: Облагаются ли налогом на доходы физических лиц субсидии, выплачиваемые военнослужащим в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих"?
("Московский налоговый курьер", 2001, N 23)"Московский налоговый курьер", N 23, 2001
("Московский налоговый курьер", 2001, N 23)"Московский налоговый курьер", N 23, 2001
Статья: Об удержании и уплате НДФЛ при выплате заработной платы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 8)Как следует из материалов дела, на основании соглашения о предоставлении финансовой помощи учредитель ООО передал обществу в качестве безвозмездной финансовой помощи 40 млн руб. в целях увеличения чистых активов общества и пополнения оборотных средств. При этом часть средств была направлена на выплату зарплаты работникам ООО непосредственно на их лицевые счета.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2019, N 8)Как следует из материалов дела, на основании соглашения о предоставлении финансовой помощи учредитель ООО передал обществу в качестве безвозмездной финансовой помощи 40 млн руб. в целях увеличения чистых активов общества и пополнения оборотных средств. При этом часть средств была направлена на выплату зарплаты работникам ООО непосредственно на их лицевые счета.
Вопрос: Обязан ли индивидуальный предприниматель заплатить НДФЛ со средств, полученных из центра занятости населения в виде финансовой помощи на организацию самозанятости?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 10)Ответ: Да, обязан. ФНС России в Письме от 28.12.2009 N ШС-22-3/978@ разъясняет следующее. Налогоплательщики, которые получили безвозмездную финансовую помощь, предоставляемую безработным гражданам для организации ими предпринимательской деятельности, обязаны при применении общего режима налогообложения удержать с полученных сумм НДФЛ, так как ст. 217 Налогового кодекса РФ не содержит положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения указанной финансовой помощи. А налогоплательщики, применяющие УСН, должны учесть в составе внереализационных доходов доходы в виде указанной помощи, так как эти доходы не отвечают обязательным условиям признания их целевыми поступлениями (ст. 251 НК РФ).
("Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 10)Ответ: Да, обязан. ФНС России в Письме от 28.12.2009 N ШС-22-3/978@ разъясняет следующее. Налогоплательщики, которые получили безвозмездную финансовую помощь, предоставляемую безработным гражданам для организации ими предпринимательской деятельности, обязаны при применении общего режима налогообложения удержать с полученных сумм НДФЛ, так как ст. 217 Налогового кодекса РФ не содержит положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения указанной финансовой помощи. А налогоплательщики, применяющие УСН, должны учесть в составе внереализационных доходов доходы в виде указанной помощи, так как эти доходы не отвечают обязательным условиям признания их целевыми поступлениями (ст. 251 НК РФ).
Статья: Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления
(Кириллова О.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 10)Вопрос об уровне собственных (ранее - закрепленных) бюджетных доходов является одним из основных и при определении бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Начиная с 2006 г. новой редакцией Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) изменено понятие "собственных доходов", которое теперь включает помимо налоговых платежей также отчисления от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам, утверждаемым на временной основе (на очередной финансовый год), и безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней, за исключением субвенций компенсационного характера. Подобная новация, думается, лишь "затушевывает" как проблемы зависимости муниципальных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня, так и проблемы сокращения дотационности в каждом бюджете и количества дотационных бюджетов в целом. При таких условиях даже преобладание "собственных доходов", включающих финансовую помощь из вышестоящего бюджета (субвенции компенсационного характера к ней не относятся), не может характеризовать степень самостоятельности муниципальных бюджетов как достаточно высокую. Так, например, в одном из муниципальных образований Ставропольского края, на территории которого уже в 2005 г. началась реализация муниципальной реформы, собственные доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений или доходов от предпринимательской деятельности составили всего 26% от общего объема доходов, в то время как в 2004 г. этот показатель (при ином его содержательном наполнении) составлял 71%, т.е. сокращение произошло на 45%. Дотация же на выравнивание межбюджетной обеспеченности составила 80,3% объема собственных доходов, или почти 21% от общего объема доходов городского бюджета, тогда как в том же 2004 г. она составляла соответственно всего 6,3 и 4,5%, т.е. темпы роста составили 16% <**>. Таким образом, территории, которые были всегда потенциальными донорами, в соответствии с новым законодательством стали дотационными.
(Кириллова О.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 10)Вопрос об уровне собственных (ранее - закрепленных) бюджетных доходов является одним из основных и при определении бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Начиная с 2006 г. новой редакцией Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) изменено понятие "собственных доходов", которое теперь включает помимо налоговых платежей также отчисления от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам, утверждаемым на временной основе (на очередной финансовый год), и безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней, за исключением субвенций компенсационного характера. Подобная новация, думается, лишь "затушевывает" как проблемы зависимости муниципальных бюджетов от бюджетов вышестоящего уровня, так и проблемы сокращения дотационности в каждом бюджете и количества дотационных бюджетов в целом. При таких условиях даже преобладание "собственных доходов", включающих финансовую помощь из вышестоящего бюджета (субвенции компенсационного характера к ней не относятся), не может характеризовать степень самостоятельности муниципальных бюджетов как достаточно высокую. Так, например, в одном из муниципальных образований Ставропольского края, на территории которого уже в 2005 г. началась реализация муниципальной реформы, собственные доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений или доходов от предпринимательской деятельности составили всего 26% от общего объема доходов, в то время как в 2004 г. этот показатель (при ином его содержательном наполнении) составлял 71%, т.е. сокращение произошло на 45%. Дотация же на выравнивание межбюджетной обеспеченности составила 80,3% объема собственных доходов, или почти 21% от общего объема доходов городского бюджета, тогда как в том же 2004 г. она составляла соответственно всего 6,3 и 4,5%, т.е. темпы роста составили 16% <**>. Таким образом, территории, которые были всегда потенциальными донорами, в соответствии с новым законодательством стали дотационными.
Статья: Исполнение обязанности налогового агента
(Лермонтов Ю.М.)
("Финансовая газета", 2019, N 9)На основании соглашения о предоставлении финансовой помощи и дополнительного соглашения учредитель передал Обществу в качестве безвозмездной финансовой помощи денежные средства в целях увеличения чистых активов Общества и пополнения оборотных средств. Полученная финансовая помощь направлена на выплату зарплаты работникам.
(Лермонтов Ю.М.)
("Финансовая газета", 2019, N 9)На основании соглашения о предоставлении финансовой помощи и дополнительного соглашения учредитель передал Обществу в качестве безвозмездной финансовой помощи денежные средства в целях увеличения чистых активов Общества и пополнения оборотных средств. Полученная финансовая помощь направлена на выплату зарплаты работникам.
Статья: Налоговые последствия получения финансовой помощи от учредителя
(Тимин Е.)
("Российский налоговый курьер", 2015, N 5)При таком способе возврата прибыли отсутствует необходимость вносить изменения в учредительные документы. Достаточно решения общего собрания, договора дарения, безвозмездной финансовой помощи или целевого финансирования, ссылки в платежном поручении на вклад в имущество ООО на основании названной выше нормы. Это несомненный плюс. Другим достоинством является оперативность.
(Тимин Е.)
("Российский налоговый курьер", 2015, N 5)При таком способе возврата прибыли отсутствует необходимость вносить изменения в учредительные документы. Достаточно решения общего собрания, договора дарения, безвозмездной финансовой помощи или целевого финансирования, ссылки в платежном поручении на вклад в имущество ООО на основании названной выше нормы. Это несомненный плюс. Другим достоинством является оперативность.
Вопрос: Бывший муж иногда переводит мне деньги на карту в качестве финансовой помощи. Облагаются ли эти суммы НДФЛ?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2025)Вопрос: Бывший муж иногда переводит мне деньги на карту в качестве финансовой помощи. Облагаются ли эти суммы НДФЛ?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2025)Вопрос: Бывший муж иногда переводит мне деньги на карту в качестве финансовой помощи. Облагаются ли эти суммы НДФЛ?